Карабахский гамбит часть 2 Эпизод 2. 1

Ион Жани
НАЧАЛО
http://www.proza.ru/2018/02/11/2369


КАРАБАХСКИЙ ГАМБИТ

ЧАСТЬ 2  ОТКРОВЕНИЕ ГЕНЕРАЛА ЕРМОЛОВА

Эпизод 2.1

11. НАТ. 15 АВГУСТА 2017 ГОДА. НАГОРНЫЙ КАРАБАХ-АРЦАХ. ГОРОД ШУШИ. ПЛАТО КОНЬОН УНОТ. КАФЕ «КОНЬОН УНОТ». ДЕНЬ
ДЕД ОВАНЕС, ГАРЕГИН, ВНУК МОВСЕС, ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ПЕРСОНАЛ, ПОСЕТИТЕЛИ КАФЕ, ТУРИСТЫ

Музыка - дудук. Панорама пейзажей Шуши. В провинциальном кафе, где без всяких излишеств интерьера, роскоши и искусственных отношений со стороны обслуживающего персонала, можно вкусно и аппетитно смаковать блюдами, которые передают вкус Карабаха, дед Ованес продолжает своё повествование.

ВНУК МОВСЕС
Дед! Не думал, что история столь давно прошедших лет может быть так занимательна. Как, никак, прошло без малого двести лет. И всё так интересно. Мне не терпится узнать, как же всё сложилось дальше? Впрочем, я, конечно, знаю в общих чертах, что стало? Но вот, что касается подробностей? То, я даже не припоминаю, чтобы мы их изучали на уроках истории.

ГАРЕГИН
Уму непостижимо! Как много чего я не знаю в свои, без малого, 60 лет? Никогда не слышал, что Ветхий Завет Библии, Святое Писание христиан, в действительности, и есть Танах или Тора.

ДЕД ОВАНЕС
Я же предупреждал, что мой рассказ на многое откроет вам глаза. Готовьтесь, дальше будет ещё интересней. Чтобы, как-то успокоить Вас, скажу, что моё повествование имеет непосредственную отношение с тем местом, где мы сегодня находимся. Скажу больше, вы даже не представляете, насколько важны были эти исторические события, не только для Персии, но и сегодняшней России, нашего Карабаха, да и, вообще, всего Закавказья и Кавказа.

ВНУК   МОВСЕС
Дед! То, о чём ты рассказываешь, нечто невероятное, чего, вряд ли можно так просто найти сегодня, даже, в социальных сетях? Похоже, у меня в итоге не останется иного выбора, как записать. Для начала, ты, наверное, уже заметил, что я записываю на диктофон?

ГАРЕГИН
Да, крестник, ты это здорово придумал. Записать на диктофон. Помниться, сколько интересных историй мне рассказывали мои дедушки и бабушки, просто мудрые люди, с которыми мне приходилось встречаться за всю свою жизнь, о которых ни в одной книге никогда не прочитаешь? Будь тогда сегодняшние возможности, скорее, само осознание увековечить их истории, сколько всякого интересного можно было бы передать потомкам? Остаётся только жалеть об упущенных, не реализованных, возможностях. Так, что ты на верном пути, крестник, не упускай возможности. Да и Ованес-hопар отличный рассказчик, каких ещё поискать надо. Впрочем, Ованес-hопар, мы вас прервали.

ДЕД ОГАНЕС
Так вот. Я продолжу. В марте 1826 года в станице Червлённом, что на Кавказе, встретились два важных человека, которым наравне с многими другими, суждено было решать не только судьбы народов, населяющих эти края, но и мировые судьбы. В затерянной Кавказской горной деревушке встретились два человека, одарённые блестящими умственными способностями, оба острые на язык и один хитрее и мудрее другого. Согласно высочайшей инструкции, полученной от Российского новопрестольного Императора, Николая Павловича, генерал-адъютант, князь Меншиков должен был вызвать военного правителя Кавказа и Закавказья, генерала -лейтенанта Ермолова, на откровенный разговор об основных принципах внешней политики российского правительства на Востоке и о событиях, имевших место в С.-Петербурге, 14 декабря 1825 года, на Сенатской Площади. Это — две предписанные темы для обсуждения. Ну, а дальше, уж, как Бог поведёт. С таким намерением настроился на разговор князь Меньшиков с своенравным правителем здешних мест, Ермоловым ...

12. ИНТ. 7 МАРТА 1826 ГОДА. КАВКАЗ. СТАНИЦА ЧЕРВЛЁННАЯ. ШТАБ КВАРТИРА ГЕНЕРАЛА ЕРМОЛОВА В СТАНИЦЕ ЧЕРВЛЁННАЯ. ВЕЧЕР
ГЕНЕРАЛ ЕРМОЛОВ АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ, КНЯЗЬ МЕНЬШИКОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ

КНЯЗЬ МЕНЬШИКОВ
Рад встречи с вами, милостивый, Алексей Петрович!

