О посте

Сергий Пономарь
       Пост – это самая первая заповедь, данная человеку Богом еще в Раю. И  нарушив ее – человек отпал от Бога и обрел смерть, страсти и тление. Человек вкусил запретный плод и стал зависим от пищи настолько, что теперь на этом держится его существование. Начало выхода из этого падшего состояния – молитва и пост. Истинный пост, действительное воздержание – это, по сути, вызов так называемым законам природы и через них самому сатане. Потому что ничто не вредит сатане настолько, ничто так не ослабляет его силы, как преступание человеком законов, от которых он стал зависим, которые стали "естественными" и "абсолютными". Без пищи человек умирает, поэтому его жизнь полностью зависит от еды. И теперь во время поста, добровольно отказываясь от еды, человек обнаруживает, что он жив не хлебом единым.
       В Евангелии от Матфея пишется, что Христос, изгнав беса из некоего юноши, сказал апостолам: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21).
       Святые Отцы нарекли пост основанием всех добродетелей, следовательно, если мы не постимся, то не можем иметь ни одной добродетели, и так остаемся в плену страстей и самопрельщения. Вот что говорили святые отцы о посте:

       «Пост посылает молитву на небо, делаясь для нее как бы крыльями».
       «Охранители жизни нашей – Ангелы деятельнее пребывают с теми, кто очистил душу постом».
       «Пост полезен во всякое время, потому что на постящегося не смеют нападать демоны».
       «Жизнь наша не была бы такой скорбной и исполненной уныния, если бы пост был главным правителем нашей жизни».
       «Отвергающие пост и гоняющиеся за роскошью, как за блаженством, влекут за собой великий рой зол и, сверх того, повреждают собственные тела».
       «Посту радуются святые пророки, о нем ликуют апостолы и мученики, потому что все они с неутомимою ревностью подвизались в посте. Посту радуется и Господь наш, если только постимся с любовью, надеждой и верой.».
       «Невозможно, совершенно невозможно пребывать с Богом тем, которые прежде не позаботились исцелить себя постом».
       «Как врач, излечив больного, запрещает ему делать то, от чего произошла болезнь, так и Христос после Крещения установил пост».
       «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления».
       «Пост – уничтожение смерти и освобождение от гнева».
       «Пост возводит любящих его на небеса, поставляет их пред Христом и вводит в общение со святыми».
       «Если ты приступил к посту по желанию, то не будь мрачен, но радуйся: он очищает твою душу от яда».
       «Возьми пост в спутники себе на всю жизнь, чтобы он оберегал тебя, избавил от смерти, спас от искушений и привел тебя к пристани Царства Небесного».
       «Если ты постишься для Бога - избегай всякого дела, которое ненавидит Бог, и Он примет твое покаяние, как милостивый и человеколюбивый».
       «Молитва – страж целомудрия, исцеление от раздражительности, обуздание кичливости, очищение от памятозлобия, истребление зависти, уничтожение неправды, исправление нечестия».
       «Надлежит, чтобы мы проводили жизнь в молитве и ею непрестанно освобождали свой ум; все мы нуждаемся в ней не меньше, чем деревья в воде».
       «Если ты лишишь себя молитвы, то сделаешь то же самое, как если бы извлек из воды рыбу, потому что как для рыбы жизнь вода, так для тебя – молитва».
       «Молитва бессильна, если не основана на посте, и пост бесплоден, если на нем не создана молитва».

