2. Перечень человеческих пороков. Научное вступлен

Эльдар Шарбатов
Материал подготовлен на основе статьи, опубликованной в 2014 году:
 «ПЕРЕЧЕНЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ КОНФОРМИСТОВ»

УДК 159.9.23: 17.022.1

Аннотация. Бесспорно, 2014 год останется в памяти крымчан не одно поколение за предоставленное нам право вернуться к близким сердцу общественным ценностям, языку и культуре. Сам факт того, что теперь мы находимся в составе России, говорит о неожиданно успешном окончании длительных и нелепых испытаний. Новое же испытание сопряжено не столько с адаптацией к резкому изменению общественных норм, а скорей с тем, как за 23 года «независимости» изменились мы сами. Насколько конструктивно мы способны отнестись к более высоким нормативам сильного государства, не злоупотребив оказанным нам доверием? Да и способны ли мы внятно дать оценку собственным ценностям, сформированным вследствие культурного и морального упадка?
Но, так или иначе, ответ на эти вопросы может дать аксиопсихология. Помимо личностных идеалов в рамках данного исследования был раскрыт концепт ценностей конформистов. Перечень данных понятий способствует объективности в анализе, порой мутных, скрытых и усложнённых принципов деструктивного искажения человеческих ценностей. Но главное преимущество результатов исследования в том, что в рамках аксиопсихологии они дают возможность проводить эмпирические исследования, связанные с любыми психологическими ценностями, т.к. степень осознания любой ценности психикой индивида определена в промежутке между идеалами личностных устремлений и пределом конформных побуждений.
Ключевые слова: аксиопсихология, ценностная ориентация, идеал, конформизм, психологическая ценность.

Annotation. Undoubtedly 2014 year will remain in the mind of the Crimeans for a long time for the right to come back to dear social values, language and culture. The fact, that now we are a part of Russia, speaks of a suddenly successful end of a long and absurd trial. A new test isn’t mainly connected with the adaptation to cardinal change of social norms, it’s connected with that how much we ourselves have changed during the 23 years. How constructive are we able to treat higher norms of powerful state without abusing confidence put in us? Are we able to estimate firmly our own values formed as a result of cultural and moral decay?
But anyway the answer to these questions can be given by axiopsychology. Except personal ideals in the framework of our research there was revealed a conception of conformist values. Enumeration of conceptions of conformist main values promotes objectivity in the analysis of sometimes misty, hidden and complicated principles of destructive distortion of people’s values. But the main advantage of the research lies in the fact that in the framework of axiopsychology there appears a possibility to conduct experimental researches connected with mental values, as the degree of realizing of any value by individual’s mind is determined within the space between the ideals of personal aspiration and the limit of conform inducements.
Key wards: axiopsychology, value orientation, ideal, conformism, psychological value.

Введение. Восприятие одной и той же ценности психикой различных людей неоднозначно, поэтому злоупотребление привычными для нас идеалами может ввести в тупик попытки оценить реальные мотивы таких действий и достоинство его участников (особенно, если субъектами выступаем мы сами). Это говорит о том, что для объективного анализа психологических ценностей следует учитывать весь спектр деградации человеческих идеалов.

В основе данного исследования лежит анализ материалов двух статей: в статье «Перечень основных ценностей в аксиопсихологии» приведены 24 основных человеческих идеала  и 6 ценностей межкатегориального значения [7, с. 114-118]; а в статье «Значение ценностей межкатегориальной структуры в аксиопсихологии» были охарактеризованы основные ценностные ориентации конформистов, а также ценности межкатегориальной структуры, которые участвуют в искажении личностных идеалов [5, с. 371-375].