ГЕНЕРАЛ ЕРМОЛОВ
Здравия желаю, Ваше Сиятельство; милости прошу.

 Приглашает жестом руки гостя к столу.


КНЯЗЬ МЕНЬШИКОВ
Алексей Петрович, как живёте в этакой глуши?

ГЕНЕРАЛ ЕРМОЛОВ
Который месяц уже живу в наигнусной татарской деревне, в скуке наинесноснейшей. Меня привели сюда беспорядки, бывшие здесь, ещё в прошлом году. Но такова, по-видимому, судьба моя.

Не без гордости говорит Алексей Петрович Александру Сергеевичу

ГЕНЕРАЛ ЕРМОЛОВ
(продолжает с некоторым бахвальством)
Стоит мне появиться, как мятежники за благо почитают выполнить мои требования, чем противиться. Думаю, со временем привыкнут повиноваться без принуждения. Впрочем, и сейчас уже не прозвучало ни одного выстрела. А тишина-то, какая стоит вокруг, послушайте?
В Петербурге считают меня человеком крутым и даже жестоким. Вопреки такому мнению, я отношусь к горцам с кротостью, в чём, надеюсь, князь, вы убедитесь сами.
Что это я всё о себе, да о себе? Расскажите-ка, князь, как там в столице? Признаюсь, с некоторой тревогой мы тут следили за декабрьскими событиями. Успокоились, лишь тогда, когда узнали о решительных действиях новопрестольного Императора, Николай Павловича.

ГОЛОС ДЕДА ОВАНЕСА
Ермолов поспешил уведомить высокого чиновника о своем положительном отношении к решительным действиям Николай Павловича.

КНЯЗЬ МЕНЬШИКОВ
Не скрою, Алексей Петрович, прислан я сюда, чтобы довести до вас волю его величества, Николай Павловича.

ГЕНЕРАЛ ЕРМОЛОВ
В чём же состоит она, воля его Императорского Величества?

ГОЛОС ДЕДА ОВАНЕСА
Спросил Ермолов, всем видом указывая на свой не поддельный интерес.

ГЕНЕРАЛ ЕРМОЛОВ
Непременная воля Государя нашего состоит в поддержании мира на Кавказе, доброго согласия и дружественных отношений с Персиею и Османской Турциею. Следовательно, в устранении всего того, что могло бы заставить их предполагать, что Россия стремится к расширению своей территории за счёт соседей. Кроме того, желание мира обусловлено нашими отношениями с Турцией, которые, несомненно, ухудшатся, если последует разрыв с тегеранским двором.

ГЕНЕРАЛ ЕРМОЛОВ
Так! А ещё что вам поручено сказать мне, князь?

КНЯЗЬ МЕНЬШИКОВ
Мне поручено передать вам, любезный Алексей Петрович, что общественное мнение упрекает Вас в том, что вы из личной ненависти к наследному принцу Аббасу-Мирзе обостряете отношения с Персией, на что обращал внимание, уже покойный, государь, Александр Павлович. А ныне царствующий Император, не делая выводов из прошлого и не предрешая будущего, обещает ожидать фактов, чтобы на их основе составлять своё мнение.
Что касается моего назначения, то я еду в Тегеран на место Мазаровича, который оставил свой пост. Его величество, провожая меня, выразил уверенность, что вы будете рады отправлению посольства в Персию. Желая тем самым восстановить прерванные с ней сношения.

ГЕНЕРАЛ ЕРМОЛОВ
Да, Ваше Сиятельство, я рад безмерно. Особенно, я спокоен тем, что в столь важные времена нашу миссию возглавляете Вы.

13. НАТ. 15 АВГУСТА 2017 ГОДА. НАГОРНЫЙ КАРАБАХ-АРЦАХ. ГОРОД ШУШИ. ПЛАТО КОНЬОН УНОТ. КАФЕ «КОНЬОН УНОТ». ДЕНЬ.
ДЕД ОВАНЕС, ГАРЕГИН, ВНУК МОВСЕС, ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ПЕРСОНАЛ, ПОСЕТИТЕЛИ КАФЕ, ТУРИСТЫ

Музыка - дудук. Панорама пейзажей Шуши. В провинциальном кафе с названием "КАНЬОН УНОТ" дед Ованес продолжает своё повествование.

