Почему распадаются семьи? Супружеская жизнь, 1964

Максим Странник Петров
"Супружеская жизнь" (1964, Франция)

Так получилось, что тему семейных ценностей, семьи я начал именно с этого фильма. И это несмотря на то, что фильм не получил никаких наград, мало известен сегодня, и не засветился ни в одном из существующих рейтингов. Но однако в этом фильме я нашёл главный ключ к разгадке тайн распада семьи в современном обществе. И авторы фильма, сами того не подозревая, показали нам психологию семейных отношений во всей её полноте. И исследование этого фильма задаст нужный тон для всех последующих разборов. Таким образом, я уверен, что многое из того, что есть в этом фильме, мы найдём в других кинолентах последних десятилетий, как западного, так и отечественного кинематографа.

С чего вообще начинается понятие "семья"? В чём его сущность? Какова роль в обществе? Является ли оно высшей данностью, спущенной человечеству Свыше, или это была историческая необходимость для того, чтобы человеку не испытывать мучительного чувства одиночества в этом мире? Можно ли считать, что семья - это основная базисная ячейка общества? Какова роль мужчины и женщины в семье? И могут ли эти роли меняться без ущерба для психологического здоровья семьи и потомства? К сожалению, гармоничные семьи в последнее время становятся, скорее исключением, чем правилом. Но и эти исключения не являются путеводными нитями, потому что здоровые семьи существуют зачастую не из-за знаний о законах их существования, а основаны на интуиции, на уровне воспитания, на традициях. "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему." 

Фильм "Супружеская жизнь" примечателен, прежде всего, своей необычной режиссёрской задумкой. Показать 6 лет жизни одной семьи глазами сначала мужа, а потом и жены. Вроде бы, за эти годы произошла определённая череда событий. Это объективная данность. И вся эта цепочка событий привела к распаду семьи. Но в пересказе двух людей, вовлечённых в эту историю, жизнь семьи выглядит совершенно по-разному. Кто прав, кто виноват? Попробуй разберись. Мне видится, что у режиссёра изначально была цель: показать, что в семейных отношениях нет правых и виноватых. Есть недосказанность, неискренность, непонимание мотивов другого. Отсюда и возникают проблемы, конфликты, претензии и подозрения. Но получилось не совсем то, что ожидал, видимо, сам режиссёр. Сегодня спустя 50 лет этот фильм вскрывает реальные механизмы гибели семьи. И эти механизмы должны бы понимать люди, профессионально занимающиеся психологией. Но не понимают. Попробуем разобраться сами, мы - дилетанты в психологии, но любящие и ценящие искусство и его главный на сегодня вид - кино.

Первая серия фильма показывает нам историю любви глазами мужа. Несмотря на то, что он с самого начала фильма выглядит как очень привлекательный, но ветреный молодой человек, на которого вешаются девушки, в этом человеке есть какой-то внутренний нравственный стержень, который заставляет его держать всех этих любительниц удовольствий на расстоянии. Но настоящая его любовь приходит внезапно, неожиданно. И он принимает это. Даже невзирая на то, что будущая совместная жизнь начинается с трудностей. У него ещё нет своего места в жизни, профессии, гарантированного заработка. И почти сразу появляется ребёнок. Жан-Марк проявляет себя не только как ответственный человек, стремящийся содержать семью, заботиться о жене и ребёнке, но и не желающий делать карьеру успешного столичного адвоката-пройдохи. Он стремится достигать всего собственным честным трудом, быть нужным людям. Он получает место в провинциальном городе в качестве судьи несовершеннолетних преступников. И переезжает из Парижа с семьёй в этот городок. Несмотря на все трудности, небольшую зарплату, Жан-Марку нравится его работа, он ею увлечён. Но Франсуаза мечтает о комфорте, светской жизни, о столице.

Я не буду пересказывать фильм целиком. На самом деле, важно, чтобы каждый сам посмотрел и сделал свои выводы в соответствии со своим мировоззрением. Но уверен, что мнения будут очень разными и, во многом, диаметрально противоположными. Но есть здесь несколько важных вещей, которые актуальны спустя 54 года после премьеры фильма.