       Однажды татары взяли в плен двух родных братьев-бояр. Один из них постился в понедельник, не вкушая в этот день скоромной пищи. Когда же татары начали принуждать братьев есть их пищу, они не покорились и остались голодными в течение целого дня. На другой день не привыкший поститься не выдержал и начал есть татарские яства. Брат, соблюдавший пост по понедельникам, не покорился и продолжал оставаться голодным. Татары начали бить его и принуждать к повиновению. Пребывая три дня без пищи, перенеся побои, брат не покорился.
       Видя его крепость и терпение, татары связали его и бросили под телегу. Боярин молился и терпел. В полночь пришел к нему светоносный муж и говорит ему: «Встань». Он отвечал: «Как же мне встать? Я крепко связан». Тот второй раз говорит ему: «Вставай, не бойся». Боярин начал вставать, и тотчас развязались веревки. Светоносный муж сказал ему: «Не бойся и следуй за мной» и повел его через Орду, мимо бесчинствующих татар.
       Выведя его из стана, чудный муж повелел беглецу взобраться на дерево, и сказал: «Ничего не бойся, только молчи». Брат спросил своего избавителя: «Кто ты, господин?» – Светоносный муж сказал: «Я Ангел понедельника». После этого он стал невидим. Брат же был в великой радости и трепете. Когда татары обнаружили только одного из братьев пленников, они стали истязать и бить его и предали его смерти. Когда рассвело, вся Орда двинулась на поиски бежавшего, но никто из них не взглянул на дерево, на котором скрывался брат. Когда опасность миновала, он слез с дерева, пришел на русскую землю и, не заходя к родным, направился в Пафнутьев монастырь, где и принял постриг.

       Пост - это не голодовка, пост - это воздержание, некое сознательное ограничение влияния того, что порой начинает владеть нами, нашими чувствами, желаниями и, стало быть, поведением. Как говорит апостол Павел: «Всё мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною».( 1-ое ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ, гл.6, ст.12)
      
       Касательно меры поста – здесь нужно быть осторожным, чтобы не переборщить. Трудно давать какие-то заочные духовные советы человеку, не зная достаточно об образе его жизни и его окружающей обстановке. Духовный совет – это как лекарство, которое нужно преподать для души, её лечения и здоровья. Для этого нужно правильно определить какие-то болезненные симптомы в организме души, прежде всего – самому этому человеку. Пост – это как раз и является особым промежутком времени внимания к своей душе, познания самого себя через добровольные меры воздержания от своих пристрастий, определения их действия и искоренения в себе, если они являются пагубными для души. Лучше всего для этого иметь духовного руководителя – священника на месте своего жительства, такого – к которому было бы доверие, ибо через доверие спасается душа человека, и через доверие Господь даст сказать то, что полезно. Для того, чтобы такой руководитель нашелся, нужно об этом молить Господа до тех пор, пока это не произойдет.
       Поэтому здесь ограничимся только общими ориентирами – «духовными витаминами», особые же «лекарства» нужно применять только по  «рецепту» – наставлению опытного «врача»-духовника  при глубокой и откровенной работе над собой.

       1. МОТИВАЦИЯ ПОСТА.
       Пост мы совершаем ради Любви:

       а) Ради любви к Богу.
       Любовь, - она без жертвы не бывает. Если мы любим какого-то человека, мы готовы ради него пожертвовать своим временем, деньгами, а то и здоровьем, и порой - самой жизнью. А если мы говорим, что любим, а ничего для него сделать не хотим или чего-то жалеем, то это – либо ложь, либо самообман.
       Вот и постимся, и воздерживаемся от каких-то удовольствий – ради Бога, чтобы силы и время жизни души были посвящены больше Ему. Когда мне бывало очень хотелось что-то поесть непостного, я вспоминал: Христос, когда на Кресте висел ради меня, - Он вообще давно уже ничего не ел и не пил, каково Ему было. В меня не вбивают гвозди, не распинают, а лишь чуть-чуть предлагают в чем-то потерпеть ради Христа, неужели я откажусь даже от этого малого. А на что тогда вообще я буду способен ради Христа, если даже такого малого не могу потерпеть?

       б) Ради любви к ближнему.
       Особое внимание во время поста уделяется воздержанию от осуждения, недовольства, вспыльчивости (ограничения в непостной еде как раз способствуют усмирению страстей). Учимся ограничивать в чем-то себя, чтобы больше позаботиться о другом человеке, подать милостыню, накормить голодного, помочь нуждающемуся. Христос говорит: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного»(Мф.18:10) и «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне»(Мф.25:40).

       в) Ради Любви к своей душе – в качестве заботы о её спасении для Вечности.
       Забота о своей душе, познание своих недостатков, что должно приводить к смирению и покаянию. Тщательное исполнение заповедей Божиих научают человека познанию своих немощей, что без помощи Божией он ничего доброго сотворить не может. Как апостол Павел говорил: «Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. ... Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?»(Рим.7:15-24) Апостол Павел истинно познал себя, свои немощи.
        Пока мы живем в свое удовольствие, страсти(бесы) нами довольны, а как начнем что-то малое ради Бога творить, тот же пост, - так начинают на нас восставать, и изнутри нас, и снаружи - через окружающих людей. Смиряясь и терпя, можно это всё постепенно преодолевать. Смирение – это не забитость, смирение – это мужество: всё понимая, принять как есть, через терпение понеся скорбь или недостатки других, не отвечая злом на зло.

