Бакинские дворы продолжение

Сария Мамадова
Когда появились в 1956-х годах первые телевизоры «Луч» с экраном размером в небольшой блокнот, который во дворе был только у нас, или другой модификации, с выдвигающей на определённое расстояние  круглой, полувогнутой   линзой перед ещё меньшим по размеру экраном. В линзу наливали холодную кипячёную воду, от чего изображение становилось чуть больше. Это все сейчас кажется таким примитивным, но тогда они казались фантастическими коробками, где можно было видеть и слышать, происходящее на экране. По вечерам охотники и, любопытные до телевизоров, набивались в комнату, где стоял телевизор и с благоговейным восторгом смотрели на маленький экран. Тогда в Баку была только одна программа, потому смотрели всё подряд, что транслировали по ней. Тогда программы кончались не так поздно и когда выключали телевизор, то диву давались, как столько людей могли поместиться в комнате. Такое было огромное желание посмотреть хоть издалека на чудо!
 Днём, да и вечером мальчишки гоняли самодельные самокаты, которые изготавливались с самым сосредоточенным видом здесь же во дворе, деловито и придирчиво рассматривали каждый подшипник, так как они служили колёсами, и от них тоже зависела скорость самоката. Часто мальчишки устраивали гонки на самокатах!
А летом – была привольная пора. Бакинская жара. И здесь мальчишки нашли выход. Во-первых,   бегали на бульвар, там на сваях была построена и находилась городская купальня. Это была эстакада, высланная деревянными досками,  состоящая из кабин в котором был установлен кран с душем. Все доска и кабины были выкрашены в красный цвет. Это громко сказано,  душ скорее напоминал  кончик лейки  с отверстиями. Так была жарко, что и температура воды вблизи берега была достаточно тёплой  и подавалась морская  вода, отчего, когда подсыхали волосы они становились жесткими и непослушными, но ничего не могло остановить мальчишек. Надо отметить. Что туда ходили и взрослые.
Но интересней было обливаться самодельными поливальными устройствами, которые все мальчишки изготавливали из  зелёного цвета пол литровых бутылок, в которых ближе ко дну острой патефонной иглой и молотком пробивали отверстие и вода била тонкой струёй, а чтобы увеличить напор и длину доставания до объекта (другой мальчишка)   изо всех сил дули с горлышко. Воду набирали тут же из под крана. Таким образом, очередь к крану не рассасывалась, подходили другие с опорожненными бутылками.
Девочки же степенно сидели и вышивали крестиком по натянутой на пяльцы канве нанесённый рисунок, или шили по нанесённой с помощью копировальной бумаги  картинку. У всех были сумочки, или коробки с цветными нитками, как их тогда называли «мулине», ножнички и прочее, что нужно было под рукой для рукоделия.
Любимыми играми девочек были конечно же – игры с прыгалкой, и через веревку, которую держали две подружки, а остальные должны были ловить момент когда верёвка коснётся земли, что бы прыгнуть. Позже верёвки заменили резинкой и там были уже свои правила и «па».
Некоторые играли в камешки. Должно было пять камешков. Ими производили какие-то таинства, бросали  вверх один, а в это время надо было захватить этой же рукой оставшиеся. Второе па – поймать камень,  остальные положить на землю.  Это было так отработано, что мало кто ошибался и выходил из игры, уступая место следующей.   
А мальчишки играли в казаков разбойников, залезая на крыши соседних домов. Пот катился градом. Но они серьёзно отлавливали разбойников.
Насколько я помню , эта игра напоминала ту же , что мальчишки называли войнушкой . Участвовали  две группы игроков , которые определяют свои границы , за которые и сражались эти ребята . Задача разбойников состояла во внезапном нападении на казаков , а те , в свою очередь, должны были охранять свои позиции. Побеждали те , кто больше смог взять в плен противника и завоевать его территорию.
Все закладывается с детства. Магазины игрушек во  все времена заполнены разного рода оружия, вплоть до мечей, щитов. Сейчас подключились герои звёздных войн, лазерные мечи, на экране,  не прекращающие  хотя бы  на один месяц кинофильмы про войну,  а потом удивляемся, почему в той или иной части земли  идут войны. О тлетворном влиянии компьютерных игр, где летят брызги крови и поднимается азарт убить ненавистных героев игры, я здесь не буду распространяться. Всё закладываем сами и программируем, и поднимаем азарт для будущих бойцов.
А ещё мастерили рогатки. Это был трезубец из дерева, между которыми была натянута резинка. Средняя часть была дополнительно утолщена куском кожи, или резинки более широкого размера, чем  края. Туда клали маленький камешек, или в зависимости от воображения мальчишки предмет и стреляли.  У каждого уважающего себя мальчишки должна была быть рогатка.
Вернёмся к мирной жизни.
