Три истории о Семистрельной иконе

Локсий Ганглери
Наряду со всем очевидной – но всеми по-своему трактуемой – истории человечества, есть еще и настоящая его история. История настоящая, но тайная: это – история мысли! И в этой истории, есть такие изречения, перед которыми, как перед пирамидами, трепещут пространство и время…

Одной из подобных мыслей мне представляется изречение Конфуция: «Если кидаешь камень в воду, всегда попадаешь ровно в центр всех кругов, расходящихся по воде!» Не кинешь камня – нет и кругов. Кинешь – ты всегда точен! И неважно, в сущности, каков камень: круги всегда послушны и одинаковы!..

С этой тайной историей связана каким-то образом другая история – История чудес. О ней трудно говорить, здесь время, пространство и язык связаны как-то совершенно иначе, нежели в нашей истории, в нашем летосчислении.

Все, что я могу, это рассказать несколько историй об одном чуде. На сей раз, это произвольные три истории о чудотворном образе Пресвятой Богородицы.

Икону эту нарекли «СЕМИСТРЕЛЬНАЯ», в воспоминание о том, как Дева Мария с Иосифом Обручником принесли в Иерусалимский храм Младенца Христа на 40-й день после Его рождения. Присутствующий в храме святой старец Симеон Богоприимец по внушению Духа Святого увидел в Богомладенце ожидаемого всем израильским народом Мессию, Искупителя. Предвидя скорбь, которую придётся перенести Божией Матери при Распятии Христа, праведный Симеон обратился к Ней со словами: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу» (Евангелие от Луки, 2:34-35).


1. ОБРЕТЕНИЕ ОБРАЗА: ИКОНА ТВОРИТ ЧЕЛОВЕКА

Один крестьянин Кадниковского уезда Вологодской губернии много лет страдал общим расслаблением и болезненной хромотой. Однажды ночью ему было видение, в котором неизвестный голос повелел отыскать на колокольне Иоанно-Богословского храма икону Божией Матери и помолиться перед нею. Два раза он приходил в храм и, рассказывая о своём сне, просил впустить его на колокольню. Но крестьянину не верили и отказывались исполнить его просьбу. Наконец, в третий раз его всё же впустили. Бедный хромец с трудом поднялся на колокольню...

Превозмогая боль, уныние и усталость, спускался крестьянин по крутой лестнице. Тут он споткнулся, упал, а из-под ноги его выскользнула дощечка, которою некогда залатали перила. Что-то подсказало нашему паломнику, что все это неспроста – он подобрал дощечку, отнес ее в церковь и показал настоятелю. О чудо! – на ней, сквозь пыль, грязь и копоть, словно сквозь шум и суету, проступали почти знакомые черты. А когда доску отмыли и отслужили перед нею молебен, доска оказалась иконой – той самой, которую наш крестьянин видел во сне! – а сам он исцелился от всех своих недугов!

Поразительно: безвестный молитвенник сотворил, можно сказать, икону, а икона его исцелила! В этом сокрыта благодать и тайна сотрудничества Бога и человека!.. Это – чудо Надежды.
Еще одно чудо исцеления икона сотворила всего через несколько лет после своего чудесного обретения. Это случилось в 1830 году, когда эпидемия холеры разразилась в Вологде. После молебна и Крестного хода с Семистрельной иконой, страшная болезнь отступила.
А в 1917 году, после того, как богоборцы закрыли церковь, чудесный образ бесследно исчез – сохранился лишь список, который и поныне пребывает в церкви святого праведного Лазаря, что в Вологде.

Впрочем…


2. ВСЕМИРНОЕ ПРОСЛАВЛЕНИЕ

Можно ли сказать, что «лукавая Венеция» стала прибежищем чудотворной иконы? С тем же успехом, наверное, как сказать, что «перила старинной колокольни хранили икону для последующего прославления». «Дух дышит там, идеже хощет», а места и моменты прославления (как и падения) нам неведомы.

Во всяком случае, самый, пожалуй, известный образ Семистрельной Богородицы был явлен не в меловых горах на Дону, не в Вологде и не в Венеции
История эта не менее чудесная – именно своею обычностью.

Стояла осень 1999 года. В ожидании поезда на ж/д станции «Софрино», в церковную лавку заглянула обычная гражданка, Маргарита Воробьева. Заглянула и приобрела небольшой образок, отпечатанный на картонке заурядным полиграфским способом.

Однако, всего через несколько дней, простой картонный образок начал обильно мироточить. Почему? – неизвестно. Откуда целебный эффект? – тоже непонятно. Единственное, что смогла установить специальная комиссия Русской Православной Церкви, так это то, что, влага, которая выделялась на иконке, почти идентична, по своему химическому составу, соку редких хвойных деревьев, растущих в юге Ближнего Востока. Хм… как раз тот случай, когда в попытке дать ответ, наука невольно ставит новые вопросы. Ну, откуда, спрашивается, взялась здесь эта жидкость (с Востока, если и ближнего, то не к Софрино).

