я никогда не оставалась без ответа

Анастасия Алексейцева
Любовь Бога к человеку несравнима с чувствами двух влюбленных, с безграничной нежностью материнской любви…Она бесконечна, она заполняет, покрывает беззащитное сердце человека, пребывающее в агонии греха. Она изливается живительной влагой на пожары человеческой души и терпеливо ждёт….взаимности. Мы часто страдаем «ненужностью» и одиночествам в то время, как Господь настойчиво стучится в нашу дверь и раз, и два, и… до самой смерти, Он готов без гордости, смиренно оббивать пороги нашей жизни.
 
И раз…   
              «…многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14)

Я смотрю на Валентину и любуюсь её утонченной внешней красотой, чувствую красоту внутреннюю, но сказать об этом не смею. Она абсолютно точно смутится и будет спорить со мной, поэтому молчу…и любуюсь дальше. «1988-89 годы,- рассказывает Валентина, - были тяжелые для меня, наполненные скорбью, страхом и тревогой. Мне было 28 лет, когда врачи озвучили страшный диагноз-рак. Я долго не могла поверить, что это происходит со мной, злилась и думала, что доктора ошиблись. В городе пять миллионов человек, ну почему я? Обижалась на судьбу. Лишь некоторое время спустя пришло осознание происходящего и с этого момента моя жизнь пошла под откос. Два года тяжелого лечения, разлад в семье, потеря работы и потеря надежды на хотя бы малую возможность стать мамой. Сейчас я думаю, что тогда Господь в первый раз постучался в мою дверь. Ведь болезнь заставила  меня пойти в храм и принять крещение. Покрестилась я в Александро-Невской лавре, зимой перед операцией. Помню, в храме было очень много народу. И помню, как было хорошо и спокойно на душе после. Но я не побежала в церковь, не начала исповедоваться и причащаться. Об этих таинствах я узнала намного позже. Просто сидела дома на инвалидности и безуспешна пыталась найти работу, так как Дом моды, где я трудилась закройщиком, в начале 90-х закрыли. Я потеряла всё, так мне казалось тогда…». Это был самый первый раз, когда Господь коснулся сердца Вали, молодой еще девушки, жизнь которой превратилась в страшный сон. Этот Божий призыв Валентина пропустила, не услышала, не поняла. Но какое-то время спустя…

И два…
                «И вот земля моей веры предо мною. Как некогда Моисей, жадно впитываю ее своим взором. Немало приходилось мне путешествовать. От одной земли к другой. Но это всегда земля. Это переход от подобного к подобному. А ныне будто кончилась та жизнь там – на земле. И вот пред моим взором уже то, во что верю, что бесконечно люблю». (о.Геннадий Фаст)

Валентина продолжала свой рассказ: « Один мой приятель - Алексей, увидев бедственное положение, в котором я находилась, решил помочь мне и предложил поехать в Израиль. Там жила бабушка, родственница Лешиного начальника, русская еврейка, которая не хотела жить одна и которой требовалась компаньонка и помощница. На тот момент мне было  35 лет. Я, на самом деле, долго сопротивлялась, зачем, для чего…? Меня уговаривали, мол съезди, отдохни! И я сдалась…
Прилетев в аэропорт Тель-Авива, меня повезли в город Натания, где я провела ровно год. В этом городе не было православных храмов, да и не было у меня привычки ходить в них. Но, к слову сказать, на тот момент я уже знала одну молитву наизусть – Отче наш…И однажды мне удалось попасть на экскурсию в Иерусалим. Как только передо мною открылась панорама этого сказочного города, необыкновенно розового в свете солнечных лучей, у меня перехватило дыхание…Видимо Господь начал показывать, а где я, куда приехала. Мне захотелось знать всё! Началась православная экскурсия. Внутри меня всё клокотало, перед глазами возникали всё новые и новые святыни, а я бежала за нашим гидом и постоянно спрашивала: «Скажите, а есть Бог?» Мне так хотелось знать! Когда мы подошли к храму Гроба Господня, меня всю трясло от трепета и страха. Я просто боялась даже думать о чем-то, такая радость, такая благодать накрыла меня. Что-то происходило со мной. Чуть позже, стоя в одиночестве возле ограды, я думала, что вот это и есть Бог… Эта была наша вторая встреча с Ним. В тот момент я поставила для себя точку в вопросе- Есть ли Господь? Моя душа не могла вместить всю благодать и я, помню,  просто плакала в русском храме Марии Магдалины у мощей великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары. Ничего не понимала, ничего не знала, но чувствовала. Если бы сейчас мне пришлось приехать в этот чудесный город, всё было бы по другому, более осознанно, осмысленно. Но тогда я была просто слепым котёнком.
Я продолжала жить как и раньше, ничего не изменилось, только усилилась тоска по дому. Не было рядом ни родных, ни друзей, с которыми я могла бы поделиться мыслями, просто поговорить. Я чувствовала одиночество, не понимая, что со мной рядом Господь. Не зная как жить дальше, не понимая, что будет дальше, я всё-таки вернулась в Петербург».