Позиция Жан-Марка, его жизненное кредо ложится в русло христианских ценностей, и кажется более устойчивым, прочным, чем у его супруги. Хотя не во всех ситуациях он справедлив, выдержан. Когда рассказ ведётся от лица жены, то это особенно заметно. Мы наблюдаем, как не принято у западных людей откровенно делиться теми сомнениями, тревогами, которые копятся в душе. Даже в отношениях мужа и жены. Они оба признали то, что слишком мало были друг с другом откровенными, искренними. И это привело к катастрофе. Но Жан-Марк стремился делать две вещи честно: заботиться о семье и заниматься любимым делом. В природе мужчины заложено, что дело для него, его работа всегда на первом месте. Не вместо семьи, а именно, на первом месте. Семья, безусловно, важна. Но если мужчину заставить пожертвовать своим делом ради того, чтобы только сидеть с семьёй, женой, детьми, то такой мужчина счастлив не будет. Женщина же на первое место всегда ставит благополучие семьи. Карьера вторична по отношению к семье, к заботе о муже, о детях. В идеале, женщина не вмешивается и в карьеру мужа, давая ему самому право решать проблемы на профессиональном поприще. Но это гармоничная семья, где всё сбалансировано. В современной реальности, что-то из мужского берёт на себя женщина, что-то мужчина выполняет из женских функций (кроме рождения ребёнка, конечно). Главное, чтобы не нарушался общий баланс, чтобы сходился дебет с кредитом (хотя в семье и не применимы бухгалтерские категории). Но если женщина пытается ради своего благополучия заставить мужчину делать карьеру, использует свои чары, чтобы повысить его шансы на достойное место под солнцем, то это уже путь к концу, потому что в этом случае не он делает карьеру, а она, но его руками. Если он соглашается на это из любви к ней, то драма со временем неизбежна. В фильме "Время желаний" (СССР, 1984) героиня находит слабого мужчину, с помощью которого реализует свои самые честолюбивые планы: активно обустраивает семейное гнездо, двигает своего мужа по карьерной лестнице, заставляет его сдвинуться с места, которое он занимал органично в соответствии со своими возможностями и способностями. Она принуждает его к продаже старой дачи, где прошло его детство, делает обмен их квартир на большую. Он слабо сопротивляется, потому что любит её и не хочет причинять ей боль. Но всё заканчивается тем, что сердце его не выдерживает непривычных стрессов, и он умирает.

В фильме "Супружеская жизнь" Франсуаза думает, что исходит из благополучия семьи. На самом деле, она занимается самообманом. Её мечта - высший парижский свет, комфортная сытая жизнь. И даже ребёнок не является чем-то важным в её жизни. Она готова оставлять дочь дома при любой необходимости куда-то уехать по своим делам. А ведь для того, чтобы ребёнок вырос нормальным человеком, ему требуется не только забота, но и материнские тепло, любовь, ласка. Ребёнка надо воспитывать. Само собой становление личности не происходит. Да, вроде бы выясняется, что Франсуаза - человек не легкомысленный, не похотливый. Она не соглашается ни на какие соблазны интимных встреч с другими мужчинами. Но она использует свою красоту, свой шарм, свой талант, чтобы добиваться от мужчин исполнения своих желаний. Когда она понимает, что её муж не хочет делать блестящую карьеру в Париже (ему претит корыстность целей столичных адвокатов, где главное - не справедливость, а интересы кошелька клиента), она сама начинает делать целенаправленные шаги к собственной карьере. При этом в отношении с мужчинами она вроде бы не переступает грань дозволенного. Но разве измена, разврат, прелюбодеяние - это только физический акт нахождения с другим мужчиной в одной постели?

Франсуаза не захотела принять то, что дано было ей по судьбе. А судьба распорядилась для Франсуазы пройти жизнь не с блестящим успешным карьеристом, а с честным, искренним, совестливым и нравственным человеком. Выйдя за муж, приняв в сердце своём любовь к мужчине, своему мужу, она не приняла сердцем его таким, каков он есть. Не разделила его убеждений, целей, не приняла его систему ценностей. Они оба были из непростых семей. Мать Жан-Марка была весьма распутной женщиной, живущей только удовольствиями и собственными желаниями. Её смысл жизни был в том, чтобы её любили, ею всегда восхищались. Она не хотела чувствовать себя матерью, заботливой и готовой отдавать. Она даже не терпела того, чтобы Жан-Марк называл её матерью. Это напоминало ей о её возрасте. Такая своего рода не повзрослевшая инфантильная девочка, которая периодически впадала в депрессию. Однако, Жан-Марка не привлекал образ жизни матери. Внешне он принимал интерес к нему девушек, слыл сердцеедом, но обладал собственным богатым внутренним миром, и держал дистанцию с поклонницами. Его место всегда было в мансарде.