Выделение ранее не решённых частей общей проблемы, которым посвящается данная статья. Ни в одной из публикаций автора не были раскрыты психологические ценности конформистов, т.е. модели конформного искажения личностных ценностей упоминались лишь поверхностно. Научная литература даёт определения ценностей и ценностных ориентаций в рамках только одной категории ценностей, коллективистов [4, с. 367], [1, с. 589], это касается и определения конформизма, как феномена, которое дают М. Ю. Кондратьев и В. А. Ильин: «Конформизм  – проявление активности личности, которое отличается реализацией отчетливо приспособленческой реакции на давление большинства членов группы с целью избежать негативных санкций – порицания или наказания за демонстрацию несогласия с общепринятым и общепровозглашённым мнением и желанием не выглядеть не таким, как все» [3, с. 209]. Другими словами, современная наука располагает лишь туманной и поверхностной информацией относительно конформистов других культур: за века мы так и не научились не разделять ответственность с представителями блатной субкультуры [5, c. 372-373], сектантов в обществе мы не отличаем от интеллигентных коллективистов [5, c. 372], но самым горьким уроком для нас была неспособность за десятилетия распознать развитие в стране нацистской культуры [5, c. 371-372], что привело Украину к гражданской войне.

Формулировка цели статьи: раскрыть перечень понятий основных ценностей конформистов различных категорий ценностей, в соответствии с каждым из 24 уже раскрытых личностных идеалов [7, с. 114-118], для более обоснованного анализа психологических ценностей личности.

Объект статьи: ценности личности.
Предмет статьи: основные ценности конформистов.
Цель статьи: составить перечень основных ценностей конформистов.
Задачи:
1. Обосновать модели злоупотребления каждым из основных человеческих идеалов.
2. Охарактеризовать основные ценности конформистов.

Важно отметить, что персональный характер взаимоотношения проявлений психических процессов структуры ценностей определённого субъекта сохраняется в отношении к проявлениям психических процессов других лиц. Поэтому подбор людей в социальные группы осуществляется, прежде всего, по типу ценностной ориентации и только внутри групп с уже сформированной культурой может играть роль акцентуация характера отдельных кадров. В основе большинства социальных проблем лежит неспособность или нежелание людей осознать особенности принципов взаимодействия психических процессов представителей «чужих» культур и применение к ним ценностных норм своей культуры, что подтверждают труды А. К. Якимовича [9, с.49, 60].

В аксиопсихологии можно определить объективное понятие зла, как осуждение ценностей определённой категории относительно ценностных норм любой другой, а понятие добра, как суждение ценностей при условии их маргинальности. При изучении соотношений ценностей, следует учитывать, что каждая категория ценностей основана на наиболее уместной и согласованной в рамках её собственной культуры логике. Т. е., точек зрения в такой схеме должно быть столько же, сколько и категорий для сравнения. В данном же исследовании, для анализа полного спектра изменений ценностей четырёх категорий автор использует четыре идеалистических точек зрения и четыре объективных взгляда на деструктивный подход к развитию ценностей.

Идеалы личностных устремлений рассмотрены в статьях: «Ценностная логика Г. Д. Левина» [8, с.165-168] и «К вопросу о новых категориях в аксиологии» [6, с. 209-211].

По функциональному значению, в концепции определённых категорий ценности межкатегориальной структуры являются основой деградации личностных ценностей. Они проявляются в четырёх основных формах, соответствующих подмене ценностей четырех категорий:
1. Стабилизация, ситуативное усиление и последующая деградация конструктивных проявлений психических процессов ценностной структуры категории мирных посредством угнетения деструктивных проявлений психических процессов ценностной структуры категории агрессоров за счёт перспектив культурного развития обеих категорий.
2. Стабилизация, ситуативное усиление и последующая деградация положительных проявлений психических процессов ценностной структуры категории коллективистов посредством угнетения отрицательных проявлений психических процессов ценностной структуры категории индивидуалистов за счёт перспектив культурного развития обеих категорий;
3. Стабилизация, ситуативное усиление и последующая деградация деструктивных проявлений психических процессов ценностной структуры категории агрессоров посредством угнетения конструктивных проявлений психических процессов ценностной структуры категории мирных за счёт перспектив культурного развития обеих категорий.
4. Стабилизация, ситуативное усиление и последующая деградация отрицательных проявлений психических процессов ценностной структуры категории индивидуалистов посредством угнетения положительных проявлений психических процессов ценностной структуры категории коллективистов за счёт перспектив культурного развития обеих категорий.