ДЕД ОВАНЕС
Александр Сергеевич Меньшиков умолчал о том, как Император Николай Павлович просил его не говорить генералу Ермолову, что он пока не вошёл в курс дел и потому не имеет определённого мнения относительно всего, что происходит в стране, над которой Проведение вручило ему неограниченную власть. При этом государь был убеждён, что среди его подданных вряд ли найдётся хоть один человек, способный действовать не в духе высочайших предначертаний, о чём он просил намекнуть Алексею Петровичу....

14. ИНТ. 7 МАРТА 1826 ГОДА. КАВКАЗ. СТАНИЦА ЧЕРВЛЁННАЯ. ШТАБ-КВАРТИРА ГЕНЕРАЛА ЕРМОЛОВА В СТАНИЦЕ ЧЕРВЛЁННАЯ. ВЕЧЕР
ГЕНЕРАЛ ЕРМОЛОВ АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ, КНЯЗЬ МЕНЬШИКОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ


ГЕНЕРАЛ ЕРМОЛОВ
Милейший, Александр Сергеевич! Будьте любезны, из первых уст, просветите нас, отрешённых от больших цивилизаций, что же произошло на Сенатской площади 14 декабря прошлого года? Что вам известно?

КНЯЗЬ МЕНЬШИКОВ
Подробности будут известны по окончании следствия. Сейчас же могу сказать лишь о том, что касается лично вас, Алексей Петрович. Эти сведения, правда, в виде слухов, я получил буквально перед отъездом на Кавказ.

ГОЛОС ДЕДА ОВАНЕСА
Меньшиков рассказал о том, как единодушно общественное мнение осуждает заговорщиков. Ермолов не скрыл своего удовлетворения, услышанным....

КНЯЗЬ МЕНЬШИКОВ
Однако, не скрою, говорят, что адъютант Ваш полностью скомпрометирован, что Якубович и Кюхельбекер, которые, как говорят, пользовались вашим покровительством, также обвиняются. Первый в покушении на жизнь покойного ныне государя Александра Благословенного, второй — на великого князя Михаила Павловича. Да и про вас, Алексей Петрович, говорят, Бог весть что. Но Его Величество просил меня обнадёжить вас, что он не придаёт этим слухам никакого значения.

ГОЛОС ДЕДА ОВАНЕСА
Меньшиков ожидал, что Ермолов начнёт возражать, приводить факты, оправдываться от обвинений «общественного мнения». Однако, мудрый Ермолов слушал и молчал.

КНЯЗЬ МЕНЬШИКОВ
Почему вы молчите, Алексей Петрович?

ГЕНЕРАЛ ЕРМОЛОВ
Не нахожу нужным оправдываться, ибо на очевидную глупость, так называемого «общественного мнения», не может обратить внимания ни один здравомыслящий человек. Не случайно, по-видимому, и Государь решил поговорить со мной через вас: не хочет оставлять историкам документа сомнительного содержания.

КНЯЗЬ МЕНЬШИКОВ
Вынужден, с Вами согласиться.

ГЕНЕРАЛ ЕРМОЛОВ
А молчал я, милостивый князь, потому, что думал. Персияне настаивают, чтобы мы уступили им земли у озера Точка, примыкающие к нашим провинциям с мусульманским населением. Я думаю, вам не надо объяснять, насколько это опасно? В этом случае агенты шаха почувствуют себя полными хозяевами у нас на Кавказе. Чтобы изолировать горцев от их пагубного влияния, нам придётся построить ряд укреплений, которых, по мнению его величества, и без того здесь много, и содержать наших солдат в дурных климатических условиях, ожидая распространения болезней. Я был и остаюсь самым решительным противником, каких-либо, уступок Шаху. Так и передайте Государю.

КНЯЗЬ МЕНЬШИКОВ
Именно это я и предполагал от Вас услышать.

ГЕНЕРАЛ ЕРМОЛОВ
Зная Шаха, его наследника и окружение, настоятельно советую добиваться продолжения переговоров и проявлять терпение.
Быть может, уважив в вашей светлости особу, облечённую доверием императора, персидское правительство, а, ещё паче, наследник Аббас-Мирза, найдёт выгодным не казаться слишком упорными, дабы вы не представили их таковыми его императорскому величеству, и согласятся взамен участка, лежащего по озеру Точка, принять участок земли в Талышинском ханстве.
Этот вариант, однако, требует немалых финансовых затрат на компенсацию потерь хана и членов его огромной семьи, которые имеют собственность на уступаемой части Талышинского ханства.

КНЯЗЬ МЕНЬШИКОВ
Как я Вас понимаю, в сих обстоятельствах, важнейшей целью моих действий становится затягивание переговоров до зимы, дабы мы могли подготовиться к войне?

