Суета

Рыжов Александр Геннадьевич
(Мне все хочется доработать каждый конспект, придать ему черты эссе или статьи, но из-за недостатка времени или плохой организованности я обычно не успеваю это сделать. Вот и конспект вводного разбора по книге Екклесиаст остался только в рукописных набросках и коротком изложении в вордовском файле, т.е. мне, скорее всего, уже не получится собрать все свои конспекты по этой книге, по крайней мере, при этом ее прохождении. Конспект вчерашнего разбора решил не доводить до желаемого мной уровня, иначе его постигнет судьба многих других моих заметок, затерявшихся в недрах винчестера, выкладываю его в формате "как есть").


В Библии нет определения суеты, но есть тексты, где она рассматривается более или менее подробно. Один из таких текстов, конечно же, это книга Екклесиаста, эксперта по суете, ведь он сосредоточил все свои исключительные интеллектуальные способности и почти неограниченные материальные ресурсы на исследовании мира под солнцем, а мир под солнцем как раз и живет по законам суеты. Из первой половины первой главы книги Екклесиаста можно вывести три признака суеты: цикличность, отсутствие новизны, замкнутость на себе.


Цикличность или повторяемость. (Нарисовать схему на доске по пятому, шестому и седьмому стихам первой главы книги Екклесиаста). Суть трех иллюстраций из мира природы понятна: солнце, ветер и реки проходят по кругу, возвращаясь к месту начала своего движения, и продолжают дальше двигаться по кругу. Все три зарисовки акцентируют внимание на повторяемости и возвращении к исходной точке. Это первое, что выделил Екклесиаст, говоря о суете. Суета – это хождение по кругу. Понятное дело, в центре внимания Екклесиаста не природа, а человек. Жизнь человека тоже циклична: мы каждый день повторяем некоторые действия – встаем, собираемся на работу, работаем, возвращаемся, вечер проводим обычно тоже повторяющимся образом. Схема жизни человека также циклична: детство – юность – старость. Правда, дальше жизнь не начинается с начала, но приходит новое поколение, и все повторяется по-старому. Т.е. цикличность распространяется и на сменяемость поколений. «Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки» (Ек.1:4). Тимур Расулов высказался об этом так: «После грехопадения время намотано на катушку цикличности». А в Толковой Библии Лопухина это называется «беспрогрессивное круговращение».


Следующий признак суеты, о котором говорит Екклесиаст, это отсутствие новизны: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл.1:9). Этот признак вытекает из предыдущего: если все вещи в мире ходят по кругу, то откуда появиться чему-то новому? Причем это касается не только мира природы, но и человека.

Следствие этого принципа в том, что человек, который хочет насытиться удовольствиями этого мира и стремящийся к новизне, рано или поздно пресыщается и устает: он доходит до края познания («Я видел предел всякого совершенства, [но] Твоя заповедь безмерно обширна» Пс.118:96), убеждается в ограниченности этого мира и разочаровывается, если его интересы не идут дальше очерченного Екклесиастом пространства – под солнцем. Т.е. если он не стремится познавать Бога. Кому приятно, когда одно и то же постоянно повторяется…

«Вздумал я в сердце моем услаждать вином тело мое и, между тем, как сердце мое руководилось мудростью, придержаться и глупости, доколе не увижу, что хорошо для сынов человеческих, что должны были бы они делать под небом в немногие дни жизни своей. Я предпринял большие дела: построил себе домы, посадил себе виноградники, устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева; сделал себе водоемы для орошения из них рощей, произращающих деревья; приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня; также крупного и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей; завел у себя певцов и певиц и услаждения сынов человеческих - разные музыкальные орудия. И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною. Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих. И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая [их]: и вот, все - суета и томление духа, и нет [от них] пользы под солнцем!» (Ек.2:3-11).

Представьте себе, например, что у вас в запасе есть вечность, и вот вы начинаете коллекционировать и изучать бабочек. Вы читаете литературу, отправляетесь в полевые экспедиции, собираете и изучаете бабочек, узнаете все о них. Наверняка это очень интересно. Но рано или поздно наступит предел, когда вы узнаете о бабочках абсолютно все и соберете в свою коллекцию абсолютно всех бабочек. Каждая следующая пойманная вами бабочка будет уже повторением имеющейся в вашей коллекции особи. И каждую из этих особей вы рассмотрите и досконально изучите в мельчайших подробностях. Наверняка после этого то, что вам до сих пор было так увлекательно, наскучит.

