Общеизвестно, что словарный состав любого языка как средство общения изменяется в зависимости от изменений в жизни людей: одни слова устаревают и уходят из употребления, другие же появляются, неся собой информацию о том или ином новом явлении, событии, предмете и т.д.
Почти сто лет назад в нашей стране повсеместно была начата работа по ликвидации безграмотности. Пусть мы не достигли каких-то небывалых успехов в этом деле, но самой читающей (а, значит, и грамотной) страной нас в мире признавали. Сегодня на дворе – ХХI век - век компьютерных технологий и космических скоростей. Теперь мы - далеко не читающая страна, как, впрочем, и весь остальной мир, зациклившийся на мобильниках, смартфонах. К сожалению, техническая революция аукнулась нам вопиющей безграмотностью и, без преувеличения, бездушностью и бездуховностью. Почти исчез эпистолярный жанр, когда в письмах можно было от души «поговорить» с интересным и необходимым в твоей жизни человеком. Задушевные письма мы заменили на СМС-ки, а живое общение – на короткий телефонный обмен о житье-бытье. И все это - на бегу, на бегу… Что ж делать? Таков он, этот двадцать первый век…
Есть у этого века своя отличительная черта. Это – реклама. Баннеры, рекламные щиты и прочая витринная продукция, которая прочно вошла в нашу жизнь. Оно, конечно, это хорошо, как говорил один литературный тип. Реклама, вне всякого сомнения, вещь полезная и нужная. Но как часто этой рекламе не хватает нужных букв, правильного написания текста! К сожалению, изготовитель заказов допускает досадные ошибки. Понять его, конечно, можно: ему вовсе не обязательно быть филологом. Не проще ли было бы, если бы заказчик проконсультировался со специалистом? В итоге мы «любуемся» на аршинные буквы «Торговый магазин». Вот и получается, что продается не козЬе молоко, а что молоко это предлагается самой козе, если в объявлении написано «козе»: «Продается козе молоко». И рядом указан номер телефона продавца. И зачем оптом предлагать кОнцИлярские товары? Продайте лучше необходимые школьникам канцЕлярские товары. Не все гласные в корне слова можно проверить ударением, но что месяц уразы был месяцем не сострОдания, а сострАдания можно понять, т.к. мы были стрАждущими во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного.
А в период заготовки хозяйками продуктов впрок для «удобства» покупателям у одного из продавцов на картоне видная издалека надпись: «Все для солениЕ и сОлатов». Читаем на автобусной остановке: «Предоплата за месяц в перед». Или вот при выезде с территории торговой базы: «По жалобУ обращаться по телефону…»
Конечно, любой ученик начальных классов скажет, что слова «гость» и «гостиница» являются однокоренными. Но зачем взрослые люди предлагают гостичные номера, а не гостиничные?
Обращает на себя внимание разнообразие фантастических вещей: МАГИЯ, ОКЕАН, ЦАРСТВО, МИР, ИМПЕРИЯ - керамики, обуви, штор, платков, напитков, дверей, газа и т.д. Подумать только – Империя газа или Царство газа – можно продолжить в сочетании с остальными «океанами»…
Несомненно, все объявления, как на рекламных щитах или же на зданиях, так и «бегущая» строка по местным телеканалам, облегчают нам жизнь - не выходя из дома, мы узнаем, где, что и по какой цене продается. Но оторопь берет от дремучей безграмотности, которая буквально прет в глаза! Например, продается Авчарка, бензАпила, кАшара, где некогда содержались овцы-бараны, куринАЯ окорочка, известЬковый раствор, аЗбест, инАмарка. А вот неизвестный покупатель хочет докричаться: куплю приору в прИделах …сот тысяч рублей, коТедж для большой семьи. Объявления о производстве современных окон, но нигде нет правильного варианта – то алюминО-пластиковые, то аЛЛюминЕвые, но никак не АЛЮМИНИЕВО-пластиковые. Кто хочет избавиТСя от зоба? – спрашивает один. Предлагают свои услуги: косметолог-ЭСТЕТИК, лечу дОвление, сварка аЛЛюминия, обшивка вОгонкой, капельное ороЩение, заточка цЫпей, рестОврация дисков, заливаем фундамент нашими Апалубками, срочный ремонт кожаННых изделий. Можно и дальше продолжать, ибо жизнь ежедневно подбрасывает нам все новые заманчивые идеи.
Приметой нашего времени стала еще и виртуальная дружба. В соцсетях люди высказывают свое мнение, оценивают какие-либо факты и т.д., но не утруждают себя желанием грамотно выразиться. И тогда получается: «Но мне кое-что обещали, и я выбрала этому верить» (Айза Довлатова). А может, я не понимаю тезку? Не поддается никакому объяснению опус одного молодого автора с сайта «Проза.Ру»: «Вы хоть пенсне не блести в полутьме». Возможно, это означает: «Вы хоть очками не блестите в полутьме»? В «Новостях Чечни» читаем: «ДИРЕКТОРЫ школ из Чечни – в финале Всероссийского конкурса «Педагогический дебют-2016» (12.03.2016 в 14ч.19мин.) Или интервью директора одной из школ в 2009 году, сообщающего тему УВР: «Развитие здоровьесберегательных технологий во время учебного процесса»). И там же слово: «гранД», т.е. президентский гранТ.
Сегодняшняя демократизация языка, к сожалению, переходит во вседозволенность. Язык кухонный, язык тусовочного общения вперемежку с языком публичного общения создают жуткую картину. А про передачи ЦТ и говорить вовсе стыдно – там сплошь и рядом идет «пипиканье».
Говоря о значении такого явления в литературе, как Л.Н.Толстой, М.Горький писал: «Толстой – это целый мир. Не зная Толстого, нельзя считать себя культурным человеком». Применительно к теме нашего разговора мы можем сказать: «Человеку необходима культура речи, как и культура в одежде». Тогда козе не придется покупать молоко, ибо мы поймем, что продается козЬе молоко.