Аметист

Владимир Балашов
На фото здание исполнительного комитета Домодедовского городского Совета депутатов трудящихся (левая половина) и Домодедовского городского комитета КПСС (правая). Его строительство осуществлялось в две очереди, вторая (горисполком) была принята государственной комиссией в эксплуатацию поздней зимой 1975 и я был ее председателем, поскольку инспектор Госархстройконтроля Мозгунов Михаил Пантелеевич, который по статусу должен возглавлять госкомиссии всех объектов жилищно-гражданского назначения в районе,  хитро отметив важность объекта и его архитектурную значимость, предложил это дело мне. Кстати еще с десяток раз я выступал в этой роли по разным обстоятельствам. Уже в марте 1976 года, одним из первых, в него, в несколько комнат 1 этажа, переехал отдел главного архитектора района из двух комнат административного здания Домодедовского водоканала на ул. Заводской, а руководство администрации переселилось в новостройку из 2-х этажного здания на ул. Советской, того самого в котором нынче находится Домодедовское УВД.

Так вот как-то, и скорее всего это было в 1979 году, мне звонит Кузнецов Олег Степанович, известный Домодедовский краевед и взволнованным голосом сообщает, что надо бы найти машину, чтобы попасть на Домодедовский завод строительных материалов и конструкций, где в карьере нашли аметист.

Аметист – полудрагоценный камень, одна из разновидностей кварца. Домодедовский завод строительных материалов и конструкций (в настоящее время  именуется ОАО «Домодедовский завод строительных материалов и конструкций» - ОАО «ДЗСМиК») завод, производивший тогда, из добываемого рядом с его территорией известняка, известняковый щебень, известняковую муку и минеральный порошок, а также сантехкабины для строительства жилых домов.

Я быстро, как и требовалось, нашел машину и вместе с О.С. поехал прямо туда - в карьер "Рыбушкин овраг" ДЗСМиК, где из самосвала была выгружена нужная нам порция, добытой взрывным способом, породы.
Выйдя из машины, подойдя ближе к месту находки мы обнаружили, куски породы известняка, похожие на части расколотой скорлупы огромного пустого яйца, диаметром около 2,5 м., большая часть внутренней поверхности которой была покрыта шубой кристаллов от сиреневого до фиолетового цвета. Сомнений у окружающих не было - это аметист.
Мы с О.С. выбрали фрагмент породы размером около 1х0,5 м., решив, что это был бы прекрасный экспонат будущего краеведческого музея, погрузили его в машину, а затем отвезли в Домодедовский исполком. На следующий день с разрешения председателя исполкома я положил его в главном вестибюле, в клумбу с горшечными цветами, которая, незадолго до этого, была отгорожена бордюром из одного ряда керамических кирпичей, выложенных моей рукой. Несколько лет, вплоть до моего отъезда на работу в Ульяновскую область клумба и друза аметиста постоянно находились на этом бойком месте. Но однажды после ремонта фойе и клумба и аметист одновременно исчезли.

Позднее я видел этот фрагмент горной породы в фойе главного корпуса санатория "Подмосковье" Домодедовского района.

Несмотря на то, что фойе Домодедовского горисполкома - место намного более публичное, чем любой краеведческий или минералогический музей, и то что этот находку в течении десятка лет видели сотни и даже тысячи человек найти её следы в интернете у меня не получилось. Ныне мне его местоположение неизвестно, но полагаю, что в 90-е годы у него было слишком много шансов превратиться в ювелирные украшения, а его "владельцу" временно стать чуть богаче. Очень жаль, это был бы действительно ценный экспонат Домодедовского краеведческого музея!