ГЕНЕРАЛ ЕРМОЛОВ
Именно это я и имею в виду!

КНЯЗЬ МЕНЬШИКОВ
А под конец мне следует предложить персиянам послать своего чиновника в Петербург, мотивируя тем, что уступки, требуемые ими, превышают данную мне власть?

ГЕНЕРАЛ ЕРМОЛОВ
Да. Именно, таким образом, и никак не иначе. Я всецело одобряю именно такую тактику затягивания переговоров. Полагаю, что персияне не решаться начать военные действия в то время, когда Вы будете находиться при дворе шаха. Только убедительно прошу Вас противопоставить им твёрдость и не обращать никакого внимания на их приготовления к вторжению в пределы Кавказа.

КНЯЗЬ МЕНЬШИКОВ
Как я понимаю, подобные приготовления они на Кавказе и не переставали совершать?

ГЕНЕРАЛ ЕРМОЛОВ
Совершенно верно. Впрочем, они этого никогда и не скрывали.

КНЯЗЬ МЕНЬШИКОВ
Признаюсь, Вас не редко упрекают в излишнем желании войны, якобы, надеясь прославиться в сражениях, потому и Вам не удаётся довести переговоры о разграничении земель между нами до логического конца.

ГЕНЕРАЛ ЕРМОЛОВ
Я осведомлён о подобных слухах про меня. Именно по этой причине, чтобы оградить себя от таких обвинений, я предложил министру иностранных дел учредить при посольстве должность независимого дипломатического агента и возложить на него обязанности информировать правительство о действиях персиян. По моему мнению, это исключит возможность произвольной оценки поступков наместника.

КНЯЗЬ МЕНЬШИКОВ
Любезный, Алексей Петрович! Вы даже представить не можете, какая гора с моих плеч снята в результате разговора с Вами. Вы, очевидно, осведомлены с каким пиететом относятся в Петербурге, в штабе, и в министерстве Нессельрода, да и во дворе Государевом, к Вашей персоне.

ГЕНЕРАЛ ЕРМОЛОВ
Я счастлив, что имел честь быть столь полезным для Вас.

КНЯЗЬ МЕНЬШИКОВ
Не буду кривить душой, надеюсь, что Вы поймёте меня не превратно. Как и положено, подобно, большой горе, которой свойственна большая тень, по отношению к Вам также ходят всякие слухи. Уверяю Вас, что, достаточно, даже такого недолгого, пребывания в Ваших краях, чтобы убедиться о невозможности присутствия в умах, вверенного Вам начальствующего состава, какого-либо излишнего потайного вольнодумства.

ГЕНЕРАЛ ЕРМОЛОВ
Рад, что Вы смогли так скоро определиться в этом вопросе. Уверяю Вас, что Ваши наблюдения абсолютно соответствуют действительности.

КНЯЗЬ МЕНЬШИКОВ
Полагаю, здесь жизнь настолько прозрачна, что о, какой-то, потаенности говорить вряд ли уместно. Так, что на этот счёт, лично у меня никаких сомнений нет.

ГЕНЕРАЛ ЕРМОЛОВ
Любезный Александр Сергеевич! Вы знаете, после Ваших слов, мне хочется быть с Вами совсем уж откровенным. Хочу Вас посвятить в некоторые потаённые стороны моей жизни, о которых я не говорил до сих пор никому, даже, на исповеди. Дело в том, что в зрелой молодости я имел грех приобщения к вольнодумным настроениям, и не без содействия людей, которым сильно доверял. Так уж сложилось, что всегда в жизни мыслящего человека возникает период, когда он начинает воображать себе, что может осчастливить всех и вся. По меньшей мере, очень многих людей, которых следует отнести к обездоленным и обиженным. Что примечательно, именно в этот период рядом, как правило, возникают "доброжелатели" из числа близких знакомых и даже добрых товарищей.

КНЯЗЬ МЕНЬШИКОВ
Несколько удивлён, таким неожиданным откровением этого человека-глыбы, выражая расположение близкого человека.
Да уж, не являются тайной те неприятности, которым пришлось подвергнуться Вам в этой связи.

ГЕНЕРАЛ ЕРМОЛОВ
Не поверите, сегодня я, совершенно, признаю, что, тогда, во многом наш милостивейший Государь, Александр Павлович, был прав и по мудрому справедлив.

КНЯЗЬ МЕНЬШИКОВ
Однако, не скрою, подобное откровение из Ваших уст не мало меня удивляет!

