Арнольд Гаврилович Цибулькин часть 2

Димитрий Морозов-Никифоровский
ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ

В 1956 году в Саратове сотрудники Госавтоинспекции не были героями анекдотов или скандалов.

Арнольд Цибулькин стал одним из первых помощников в Областном ГАИ. Потом позвал меня. Я привлек к этой общественной работе студента Института механизации сельского хозяйства Бориса Алексеева.

Мы выходили  на дежурства вместе с Госавтоинспекторами. Чаще всего на въезде в город проверяли технические неисправности грузовых автомашин. Из колхозов гнали грузовики с сильно изношенными рулевыми механизмами. Тормозная система не действовала с первого нажатия тормозной педали. Иногда не помогало второе или даже третье нажатие. Такие машины представляли серьезную опасность для другого транспорта  и жителей города.

Были неоднократно выявлены нетрезвые водители. В этих случаях инспектор усаживал пьяного шофера в коляску мотоцикла М-72 и увозил его в ближайшую городскую больницу на официальное освидетельствование состояния опьянения.

Неисправный грузовик нам приходилось перегонять на штрафную площадку рядом с Областным ГАИ.
 
Немного было удовольствия от поездки на автомашине, которая плохо слушается руля, и не имеет работающих тормозов. Особенно при гололедице.

Нас называли общественными автоинспекторами. Но мы не имели удостоверений. Только нарукавные повязки во время дежурств. Никаких льгот нам эта деятельность не давала.

А ситуации бывали разные. Были попытки нетрезвых водителей уехать с места проверки. Однажды Арнольд и я успели через задний борт забраться на ходу в кузов грузовика. Автомашина остановилась. Удрать шоферу и пассажиру мы не дали.

Был выезд на место дорожно-транспортного происшествия со смертельным исходом.  Мотоциклист врезался в самосвал ЗИЛ. Мы помогали делать замеры лужи крови и расстояний от точки удара до разлетевшихся частиц мозгового вещества.

Единственное, что мы приобрели, кроме уважения к нашим Госавтоинспекторам, это навыки вождения тяжелых мотоциклов М-72 с коляской в режиме погони.

На мотоциклах без колясок нарушители пытаются удрать от автоинспектора правыми поворотами.  У М-72 на правых поворотах при большой скорости задирается вверх коляска, и может быть опрокидывание на мотоцикл.

Мы даже передавали этот опыт другим молодым Госавтоинспекторам.

Я сдавал экзамен по вождению мотоцикла после многочисленных дежурств на въездной трассе в город.

Конечно, движения мои были привычными для меня, но несколько необычными для окружающих.
   
Я стал спиной к рулю мотоцикла. Левая рука на правой стороне руля на рукоятке, от которой идут два троса к дроссельным заслонкам карбюраторов. Это регулировка оборотов двигателя. Правая моя рука на дуге между вторым седлом и сидением водителя. Ставлю правую ногу на рычаг кикстартера, которым проворачивают коленчатый вал. Толчком левой ноги подпрыгиваю вверх и всем весом опускаюсь на рычаг запуска. Левой рукой чуть поворачиваю ручку газа. Мотор заработал.

Передвигаю левую руку на левую сторону руля  и выжимаю рычаг сцепления.
 
Автоинспектор, принимающий экзамен по вождению, сидит в коляске.

Переношу правую ногу через седло, и перед лицом экзаменатора пяткой ударяю по ручному рычагу переключения коробки передач. Далее обычный разгон, но быстрое с перегазовкой переключение передач с первой (тяговой) до высшей (скоростной).

Думаю, что мое описание боевого разворота не принесет вреда Госавтоинспекторам.

 Преследуемый нарушитель на мотоцикле без коляски уходит на правый поворот.

На мотоцикле с коляской нужно выжать рычаг сцепления и переключиться на низшую передачу.
На уровне правого проезда  резко вывернуть руль влево и затормозить до блокировки заднего колеса.
Возникает занос и разворот мотоцикла на три четверти окружности. Когда по курсу будет нужный проезд, начинается резкий старт с места.

Иногда, нам приходилось дежурить в Агитационном автобусе ГАИ на центральных улицах Саратова. Но это было не так интересно.

Однажды, когда мы готовились к выезду на дежурство у здания ГАИ, к нам присоединились два парня.

Оказалось, что они из отряда при Горкоме комсомола. После дежурства Арнольда, Бориса и меня пригласили придти познакомиться с этим отрядом.

КОМСОМОЛЬСКИЙ ОПЕРАТИВНЫЙ ОТРЯД

В том году отряд при горкоме комсомола имел странное название «Отряд легкой кавалерии».

Это в ЦК ВЛКСМ вспомнили историю комсомола конца двадцатых- тридцатых годов. Тогда рейды бригады и отряды «легкой кавалерии» выявляли недостатки в работе различных организаций и учреждений на местах. Другие отряды охраняли сады, колхозные посевы, животноводческие фермы.

«Положительных результатов в деле повышения дисциплины и успеваемости помогали достичь и созданные в 1928 г. студенческие отряды "легкой кавалерии". Посты "легкой кавалерии" проверяли посещаемость и дисциплину на лекциях, в лабораториях и клиниках 2-го МГУ. Материалы рейдов освещались в стенной печати и в университетской газете. На факультетах вывешивались списки лодырей и прогульщиков.»
Источник: https://www.portal-slovo.ru/history/35391.php


«В конце 1933 г. в Ленинграде и области стали возникать пионерские отряды "легкой кавалерии". Они помогали почтовым отделениям в своих микрорайонах: расклеивали в домоуправлениях плакаты, вывешивали списки жильцов, укрепляли почтовые ящики, предохранительные сетки для лампочек. Пионеры области брали под свою охрану телефонные провода и изоляторы.
Движение ширилось, в него включались пионеры многих городов и сел страны, они стали помогать почте в доставке писем и телеграмм, газет и журналов.»
Источник: 
 
В 1961 году вышла книга «Молодёжный оперативный». Авторы Ольга и Александр Лавровы. Советские и российские сценаристы, драматурги, писатели и публицисты.
Известны, как авторы сценариев популярного в СССР телесериала «Следствие ведут ЗнаТоКи».


«Официальную историю оперативных комсомольских отрядов можно считать с 1970 года, с момента утверждения секретариатом ЦК ВЛКСМ "Положения об оперативных комсомольских отрядах добровольных народных дружин.", хотя первые отряды формировались уже в 1958 году».
Источник:https://www.znacivlcsmlapin.com/-//

В городском «отряде легкой кавалерии» устраивали рейды. Были попытки выявить и задержать в трамваях и троллейбусах карманных воров. Был рейд против торгующих самодельными граммофонными пластинками на рентгеновских снимках – «рок на костях». Но к прическам и одежде стиляг не придирались.

Из многочисленного городского отряда была выбрана группа двадцать человек. Наша троица в нее попала.

Мы были направлены на обучение к тренеру Областного КГБ.

Прошли «40-ка часовую программу боевого самбо для оперативных сотрудников КГБ». Потом убедились, что наши Госавтоинспектора этих приемов не знали.

Когда Арнольд Цибулькин закончил геологический факультет университета, он уехал в Уфу. Некоторое время там продолжал отнимать у местной шпаны холодное оружие.

А я ушел из городского отряда в Волжский райком комсомола, где с нуля организовал комсомольский оперативный отряд.

Арнольд Гаврилович Цибулькин. Конец 2 части.
 
Доброго Всем Здоровья!
ДМН