«И с нами Бог…»

«И с нами Бог. Кого же нам бояться?
Кто может дар любви у нас отнять?!
Мы будем в этой жизни расставаться,
Чтобы друг друга в вечности обнять».
(Протоиерей Анатолий Трохин)

Я вернулась домой, но жизнь не радовала меня совсем. Мне было плохо, и я не знала, что происходит. И вроде устроилась на хорошую работу, и не было нужды в деньгах, но сердце моё не успокаивалось. Как то раз, я поехала в гости к своей давней подруге Раисе. Она работала поваром в хосписе. Простая женщина, ютившаяся со своей дочерью в крошечной девятиметровой комнате, она была моей полной противоположностью. Не только в материальном плане, жила Раечка очень не богато. Самое главное различие было в том, что моя подруга была счастлива, а я нет. И когда она выслушивала мои страдания и печали, её большие голубые  глаза наполнялись такой любовью, таким пониманием. Рая предложила мне сходить в храм.
Пожалуй с этой встречи начался мой неторопливый и осознанный путь к Богу. Я купила себе много книжек, кассет, перестала общаться с друзьями, не подходила к телефону и внимательно изучала то, во что поверила несколько лет назад, находясь на Святой Земле.  Для меня открывался новый мир… Только с третьего раза у меня получилось приступить к Чаше. Я открыла для себя таинство причастия. Друзья крутили у виска и не понимали, что происходит с такой компанейской девчонкой, но мне было хорошо и спокойно в храме. Помню своё первое паломничество в конце 90-х в Оптину пустынь, как мы попали в аварию. Наш автобус(75 человек) перевернулся. Слава Богу тогда никто не погиб! Помню, своё состояние в монастыре… Мне очень нравилось соприкасаться с этой новой для меня жизнью. Я купалась в источниках, прикладывалась к святыням, исповедовалась и причащалась. В поездке я познакомилась с супружеской парой Лидусей и Николаем, которые потом и привели меня в воскресную школу Спасо-Парголовской церкви. В этом храме служил о.Анатолий Трохин, с которым я подружилась и также неоднократно ездила в паломничества к Серафиму Вырицкому. Тогда он еще не был канонизирован. Это было такое счастливое время!
Моя жизнь не была безоблачной:  я жила не в своём доме и это всегда очень напрягало, были перебои с работой, но несмотря на это я чувствовала, что обрела нечто важное, дорогое моему сердцу.
И вот в январе 2001 года у моей сестры Тани, в далёкой Сибири  родился сын-Андрей. Она пригласила меня стать крестной мамой. Я приехала в Сосновоборск и когда впервые взяла на руки Андрюшу, вдруг почувствовала такую любовь, такую нежность.  А Таня умоляла меня остаться, говорила, ну почему мы должны жить врозь? родные люди. У меня появились мысли о том, что я действительно должна вернуться домой, к родным и близким.
Всё произошло так быстро. Батюшки, у которых я окормлялась в Петербурге, благословили меня, очень скоро были куплены билеты на самолёт, собраны вещи и я переехала в Сосновоборск. Жизнь складывалась непросто, иногда от уныния и отчаяния я писала Лидусе письма, в которых жалела о своём поступке. Но терпела и смирялась, ведь со мною был Бог, ведь теперь у меня был Андрюша, о котором я могла заботиться. Мы везде ходили втроём: Таня, Андрей и я. Путешествовали вместе. А однажды я получила письмо от отца Анатолия Трохина, написанное мне в утешение от всех печалей, которые были, есть и будут в моей жизни».
Валентина протянула мне небольшой конверт. Я неторопливо, вслух начала читать:

Дорогая, Валентина, прочитал Ваше письмо на имя Лидии(она дала мне его почитать) и решил написать вам несколько слов утешения.
Как известно, что ничего не делается с человеком без Промысла Божьего. Вот и Ваша жизнь изменилась по Воле Господней. Если рассуждать по мирски, то положение Ваше ухудшилось, стало тяжелее и в материальном и в нравственном смысле, но если рассуждать духовно, то Ваше смирение в такой ситуации подвигает Вас ближе ко спасению Вашей души. Старайтесь сохранить в душе вашей доброту к людям, не зависимо от их отношения к Вам. Черпайте эту любовь в молитве, а особенно в Таинствах Церкви: Исповеди и Причастии.
Господь обязательно поможет Вам, утешит и поддержит, не давайте места унынию и отчаянию – гоните их молитвою.
И болезни наши и скорби нужны нам для спасения нашей души, без этого спастись нельзя. Трудитесь для других, живите ради других, вот тогда и для себя обретёте в вечности. Для меня дорого Ваши тёплые воспоминания о нашем храме и школе.
Спаси Вас Господи!
Божие благословение на Вас!
О.Анатолий

***
…мы еще долго беседовали с Валей, она рассказывала мне о своих друзья, подругах, о трудностях, с которыми ей приходилось сталкиваться здесь в Сибири, об удивительных поездках по монастырям Красноярского края, о важных встречах и разговорах, которые помогали ей принимать решения в жизни. И я понимала, что передо мной человек, который никогда не остановится в своём поиске Истины. «Мне повезло в этой жизни, - говорила Валя, - в том, что я никогда не оставалась без ответа». Не оставалась она потому, что стучалась, искала, просила этого ответа. “Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам” (Матф.7:7) 
На нашем приходе Валентина деятельный человек, она приводит в порядок, стирает и чинит облачение священства. Это на самом деле трудоёмкий  и ответственный процесс. Стиркой она занимается прямо у себя дома. Также она помогает на клиросе, работает в лавке. Большая благодарность ей за это… Но почему-то в случае с Валей, мне больше хочется говорить о Питере, о важных встречах, о книгах, о стихах,  неторопливо пить чай, наблюдая, как на город спускаются сумерки или слушать песни иеромонаха Романа, такие любимые ею. Моя вера становится ни явлением, ни событием в этой жизни, но будто воздухом, которым я дышу.