ГЕНЕРАЛ ЕРМОЛОВ
Понимаете, прожив долгую жизнь, познав некоторые подноготные аспекты межгосударственных отношений, я совершенно солидарен с теми, кто беспощаден к таким вольнодумцам, каковым можно было причислить и меня в своё время. Не поверите, как просто можно впасть в сети совершенно враждебных сил, имеющих анти человечные, а в моём случае, абсолютно антироссийские помыслы? Однако, к такому прозрению я пришёл при ближайшем изучении наших Святых Писаний, в особенности Ветхого Завета.

КНЯЗЬ МЕНЬШИКОВ
Глубоко, удивленный, такому неожиданному течению разговора.
Однако! Алексей Петрович, Вы нынче не перестаёте меня удивлять. Вы меня очень сильно заинтриговали. Признаться, после Ваших слов, я, в некоторой степени, осознаю, что, несмотря на отсутствие недостаточности в образованности, к великому своему стыду, не могу похвастаться сильным знанием Ветхого Завета, в отличии от учений о Земной жизни Спасителя нашего, Иисуса Христа. Впрочем, простите, я Вас перебил. Продолжайте, пожалуйста, я весь во внимании.

ГЕНЕРАЛ ЕРМОЛОВ
Так вот, изучая на досугах именно Святое Писание, я открыл для себя много нового. Это позволило мне в сопоставление с моими личными заблуждениями и, в особенности - их побудительными причинами, извлечь очень много неожиданного. Могу, привести дословно изречение из 7 главы Второзакония.

КНЯЗЬ МЕНЬШИКОВ
Будьте любезны! Я весь во внимании.

ГЕНЕРАЛ ЕРМОЛОВ
Мне будет проще, если я процитирую текст непосредственно из Евангелия.

ГОЛОС ДЕДА ОВАНЕСА
Сказал он и достал из небольшого походного саквояжа растрёпанное Евангелие с отмеченными страницами. Быстро нашёл соответствующую страницу и начал читать....

Сам дед Ованес, также достаёт из сумки небольшое Евангелие, открыл помеченную страницу и начал читать....

ГЕНЕРАЛ ЕРМОЛОВ
(продолжает читать Евангелие)
Так вот, слушайте! .... "Когда введёт тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы, Хеттеев, Гергесеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя,
и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их, тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их;
и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего;
ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя.

Но поступите с ними так: жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, и рощи их вырубите, и истуканов [богов] их сожгите огнем;
ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле.
Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, - ибо вы малочисленнее всех народов, -
но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим, вывел вас Господь рукою крепкою [и мышцею высокою] и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского.

Итак, знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет [Свой] и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов,
и воздает ненавидящим Его в лице их, погубляя их; Он не замедлит, ненавидящему Его самому лично воздаст.
Итак, соблюдай заповеди и постановления и законы, которые сегодня заповедую тебе исполнять.

И если вы будете слушать законы сии и хранить, и исполнять их, то Господь, Бог твой, будет хранить завет и милость к тебе, как Он клялся отцам твоим,
и возлюбит тебя, и благословит тебя, и размножит тебя, и благословит плод чрева твоего и плод земли твоей, и хлеб твой, и вино твое, и елей твой, рождаемое от крупного скота твоего и от стада овец твоих, на той земле, которую Он клялся отцам твоим дать тебе;
благословен ты будешь больше всех народов; не будет ни бесплодного, ни бесплодной, ни у тебя, ни в скоте твоем;
и отдалит от тебя Господь [Бог твой] всякую немощь, и никаких лютых болезней Египетских, [которые ты видел и] которые ты знаешь, не наведет на тебя, но наведет их на всех, ненавидящих тебя;
и истребишь все народы, которые Господь, Бог твой, дает тебе: да не пощадит их глаз твой; и не служи богам их, ибо это сеть для тебя.
Если скажешь в сердце твоем: «народы сии многочисленнее меня; как я могу изгнать их?»

Не бойся их, вспомни то, что сделал Господь, Бог твой, с фараоном и всем Египтом,
те великие испытания, которые видели глаза твои, [великие] знамения, чудеса, и руку крепкую и мышцу высокую, с какими вывел тебя Господь, Бог твой; то же сделает Господь, Бог твой, со всеми народами, которых ты боишься;
и шершней нашлет Господь, Бог твой, на них, доколе не погибнут оставшиеся и скрывшиеся от лица твоего;
не страшись их, ибо Господь, Бог твой, среди тебя, Бог великий и страшный.
И будет Господь, Бог твой, изгонять пред тобою народы сии мало-помалу; не можешь ты истребить их скоро, чтобы [земля не сделалась пуста и] не умножились против тебя полевые звери;
но предаст их тебе Господь, Бог твой, и приведет их в великое смятение, так что они погибнут;
и предаст царей их в руки твои, и ты истребишь имя их из поднебесной: не устоит никто против тебя, доколе не искоренишь их…..