        2. МЕРА ПОСТА.
        Любая добродетель без меры – от лукавого, так учат святые отцы. Любые крайности ведут к падению. Важно найти для себя свою меру воздержания. Не должно голодать, чтобы потом не было сил выполнять свой служебный долг по отношению к своим обязанностям на работе, чтобы возникло уныние или раздражение, испортилось настроение из-за нашего вида у окружающих. В своей семье, если домашние – невоцерковленные, нельзя навязывать им пост. Тем более, нельзя устраивать споры и ссоры из-за поста, - опять нужно смиряться и готовить своим родным их любимые блюда с любовью к ним. Только в атмосфере добра можно что-то говорить с ними о посте и пользе его. Можно предложить мясо заменить рыбой. Можно просто недоедать одну ложку от своей порции ради поста, - и это тоже подвижничество, причем тайное, что очень важно, - никто ведь и не заметит.

       3. ЗАКОН духовного подвига – ПОСТЕПЕННОСТЬ.
       Кто резко начинает, тот потом резко всё бросает. Важно – не вбежать вверх по ступеням, а вступив на ступеньку выше – сначала удержаться на ней и потом закрепиться основательно.
       Пост – это не внешние правила гастрономии, пост – это работа над собой, включающая в себя духовную брань. Определенное воздержание в пище – лишь инструмент, одно из средств этого духовного делания, предполагающего, к тому же еще, и усиленную молитву.

       4. ХРАНЕНИЕ ЧУВСТВ.
       В раннем Средневековье недалеко от Константинополя жил преподобный старец Феодор Студит, который был настоятелем Студийского монастыря. Так вот, если Феодор Студит узнавал, что монах, пришедший из столицы, сообщает кому-либо в монастыре услышанные слухи и новости, этого монаха строжайшим  образом  наказывали. Монахи-подвижники понимали, что новости и любое лишнее знание настолько же разрушительны, как и многие хорошо известные соблазны.
       Если мы начинаем работать над собой и пытаемся встать на духовную стезю, мы не должны мыслью стелиться по ненужному. Мы не должны забивать свои голову, сердце, чувства чем-то лишним, тем, что отяжеляет наше сердце, огрубляет наш ум, делает дебелым сознание.  Поэтому каждый христианин должен соблюдать пост относительно лишних новостей, сведений, сплетен, слухов и так далее.
       Для нас это не совсем привычно, так как мы живем в информационном обществе, где мобильность в получении разных сведений, подключение к каналам информации считаются, в общем-то, добродетелью: если ты не в курсе последних новостей, ты как будто бы уже выпал из сообщества. Но эта страсть к получению новых знаний и сведений иногда превращается у нас в маниакальную зависимость.
       Истратив свое внимание и чувства, измучившись от постоянной информационной нервотрепки, очень часто мы становимся бесчувственны к людям, которые находятся рядом с нами. Мы не замечаем вещей, которые ждут нашего внимания здесь, в нашем мире, по эту сторону экрана, газеты или интернет–сообщества.
       Современные средства массовой информации работают на то, чтобы перевозбудить  человека, насытить  его  ум  и  память  лишними  сведениями.
       Если огород, вместо прополки, постоянно засеивать сорняками, – добрые плоды с него не получишь.
       Вместо того чтобы помолиться, мы ждем очередного выпуска новостей. Вот по новостям-то и покажут воцарение антихриста, и кто его увидит, как предупреждали старцы, попадет под его влияние и станет ему подвластным, настолько сильным будет обольщение. Поэтому Господь предупреждает: «Тогда, если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, – не верьте» (Мк.13:21), «не ходите и не гоняйтесь» (Лк.17:23). А сейчас и ходить никуда не надо, нажал на кнопку – и видишь все события, и пленяешься ими через своё любопытство, и "гоняешься" за ними в сетях инета, а сам  интернет превращается уже из слуги в твоего хозяина. Вот как опасны наши  времена.
       Таким образом, если уж мы приступаем работать Господу  – нужно приготовить свою душу  к  хранению  чувств.
      