Отец Франсуазы был тоже эгоистичным дельцом, не чурающимся в делах всевозможных махинаций, никогда не стремившийся быть верным мужем. Мать Франсуазы внутренне всегда жалела о своей участи домохозяйки вместо карьеры пианистки. И нацеливала свою дочь на свободу и независимость. И глядя на всё это, Франсуаза мечтала получить эту свободу, получить возможность играть на подмостках жизни одну из главных ролей.

Её взрослая жизнь начинается с попытки доказать себе, что она может быть свободной в выборе своей судьбы, карьеры, любви. "Роже очень хотел, чтобы я стала его возлюбленной. И в конце концов, я согласилась. По-настоящему, я не была влюблена в него, но я хотела доказать, что женщина может быть также свободна в любви, как и мужчина." Франсуаза рассчитывала на то, что с Роже она останется свободной и независимой. Но он предложил ей тот же сценарий, что и другие мужчины: зависимость от себя. "Ты решил, что я твоя, и сразу организовал мою жизнь. И какую жизнь! Я лежу у твоих ног, раздетая догола, растрёпанная, слушаю Шёнберга и пью саке. И самое страшное, что мне такая жизнь могла бы понравиться. Я не хочу любить ни тебя, ни кого другого. Моя мать на этом пострадала. Она могла стать знаменитой пианисткой, а стала папиной прислугой."

С Жан-Марком Франсуаза познакомилась из-за спора с Роже. Он утверждал, что она не сможет остаться независимой, не став для этого старой девой. И сам выбрал для неё претендента для завоевания. А Жан-Марк играл в обществе роль сердцееда и прожигателя жизни. "Дон Жуан весёлой вечеринки... Вызов Роже заставил выбрать меня тип партнёра, который я больше всего ненавидела."

Но он оказался мягким, нежным, тонким. "Ты любил меня, и ничего не требовал взамен". Можно сказать, что это ключевая фраза, характеризующая характер Жан-Марка. Он любил и готов был отдавать: свою любовь, заботу, энергию. Как мы поймём позже, Франсуаза строила свою жизнь на желании только получать, обустраивать свою территорию. Муж для неё был лишь инструментом, с помощью которого она могла бы сделать карьеру светской львицы, женщины, окружённой комфортом, красивыми сытыми людьми, разговорами о возвышенном, мужчинами, которые выказывают всяческие знаки внимания, боготворят. Но при этом, чтобы они не пытались затаскивать в постель.

Создав семью, такая женщина сначала пытается двигать мужа, ждёт от него успехов и реализации карьерных устремлений. Ведь она рассматривает семью как территорию своей жизни, своего Я. Успех мужа - это, прежде всего, её успех. Франсуаза не даёт Жан-Марку остановиться только на окончании курса юридических наук, а добивается того, чтобы он получил диплом адвоката.

Но Жан-Марк выбирает себе дело не по принципу карьерного успеха, а по призванию. Но не забывает и о семье. Собственно, желание построить самостоятельную жизнь и толкает его на поиски. И он очень рад тому, что смог найти место судьи, хотя и вдали от Парижа, но в собственном доме, а не в мансарде в доме матери. "Я глава семьи, и все вопросы решаю я". Да, звучит немного напыщенно, но в целом, Жан-Марк и идёт этой дорогой, никогда не отказываясь от своих обязательств перед семьёй и своей ответственности.

Но Франсуазе этого мало. Она не видит прогресса в своей жизни. Где честолюбивые устремления, где блеск и шум высшего света? Всё это осталось далеко в Париже. И Франсуазе кажется, что проблема в слабоволии её мужа, в его нерешительности. Она компенсирует недостатки тихой семейной жизни знакомством с местным богатым фабрикантом. Она позволяет ему ухаживать за собой. "Жизнь, о которой я мечтала, жизнь борьбы, надежд, успеха, эту жизнь теперь предлагал Филипп".