15. НАТ. 15 АВГУСТА 2017 ГОДА. НАГОРНЫЙ КАРАБАХ-АРЦАХ. ГОРОД ШУШИ. ПЛАТО КОНЬОН УНОТ. КАФЕ «КОНЬОН УНОТ». ДЕНЬ.
ДЕД ОВАНЕС, ГАРЕГИН, ВНУК МОВСЕС, ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ПЕРСОНАЛ, ПОСЕТИТЕЛИ КАФЕ, ТУРИСТЫ

Музыка - дудук. Панорама пейзажей Шуши. В провинциальном кафе с названием "КАНЬОН УНОТ" дед Ованес продолжает своё повествование.

ДЕД ОВАНЕС
Меньшиков изумлённо выслушал генерала, невольно потянулся за книгой, который любезно предоставил ему Ермолов и спешно стал заново читать тот же текст. Некоторое время установилась многозначительная тишина.
Кстати, к вашему сведению, это глава из ЕВАНГЕЛИЯ. Я вижу в Вашем взгляде недоумение. Не удивляйтесь, нечто подобное происходило и с Меньшиковым. Подобно вам, он также пришёл в недоумение.

ГАРЕГИН
Однако, Ованес-hопар, удивительно то, что об этих анти человечных предписаниях и установках говорится столь откровенно и в столь распространённом Писании, а об его истинной сущности осведомлены очень немногие. Многие далеки от понимания их истинной сути. 

ДЕД ОВАНЕС
Тем не менее, скажу вам, что впоследствии Российские Государи и Государыни со своим пониманием относились к людям, имеющим в основе своего бытия именно это учение. Да, 13 декабря 1742 года императрица Елизавета Петровна (1741-1761) издала указ, в котором повелевала: «…Из всей нашей империи, из городов, сел и деревень всех мужеского и женского пола жидов, какого бы кто звания и достоинства ни был, со всем их имением, немедленно выслать за границу и впредь их ни под каким видом в нашу Империю ни для чего не впускать, разве кто из них захочет быть в христианской вере греческого исповедания»....

16. ИНТ. 7 МАРТА 1826 ГОДА. КАВКАЗ. СТАНИЦА ЧЕРВЛЁННАЯ. ШТАБ-КВАРТИРА ГЕНЕРАЛА ЕРМОЛОВА В СТАНИЦЕ ЧЕРВЛЁННАЯ. ВЕЧЕР
ГЕНЕРАЛ ЕРМОЛОВ АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ, КНЯЗЬ МЕНЬШИКОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ

КНЯЗЬ МЕНЬШИКОВ
И как изволите это всё понимать?
(спрашивает недоуменно)

ГЕНЕРАЛ ЕРМОЛОВ
А, вот, как желаете, так и поймите! Однако, имейте ввиду, что сильного различия между Ветхим Заветом и Танахом не найдёте. Из чего следует, что всякий почитающий Танах и живущий по его канонам, в совершенстве владеет этим учением. По мне, в этом и заключается неприятие Танахом самого Ииссуса Христа, в качестве мессии с божественным началом, которого Бог-Отец привёл в жертву, дабы ниспустить на нас подобное прозрение.

КНЯЗЬ МЕНЬШИКОВ
Выходит, что императрица Елизавета Петровна была прекрасно осведомлена в этом вопросе, раз издала известный Манифест 1742 г., по сути, сразу же по восседанию на престол. Также была осведомлена и Екатерина Великая, когда, позднее издала известный указ от 23 декабря 1791 года, по поводу черты оседлости. Да и Александр Павлович не очень жаловал их. Признаться, Николай Павлович имеет большие основания винить в известных событиях декабря зачинщиков в тесном сотрудничестве с британцами и европейскими последователями Танаха, которые после наполеоновских войн приобрели в Европе большой вес и большие состояния.

ГЕНЕРАЛ ЕРМОЛОВ
Вот, видите, стоило получить малую информативность о положениях, вроде бы общеизвестных, как выстраивается стройная цепочка пониманий и верных толкований исторических реалий.

КНЯЗЬ МЕНЬШИКОВ
Очевидно, что не последнюю роль в проведении подобной политики нашими Государями играли религиозные мотивы. Я немного осведомлён о том, что многие думают о последователях Танаха, именно, в свете их безнравственного обмана христиан, согласно своему вероисповедованию. Наши правящие круги всегда считали, что они спаивают христианское население и способствуют распространению ереси жидовствующих в России. Не случайно, в прошлом годе последовало распоряжение о том, чтобы «из уездов, в коих находится секта субботников, или иудейская, и соседственных им уездов выслать всех их без исключения, где бы они ни находились, и впредь ни под каким предлогом пребывания там им не дозволять». Не скрою от Вас, что в связи с событиями декабря из Петербурга по распоряжению императора изгоняются большинство проживавших там приверженцев учения Танаха.