Впрочем, образ творил столько исцелений, что Маргарита и ее супруг, Сергей, продали московскую квартиру, купив небольшой участок земли в деревне Бачурино, что под Москвой. А вскоре благотворители помогли им построить небольшой домик и храм рядом с ним. Храм для чудотворного образа.

Обязательно надо сказать, что чудотворения образа «Умягчения злых сердец» не ограничивается только исцелением – заживлением ран и антидепрессивным эффектом. Икона не только мироточит, но и кровоточит: Обычная человеческая кровь – первая группа, положительный резус – но именно перед грозными событиям в истории страны, на иконе появляются пятна крови! Так случилось перед гибелью подводной лодки «Курск», перед пожаром в «Норд-Осте», перед трагедией в Беслане…

Есть и еще одно невероятное чудо. Икона не пускает к себе некоторых людей! Казалось бы, приехал паломник, преодолев немалое расстояние, потратив немало времени и средств. Однако некая сила просто не дает ему подойти к иконе, словно невидимая стена встает на его пути к кивоту. Случается и так: люди приводят своих близких, для исцеления, те же, едва завидев икону, начинают кричать, стараясь спрятаться или убежать от иконы.

Так оно и есть. Бог сотворил человека, по Образу и Подобию Своему. А человек способен и волен творить Бога – на церковной стене, на доске, на картонке, холсте, полотне или бумаге – но прежде всего, в своем сердце. Там тоже дышит Дух Божий, и может чудесно явиться Образ Его:
среди кирпичей ли, невидим, до поры, от копоти и пыли;
на ступеньках ли старенькой колокольни;
после бомбардировки ли, среди разрушенных домов и мертвых тел;
в католическом ли городе на воде, неисповедимыми нам судами!..

...Страшное оружие пронзило сердце Владычицы нашей. Но именно ИМ Пресвятая Богородица умягчает наши озлобленные сердца. В этом и состоит чудо Любви – и еще одно имя Семистрельной иконушки:


3. «УМЯГЧЕНИЕ ЗЛЫХ СЕРДЕЦ» ТВОРИТ ИСТОРИЮ

…Быть может, это Атлантида, которая вовсе не исчезла под волнами моря, а снова вознеслась над ними в облике Венеции !.. то ли быль, то ли фантом, то ли нечто ИНОЕ, вся составленное из частиц стекла, воды и света .
Но лучше всего сказал о Венеции… Бог весть, кто! – какой-то римлянин, уходя на миг, но прощаясь на век, произнес, в чарующем вдохновении, фразу-маяк: “Veni etiam!” – «Возвращайся вновь!» Так и возникло имя-маяк, а может, даже имя-якорь: Венеция!..
Итак, в этом царстве стекла, воды и света – в этом городе горделивой романтики – КАК же, о кто же заметит крошечную часовенку, построенную специально для одной иконы?!
Впрочем, человек, знающий эту историю, не обратит внимания ни на Дворец дожей, ни на Мост Вздохов, ни даже на кладбище, где покоятся Сергей Дягилев, Игорь Стравинский и Иосиф Бродский.
Эта часовня расположена в г. Местре, материковой часть Венеции. В центре часовни – икона, само имя которой звучит как праздничный перезвон – La Madonna del Don – перед иконою стоят две чаши, с землею и с водой (очень по-венециански, хотя… землица – с Донских степей, и вода тоже из Танаиса, реки, отделяющей Азию от Европы) . Чудотворный Образ Богородицы, вместе с чашами, принесли сюда солдаты из взвода лейтенанта Джузеппе Перего, весною 1943 года. Впрочем, сами уцелевшие итальянцы уверены в том, что не ОНИ, а ОНА – сама Донская Мадонна – привела их сюда!

Побежденным воинам не полагается трофеев. Однако икона – не трофей: чудотворный образ хранил отступавших оккупантов от пуль и отморожения, по неведомому нам Промыслу Бога, а местные крестьяне делились с отступавшим врагом последним куском хлеба. Так, святой образ «Умягчение злых сердец» встал над гонителями веры, над фашистами и большевиками, над Великой Войной!..

По словам местных жителей, эта икона происходила из пещерного Воскресенского Белогорского мужского монастыря близ Павловска. А враги нашли эту икону в разрушенном ими же доме, и передали ее своему военному священнику, капеллану отцу Поликарпо из Вальданьи. В результате Острогожско-Россошанского наступления советских войск, итальянские горнострелковые части были разбиты и покинули пределы России. С собою они унесли горсти Донской земли и воды, которые едва не стала им могилой, по заступничеству «La Madonna del Don». Чудесный образ умягчил их сердца – и одному только Богу известно, ЧТО они унесли в этих сердцах из разрушенной России, с Войны…

Часовня в Местре и чудотворная икона до сих пор остаются местом массового паломничества родных и близких итальянских солдат, погибших в России.
И не только их одних.