Дендрарий

Валера Матвеев
               
У меня как-то всё детство прошло в большей степени обыденно, без сногсшибательных приключений, хотя приключений тоже хватало, присущих мальчишкам нашего поколения, включающих в себя «романтические» посещения соседских садов и огородов с целью решения «продовольственной программы в подростковом возрасте». Конечно, «обычные» приключения тоже присутствовали, но я их не считаю какими-то яркими, «сногсшибательными».

  Во-первых, мы жили в городском районе, как сейчас бы сказали, в «спальном районе», где не было поблизости ни огородов, ни тем более роскошных садов. Последних, правда, не было уже по климатическим условиям. А, во-вторых, потому что рос я в Хабаровске, где хорошие сады были большой дачной редкостью в связи с географическим положением города и его дачных «фруктовых»  окрестностей. Вот поэтому я обошёлся без этой, столь близкой большинству подрастающих поколений продовольственно-воровской романтики детства. А в деревню к бабушке на лето меня отправляли в ещё очень юном возрасте, в котором-то и лазать по чужим садам и огородам рано. Огород был свой, да ещё такой, что взглядом весь не охватишь, а из садовых деликатесов была практически одна черёмуха, которая росла как на улице, также на всех огородных участках и возле каждого двора, почти как обязательное условие. Поэтому «воровская» романтика её приобретения практически полностью отсутствовала. Так что, ко всему прочему, и «провакационные» места для данного вида романтики тоже отсутствовали.

Однако, в городе имелся большой и богатый Дендрарий. Конечно, не такой богатый, как его знаменитый сочинский родственник, но всё же, редкое и достопримечательное место для наших городов Сибири и Дальнего Востока. Было в нём большое количество редких растений не только Дальнего Востока. А одна только дальневосточная фауна какая богатейшая! Среди богатейшей  растительности Дендрария попадались и вполне, правда, только чисто условно и с большим натягом их можно было назвать, плодовые деревья.

 В основном это были местные, с большой натяжкой, фруктовые  сорта дикой природы, которые в народе попросту назывались «дичками». Яблоки, называемые ранетками за их величину, и груши очень маленьких размеров, напоминающие груши больше по форме. Но и их было крайне мало на огромной территории дендрария, поэтому местонахождение их было мало кому из «внешних неофициальных посетителей» известно. Вдобавок, их и без того трудный поиск ещё, ко всем прочим трудностям, «мешал» производить вооружённый (по словам пацанов) и «опасный» сторож дендрария. Он, в отличии от нынешней «сидячей» охраны, не обременяющей себя «лишними» хождениями по территории, постоянно бродил в поисках нарушителей по территории всего вверенного ему объекта.

Дендрарий находился сравнительно недалеко от нашего жилого  района, около часа ходьбы, поэтому выглядел что-то вроде локтя, который не укусишь (по крайней мере, не каждый его может укусить). Про экскурсии по нему я, допустим, даже и не слышал, которые, возможно, и проводились периодически для интересующихся людей. Но у меня к биологии, и к ботанике в частности, вообще как-то не было и тогда, нет и сейчас предрасположения. У родителей тоже, от них и передалось это нежелание проводить сельскохозяйственные работы, хотя родители сами из деревни родом. Но постоянные переезды в связи со службой отца и их отучили от «земли». Да и дачного бума в то время тоже не было, чтобы каким-то образом увлечься этой «заразой». Поэтому, что там росло, где и как, мне тогда было глубоко наплевать.
И вот однажды мне от ребят поступило «сумасшедшее»  предложение, от которого я не смог отказаться: посетить дендрарий и нарвать там яблок и груш, о величине которых я уже говорил, но о них говорилось при «агитации», как о нормальных плодах. На мой законный «предохранительный» вопрос насчёт охраны, потому что в воровских делах я был профан, меня сразу «успокоили»: мол, территория большая, а сторож один, так что, может быть, с ним даже и не встретимся. Слова «может быть» несколько волновали, но ответ меня всё же слегка «вдохновил», и я согласился пойти  «по яблочки и грушки», которые где-то там «расцветали».

Не прошло, наверное, и пятнадцати минут с начала нашего пребывания на территории дендрария, мы ещё (некоторые были не в первый раз) не сориентировались, как следует в обстановке «лесного массива». Можно сказать, не провели рекогносцировку как следует, как нам прямо навстречу, чуть ли не лоб в лоб, неожиданно вышел сторож этого «лесопарка». А так как, по рассказам наших  «очевидцев», у сторожа было ружьё, заряженное солью (я, правда, оружия в руках охранника не увидел, но у страха глаза велики), то и блеск наших удаляющихся пяток был виден далеко-далеко среди деревьев! Скорость, с которой мы бежали к месту, где забор по нашим предположениям был особенно близок, была предельная. Но поняв, что даже забор в этом месте отсутствует, а  территория дендрария закончилась, мы немного позволили себе  расслабиться. И с разгону улетели прямо в какой-то заросший большой травой небольшой овражек.

Границу дендрария-то пересекли, забора в этом месте нашего пересечения не было, но мы угодили в канаву, где очень даже буйно среди остальной «зелёнки» росла крапива. В неё мы с разгону и угодили. Если учесть, что на нас были короткие штанишки и майки (это которые с двумя лямками), то «купание» в крапиве получилось «по полной программе». Представляете катание, а пришлось раза три кувыркнуться, в зарослях крапивы без «спецодежды», почти голышом?! Незабываемые впечатления!
Получив хорошую порцию ожогов от крапивы по всему телу, мы пошли, по рекомендациям «знатоков» «лечиться» в место нашего  наибольшего летнего пребывания, на речку. Не могу точно сказать, не специалист в этом деле, это была моя первая и, к счастью, последняя встреча с крапивой, какое действие производит вода на данные ожоги от крапивы, усиливает или лечит, но ожоги болели на моем «воровском» теле ещё часа три. Не меньше.

Больше «по яблоки и груши» я не ходил, хватило одного случая. И не поддавался ни на какие «благоустные» уговоры. А если бы, ненароком, и сторож, вдобавок, залепил мне в задницу солью? Спасибо, обойдёмся как-нибудь без диких фруктов … Сыр, он знаете, где бесплатный?