ГЕНЕРАЛ ЕРМОЛОВ
По моему мнению, известный Манифест декабря 1762 года носил запретительный характер и был следствием ближайшего изучения постулатов их учения, о которых, отныне, и Вы уже осведомлены в подробности.
Известно, что значительная часть населения испытывали по отношению к ним, как в отношении лиц, ответственных за «земную» гибель Иисуса Христа, противников христианской религии, в первую очередь, естественно, православия, которое исповедовало значительная часть населения) и не скрывал своё нежелание допустить их в Россию. Помимо этого, были и более прагматичные настроения, связанные с процветанием, чуждой нашему образу жизни, безжалостному ростовщительству. Кстати в Святом Писании и по этому поводу имеются соответствующие каноны. Вот, пожалуйста, послушайте.

Читает текст из Евангелия с отмеченной страницы
Второзаконие 23
...19 Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что [можно] отдавать в рост;
20 иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею...

Как видите, любезный Александр Сергеевич, даже при большом желании последователи Танаха не могут перечить канонам Завета, ибо будут безжалостно наказаны своим же Богом. Следовательно, дабы не ввести их в искушение, которое может привести к отступлению от канонов, наши мудрые правители обозначили черту их оседлости подальше от больших городов и поселений с иными народами.

КНЯЗЬ МЕНЬШИКОВ
Недаром, наше население повсюду и всегда проявляла недовольства теми методами, которые эти приверженцы Танаха применяли в торговле, где не обходилось дело без циничной спекуляции и безжалостного, чуждого нам ростовщительства.

ГЕНЕРАЛ ЕРМОЛОВ
Не поверите, но как мне выяснилось, при всей кротости и видимой покорности, они, где бы ни были, всегда обязаны были выполнять свои каноны по освоению новых народов и новых стран. Не удивлюсь, если в один прекрасный день выяснится, что в вопросах взаимодействия британцев с Францией, Персией, Турцией и иными правительствами, время от времени посягающие на Россию, имеют в своей основе интересы именно последователей Танаха. Я Вас уверяю, они никогда не уймутся пока всецело не завладеют Россией, а ещё хлеще, пока не развалят Нашу Великую Русь на большое количество небольших и слабых государств.

КНЯЗЬ МЕНЬШИКОВ
Любезный, Алексей Петрович, не буду кривить душой, Ваше просвещение сильно меня озадачило. Отныне, я не смогу быть таким же безразличным к этим вопросам. Признаюсь, это обстоятельство потребует от меня не малых усилий, дабы с прежней объективностью и беспристрастностью подходить к решению задач державного характера. Более того, теперь становится очевидным, почему указанный манифест носил в целом запретительный характер. А мы грешным делом предполагали, что он явился следствием предрассудков, которые многие российские чиновники и значительная часть населения испытывали в отношении них. Именно, как в отношении лиц, якобы ответственных за «земную» гибель Иисуса Христа, противников христианской религии, в первую очередь, православия, на котором зиждется Российская Державность. Что касается попыток объяснить появление Манифеста, по причине нежелания допустить их в Россию, вследствие опасения конкуренции с их стороны экономическим и политическим верхам общества, а также религиозным кругам православного духовенства, опасавшегося возможной конкуренции за паству со стороны иудейских миссионеров, то после того, что я сегодня познал, это не выдерживает никакого подтверждения.

ГЕНЕРАЛ ЕРМОЛОВ
Мне добавить нечего. Я бесконечно счастлив, что в Вашем лице нашёл преданного патриота России, которому совершенно не безразлична её судьба. Не скрою от Вас, с Вашим появлением в наших краях, очевидно, приближается окончание срока моего пребывания в качестве начальника и командующего. Уверен, что, найдя в Вашем лице достойнейшего посла в Персии, наш мудрый Император определит на моё место не менее достойного преемника. Впрочем, я буду счастлив, если этим человеком окажется доблестный генерал Паскевич. Ибо, в его лице я вижу истинного патриота, который сможет с пониманием вникнуть в суть политических перипетий и нравов нашего края. Что касается уверенности в преданности и бесстрашии моих офицеров и солдат, то я безмерно горд, что мне посчастливилось волею судьбы вершить нашу историю совместно с ними...