Любимой игрой мальчишек ещё была игра в альчики. Раздобыть их в городе было нелегко, так как редко когда резали баранов в городе. А это была   кость в   голени  барашка и чем старше был баран, и   тем большего размера был эта кость, тем больше она ценилась у мальчишек. Обычно у всех мальчишек двора были такие кости. Играли по двое, трое, но главным условием было то, что число костей должно было быть чётным.  Каждый кидал свои кости и  выигрывал тот, у которого максимальное  число костей  подали   вертикально, если преобладали  кости, падающие горизонтально,  тот проигрывал.
Малышня играли в другие игры. Палкой ударяли по мячу ( жалкий вариант гольфа) и он отлетал. И все кидались за ним. Кто первым добежит до мяча. тот считался победителем . 
Тогда же  в моду вошло выпиливание лобзиком по тонкой фанере. Издавались даже отдельные альбомы с рисунками, орнаментом и пр. Можно было на фанеру через копировальную бумагу нанести нехитрый или довольно сложный узор (всё зависело от умения владеть лобзиком и выпиливать). У некоторых получалось весьма недурно. Честно говоря,  и я этим увлекалась и получалось очень даже неплохо.
Позже появились по принципу паяльника,  ручка для выжигания с круглым наконечником, конец которой нагревался и можно было выжигать кружки вдоль нарисованного силуэта, или нанесённому контуру портрета. Очень любили выжигать контуры портрета С.Есенина с трубкой, или узоры.
И конечно же игра в классики. Весь двор был расчерчен мелом  и по ним скакали девочки. Искали плоские круглые камешки, но лучшим считалось набить киром  круглую неглубокую ёмкость примерно как банка для гуталина. 
Раз речь пошла о кире, то эта тема для новых воспоминаний.
Время от времени и когда в этом была острая необходимость, в том или ином дворе начинали протекать крыши некоторых квартир, приезжали кирщики с оборудованием для варки кира, которые представляли собой железные квадратные ёмкости с полувогнутым днищем под которую подкладывали дрова.. С крыш сдирали уже растрескавшийся пласт и куски бросали в котёл, кажется, доливали мазут и поджигали дрова. Кир постепенно плавился, а начинающую кипеть массу переворачивали очень примитивным способом . А именно, помещали  толстый железный прут с изогнутой дугой концом, на  который наваливался всем телом кирщик и под тяжестью тела  перемешивающее устройство поднимало на поверхность уже смягчённый нижний слой кира.   
Пузыри на поверхности кипящей массы. так напоминающей деятельность  грязевых вулканов, лопались и туда кирщики продолжали бросать, снятые с крыш сухие и растрескавшиеся пласты кира.
Так они колдовали над своими чанами, пока кир не превращался в однородную массу. Тогда зачерпывали кир ведрами и поднимали на крышу с помощью блока и перекинутого через него веревку установленного на крыше. Зацепляли ведро за крюк и поднимали. Там аккуратно выливали содержимое ведра и тем же способом опускали на землю. Это таинство продолжалось, пока вся территория крыши не была  залита новым киром. Потом приезжала машина и отвозила чан в другие дворы. Такого рода дворы были в, основном двухэтажны и трёхэтажные, потому поднять ведро на такую высоту не представляло особой трудности.
            Первые три года я училась в городской школе №160. Она  считалась одной из лучших в городе. Тогда Директором был строгий В. Курдюмов.   Как раз напротив со школой располагались несколько таких дворов многие из которых ходили в школу напротив.  С одной из них Саидой я дружила, ходила к ним во двор. Когда случайно не было урока, или после школы, я как отличница, помогала ей готовиться к контрольной.
         Рядом с ними жила очень дружная русская семья. Их сын был отличником и все знали, что он наверняка окончит школу с золотой медалью. Он в очках производил на всех впечатление умного и строго ученика и все его в школе уважали. Так и случилось и Евгений ( мы называли его Женей) поехал в Москву и поступил в МГИМО. Тогда – это было большое событие. Мы всей школой очень гордились его успехами и  когда Он приехал на каникулы, то оказалось, что Он был во Франции. Это на тот период казалось таким значительным  и недосягаемым.
  Отец его работал машинистом, а в свободное время занимался своим своеобразным доходным хобби. Он разводил канареек. В большой прихожей, которая служила и кухней были развешаны много клеток, в каждой из которых жила парочка канареек. В клетке было прикреплено место для гнезда, в которую самка клала и высиживала маленькие яички с такой хрупкой скорлупой, что мы приходившие иногда понаблюдать за ними боялись, что она их раздавит. Но всё было в порядке. Появлялись птенцы. Но самое замечательно было. когда одна из  птиц заводила  трель и её подхватывали остальные. Каждый на свой лад и это был своеобразный и прекрасный хор канареек.