Смысловой основой ценностей межкатегориальной структуры является классическая суть «смертных грехов»:
1. Злоба
2. Распутство
3. Зависть
4. Алчность
5. Праздность
6. Лень

В статье представлен перечень моделей деструктивного искажения только основных ценностей. Сложные ценности, такие как счастье, сила, красота, могут включать в себя до шести основных ценностей и, безусловно, они более сложны для восприятия и постижения. Искажение же их концептов бывает крайне трудно проанализировать даже в рамках научных исследований психологов и философов. Поэтому дальнейшие исследования психологических ценностей в рамках аксиопсихологии могут пролить свет на многие парадоксальные вопросы в психологии личности.

Литература

1. Большой психологический словарь под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – Санкт-Петербург: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007. – 672, [6] с.
2. Карпенко З.С. Аксіопсихологія особистості.- К.: ТОВ “Міжнародна фінансова агенція”, 1998. - 220 с.
3. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. – Москва: ПЕР СЭ, 2007. – 464 с.
4. Психология А-Я: словарь-справочник / Перевод с английского К.С. Ткаченко. – МФАИР – ПРЕСС. 1999. – 448с.
5. Шарбатов Э. А. Значение ценностей межкатегориальной структуры в аксиопсихологии // Проблеми сучасної педагогічної освіти. – 2013г. – Серія: педагогіка і психологія. Випуск 41. Частина 3. – С. 368-375.
6. Шарбатов Э. А. К вопросу о новых категориях в аксиологии // «Днi науки фiлософського факультету – 2013» матерiали доповiдей та виступiв. – 2013. – С. 209-211.
7. Шарбатов Э. А. Перечень основных ценностей в аксиопсихологии // Проблеми сучасної педагогічної освіти. – 2013г. – Серія: педагогіка і психологія. Випуск 41. Частина 1. – С. 113-119.
8. Шарбатов Э. А. Ценностная логика Г. Д. Левина // Культура народов Причерноморья. – 2013г. – №246. – С. 165-168.
9. Якимович А. К. «Свой-чужой» в системах культуры // Вопросы философии. – 2003. – №4. – С. 48-60.

References:

1. Big Psychological Dictionary, edited by B. G. Mescheriakov, V. P. Zinchenko. – Snt. Petersburg: Prime – YEVROZNAK, 2007. – 672,[6] p.
2. Karpenko Z. S. Axiopsychology of the personality. – Kiev: Society “International Financial Agency”, 1998. – 220 p.
3. Kondratyev M. Y., Ilyin V. A. ABC of a social practical psychologist. – Moscow: PER SE, 2007. – 464 p.
4. Psychology A-Z: dictionary-reference / Translated from English by K. S. Tkachenko. – MFAIR – PRESS. 1999. – 448 p.
5. Sharbatov E. A. The meaning of the intercategorical structure value in axiopsychology // Problems of modern pedagogical education. – 2013. – Series: Pedagogics and Psychology. Issue 41. Part 3. – P. 368-375.
6. Sharbatov E. A. To the point of new categories in axiopsychology // «Days of science at the philosophical faculty – 2013» materials of reports and speeches. – 2013. – P. 209-211.
7. Sharbatov E. A. Enumeration of the main values in axiopsychology // Problems of modern pedagogical education. – 2013. – Series: Pedagogics and Psychology. Issue 41. Part 1. – P. 113-119.
8. Sharbatov E. A. Logics of values of G. D. Levin // The culture of the peoples of the Black Seaside. – 2013. – №246. – P. 165-168.
9. Yakimovich A. K. «One’s people-strangers» in the systems of culture // The points of Philosophy. – 2003. – №4. – P. 48-60.