ГОЛОС ДЕДА ОГАНЕСА
Да, скажу вам, вполне достоверно то, что в Российской Империи была создана черта иудейской оседлости по указу Екатерины II (1762-1796) от 23 декабря 1791 г. На начальном этапе вхождения большинства иудейского населения в российское общество, чиновники стремились минимизировать их влияние на коренное население и, вместе с тем, получить от них максимальную экономическую выгоду. До того, 4 декабря 1762 г. был издан Манифест «О позволении иностранцам, кроме Жидов, выходить и селиться в России и о свободном возвращении в свое Отечество русских людей, бежавших за границу»....
Откровенные беседы с прославленным генералом позволили князю Меньшикову убедиться в том, что Кавказ никогда не был втянут ни в какие политические движения и, что там никаких тайных обществ не существовало и не могло существовать, ибо офицеры корпуса постоянно были в походах и жили изолированно друг от друга в крепостях и многочисленных укреплениях вдоль Линии и встречались чрезвычайно редко...

ГЕНЕРАЛ ЕРМОЛОВ
На по следок, скажу, что какие меры я бы ни принимал, с ничтожными моими силами не могу я прикрыть всё непомерное протяжение границы. Предупредить набега персиян невозможно, а между тем, если узнают, что я собираю на границе отряд, то в Европе скажут, что русские начали войну, что русские — зачинщики. Признаюсь - пусть они первые откроют военные действия, пусть вторгнутся к нам, — я только того и желаю. Ну, что, же. Похоже, высочайшее поручение данное Вам выполнено. Надеюсь, Вы получили ответы на все вопросы инструкции.

КНЯЗЬ МЕНЬШИКОВ
(Не стал кривить душой)

Да, пожалуй, Вы правы. Пришла пора прощаться с гостеприимным хозяином. Алексей Петрович, я завтра направляюсь в Тифлис, где собираюсь ожидать приглашения от шаха на посещение Персии.

ГЕНЕРАЛ ЕРМОЛОВ
Бог даст, может ещё свидимся в Тифлисе. Впрочем, похоже, я ещё не скоро туда прибуду. В связи со сложившейся обстановкой, мне необходимо самому удостовериться о состоянии войск по всей линии, а также довести до всех отрядов всю серьёзность ситуации. 

Они тепло и по-товарищески прощаются. Меньшиков уходит в отведённую ему комнату для сна.

17. НАТ. 15 АВГУСТА 2017 ГОДА. НАГОРНЫЙ КАРАБАХ-АРЦАХ. ГОРОД ШУШИ. ПЛАТО КОНЬОН УНОТ. КАФЕ «КОНЬОН УНОТ». ДЕНЬ. ДЕД ОВАНЕС, ГАРЕГИН, ВНУК МОВСЕС, ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ПЕРСОНАЛ, ПОСЕТИТЕЛИ КАФЕ, ТУРИСТЫ

Музыка - дудук. Панорама пейзажей Шуши. В провинциальном кафе с названием "КАНЬОН УНОТ" дед Ованес продолжает своё повествование.

ДЕД ОВАНЕС
Наутро Меньшиков последовал в Тифлис, где собирался ждать приглашения от Шаха на посещение Персии. А Ермолов вернулся в Тифлис только 3 июля 1826 года, после детальной инспекции всей Линии. 11 марта князь добрался до Моздока и с утра следующего дня взялся за перо и написал письмо Николаю Первому. Вот что он написал:
«Я еду из главной квартиры генерала Ермолова, находящейся в Червлёной станице, где исполнил поручение Вашего Величества. С чувством благодарности было принято изложение воли Вашей и, тем более что он мнил себя оклеветанным перед лицом государя наветами недоброжелателей. Я устранил сие нарекание, но упомянул о действиях, не согласных с видами правительства. Он тщательно отвергал упрёк отступления от правил, начертанных ему, блаженной памяти, Государем Императором Александром Павловичем…
В этом разговоре я видел в нём и опасение быть принятым Вашим Императорским Величеством за худого исполнителя воли монаршей, и желание угодить своему Государю.
Существование тайных обществ в Кавказском корпусе генерал Ермолов решительно отвергает…
В местах, на пути моём лежавших, духа вольнодумства и неповиновения я не заметил, как в войсках, так и среди обывателей, и по доходящим до меня сведениям не предполагаю оного на Кавказской линии».
В Тифлисе я ещё более убедился в том, что Кавказ не имеет отношения ни к какому заговору. Дядька-то оказался порядочным человеком.

ВНУК МОВСЕС
Вообще, то я немного наслышан про генерала Ермолова. Между прочем, дед, с твоих слов. Он многое сделал в своё время для России и для народов Кавказа...

ДЕД ОВАНЕС
Надеюсь, что к концу моей истории у вас сложится вполне цельная картина по героям тех лет, да и по событиям, происходившим тогда.
Продолжение следует...