Интересно, что все её успешные мужчины-друзья называют Жан-Марка "маленьким заурядным чиновником без честолюбия", а его качества честного порядочного человека считают чуть ли не самым большим его недостатком. Но что заставляет всех этих успешных мужчин гоняться за благосклонностью Франсуазы при живом муже? Она сама даёт для этого повод, разрешая ухаживать за собой, включая свои женские чары, своё умение обольщать. И мужчины готовы слетаться как мухи на мёд. Даже инструктор по вождению пытается положить ей руку на колено. Узнав об этом, Жан-Марк так и говорит: "Ты дала повод на приставание".

Но Франсуаза всё ещё надеется, что Жан-Марк воплотит в себе все те качества, которые есть в Роже и Филиппе. "Я вытащу его из Везеля и сделаю из него крупного адвоката". Она через свою подругу Патрисию убеждает её отца, крупного адвоката, взять к себе в фирму Жан-Марка, но сделать это так, чтобы это выглядело как признание его таланта. Жан-Марк не хочет оставлять свою работу. И тогда Франсуаза устраивает скандал на банкете, после которого им приходится уехать в Париж.

"Теперь у тебя не было выбора: ты уехал со мной. Я испортила тебе карьеру в суде, но я ни о чём не жалела. Я знала, что когда-нибудь ты поймёшь что я была права. Ты мог стать крупным адвокатом, и ты должен был им стать."

Но Франсуаза не догадывается, что Патрисия имеет свой корыстный интерес. Она хочет разрушить их брак и заполучить Жан-Марка, и именно поэтому помогает попасть Жан-Марку в мир "больших людей". Жан-Марк не рассказывает Франсуазе об этих намёках. Но он очень быстро теряет интерес к грязным сделкам адвоката Рукье и увольняется.

И тогда Франсуаза начинает делать собственную карьеру, используя свою власть над Роже. И очень быстро достигает успеха. Но разрушает окончательно свою семью.

Мы приходим к важным вопросам, на которые нужны ответы, чтобы понимать, как сохранить семью, как её спасти, как обеспечить её будущее. Должен ли человек (мужчина или женщина) отказываться от своих представлений о жизни, если вступает в брак и создаёт семью? Является ли карьера мужчины вопросом совместного решения мужа и жены? Может ли женщина в браке иметь карьерные амбиции и жертвовать своим семейным благополучием?

Один из интересных срезов для анализа в этом фильме - изучение всех основных персонажей. Наблюдение показывает, что Жан-Марк - единственный представитель этого западного общества, который исповедует нравственные христианские ценности. Он честен, искренен, он готов защищать справедливость, принимать участие в чужой судьбе. Он никогда не отказывался от своей ответственности за судьбу любимого человека, за судьбу своего ребёнка, за свою семью. Он заботился о благополучии семьи, но не за счёт других, не за счёт низменных принципов, не любыми средствами. Но все остальные персонажи преследуют только свои эгоистичные корыстные цели. Роже пытается построить свою красивую жизнь эстета: саке, красивая женщина у его ног под музыку для интеллектуалов. Когда ему не удаётся подчинить себе Франсуазу, он женится на своей подчинённой фотомодели. Подруга Франсуазы Патрисия мечтала разрушить брак Франсуазы и Жан-Марка, чтобы заполучить его себе. Её отец не гнушается никакими средствами, чтобы привлечь богатых клиентов, и за деньги готов защищать любую ложь в суде. Филипп хочет сделать Франсуазу своей, чтобы обладать шикарной женщиной как дополнением к своим активам фабриканта. Только из-за этого он занимается устройством подростков, подопечных Жан-Марка на свою фабрику и предприятия своих коллег. Итальянский граф мечтает сделать Франсуазу частью интерьера своего ветшающего замка, вымирающего рода.

Послевоенная Европа через 15 лет после окончания Второй мировой войны серьёзно начала проводить переоценку своих ценностей. И начала с того, что поставила под сомнение традиционные ценности семьи. Фильм неожиданно высветил то, что энергетика женщины, её устремления, её желания и определяют благополучие семейной жизни. Если женщина использует эту ячейку общества как плацдарм для собственных эгоистических притязаний, то такая семья быстро деградирует и разрушается. Но с этим процессом рушится и прочность общественных отношений. Мужчина смотрит тогда на женщину либо как на объект вожделений, либо как на партнёра по бизнесу. И в том и в другом случае мало шансов на то, что у такой женщины будет здоровое потомство. Такое общество будет вообще постепенно отказываться от продолжения рода.