       5. ПОЛЬЗА ПОСТА.
       Пост утончает душу для покаяния. Когда усмиряются страсти – просветляется духовный разум. Человек начинает лучше видеть свои недостатки, у него появляется жажда очистить свою совесть и покаяться пред Богом. По словам святителя Василия Великого, пост делается как бы крыльями, возносящими молитву к Богу. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что «молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствий». Для такой покаянной молитвы пост – самое благодатное время. Суть поста в том, чтобы ограничить себя от влияния того, что всецело поглощает нас и удаляет от Бога.
        Каждому человеку для его спасения задан определенный уровень терпения, страдания и скорбей. Когда человек не соблюдает добровольно пост, он будет вынужденно его понести через болезни или какие-то скорби. За плотские удовольствия  по их мере – будут скорби, иногда нешуточные и страшные. В этом может убедиться каждый, будучи внимательным к своей духовной жизни и текущим событиям. Болезнь, – она выше  поста, если переносится без ропота, в покаянии с благодарением Бога за всё. Бог слишком нас любит и не даст нам умереть в нашей беспечности и успокоенности. Для Бога важнее не наше благополучие, а спасение нашей души – Бог будет спасать нас и ценой нашего неблагополучия, лишь бы наша бесценная душа обратилась к Богу, облеклась в истинные  добродетели смирения и покаяния. Нужно понимать, что, посылая скорби, Господь приближает верных к Себе, к Своему Кресту.
        Пост позволяет быть вместе с Матерью-Церковью под Её покровом, ближе к Богу. Добровольное же соблюдение поста и послушание заповедям Божиим есть ответ человека на бескорыстную любовь Бога.
        Пост – это благоустроенная духовная дорога, определенная Церковью на пути ко спасению. Если человек не соблюдает пост, не идет по этой «дороге», тогда он вынужден будет идти по «бездорожью» - по ухабам болезней, кочкам и ямам скорбей и по болотам страстей.
        Поэтому не соблюдающий посты находится в «группе риска» заболеть вирусом и другими болезнями.
      
        Если пост не соблюдается – начинают кипеть страсти, возникают конфликты и прочие неприятности.  Нельзя жениться во время поста, – это просто беда, особенно во время Великого поста и Успенского. Три случая в нашем храме были во время Успенского поста, когда люди приходили иконы к свадьбе покупать, – их отговаривали перенести свадьбу, – бесполезно. В результате, в двух случаях - через месяц женихи кончили суицидом, в третьем случае – через 9 месяцев у новобрачных родился мертвый ребенок...
        Нельзя в этой жизни пренебрегать, как физическими законами, - например, - законом тяготения, прыгая беспечно с третьего этажа, так и духовными законами, - определяющими события в нашей жизни.

        6. ДУХОВНОЕ ЧТЕНИЕ.
         Важно в период поста больше уделить внимание своему духовному просвещению, читать наставления святых отцов, их жития - это важный опыт, собранный многими десятилетиями их подвижничества.
        Конечно, нужно читать Евангелие, Псалтирь, толкование святых отцов.
        Человек есть не то, что он думает о себе, и не то, что думают о нем люди. Человек есть то - о чем он думает. Поэтому когда читаем Священное Писание и святоотеческое предание - мы, наша душа, просвещается Духом Святым, тем самым делая шаги в своей жизни навстречу к Богу, а Господь протягивает нам Свои спасающие Руки...

        Если ребенок держится за руку  своего отца или матери, - с ним  никогда ничего плохого не случится. Все проблемы в жизни у детей когда начинаются? – Когда они перестают слушать своих родителей! Вот так и у человека в жизни обязательно начнутся проблемы, когда он перестанет слушаться Отца Небесного и Матери-Церкви.
        Поэтому во время поста надо навести порядок в своей душе, восстановить правильную иерархию жизненных ценностей, во главе которой должен стоять Царь и Господь Иисус Христос, и когда Бог будет во главе нашей жизни, тогда всё остальное – станет на свои положенные места.