Так и со всяким другим увлечением. Даже если мы начнем коллекционировать коллекции, однажды и здесь мы доберемся до края и предела.

Душа по своей природе вечна (об этом у Екклесиаста сказано дальше в Ек.3:11: «Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их», в еврейском оригинале «вложил вечность»), а потому временное и ограниченное насытить ее не может. Ее может насытить только вечный и превосходящий нас по совершенствам Бог. «Все труды человека - для рта его, а душа его не насыщается» (Ек.6:7). Так происходит потому, что душа человека была создана для насыщения не временным, а вечным, не творением, а Творцом.

И в этом причина такого депрессивного характера книги Екклесиаста. Сознательно ограничив пределы своих исследований земным, материальным миром, Екклесиаст не нашел в нем источников, удовлетворяющих его душу, и пришел к разочарованию. Его отец Давид посвятил себя поиску Бога (Пс.62) – и нашел в этом блаженство, Соломон же посвятил себя поиску мудрости (без уточнения, что речь идет о мудрости в Боге) – и пожал депрессию.

«И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем. Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все - суета и томление духа! Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать. Говорил я с сердцем моим так: вот, я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания. И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это - томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Ек.1:13-18).

Еще одно следствие принципа отсутствия новизны в том, что мир не обновляется, но стареет. С каждым следующим кругом мир ветшает. В каждом следующем поколении несовершенства и грехи человечества усугубляются.

Человек был сотворен по образу Божьему. Это можно сравнить с формой для пирога. Каждый следующий пирог повторяет предыдущий по форме. Представьте себе, что форма упала и помялась. Если вмятину не устранить, то следующий пирог будет нести на себе ее следы. А если форму продолжать ронять, и она будет становиться все более искореженной, то сотый пирог даже отдаленно не будет похож на первый.

Раньше музыку записывали на пластинки. Игла двигалась по бороздочкам, переходя с каждым оборотом пластинки на следующий круг. Иногда пластинки физически повреждались, и из-за маленькой царапинки переход иголки на следующий круг не происходил. Пластинку заедало. В музыке повторялась одна и та же фраза.

Весь мир заело. Человечество повторяет одни и те же грехи. Мало того, количество грехов увеличивается, они усугубляются, пластинка покрывается все большим количеством царапин.

О связи суеты и деградации писал и Павел: «потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим.8:21-22). Здесь Павел связывает суету и тление. Мак-Дональд в толковании на 20-й стих пишет:

«Преступление Адама повлияло не только на его потомков, но и на все творение, как живое, так и неживое. Вся земля проклята из-за него. Дикие животные умирают насильственной смертью. Болезни поражают птиц, зверей, рыб и пресмыкающихся. Последствия грехопадения прокатились штормовой волной по всему творению. Таким образом, как пишет Павел, вся тварь покорилась суете, разочарованию и беспорядку, и не по своему выбору, но по повелению Божьему, в результате непослушания назначенного главы – человека».

На фоне этих рассуждений так ярко звучат стихи о том, что Бог творит все новое:

• «Вот, Я делаю новое; ныне же оно явится; неужели вы и этого не хотите знать? Я проложу дорогу в степи, реки в пустыне» (Ис.43:19)
• «Долго ли тебе скитаться, отпадшая дочь? Ибо Господь сотворит на земле нечто новое: жена спасет мужа» (Иер.31:22)
• «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (От.21:1)
• «И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны» (От.21:5)

Бог не подчинен закону суеты и круговорота. Он способен творить совершенно новые вещи, наподобие того, как Он сотворил первый мир (на момент сотворения этот мир был совершенно новым, не повторяющим ничего из существовавшего прежде).


Третий признак суеты, опять же вытекающий из первого, это замкнутость на себе. Вспомним солнце, ветер и реки из иллюстрации Екклесиаста – они все возвращаются к исходной точке. 

Как освободиться от суеты? Надо перейти от замкнутости на себе к замкнутости на Боге. Т.е. чтобы контур моей жизни разомкнулся и снова замкнулся, но теперь уже пройдя через личность Иисуса Христа и благодаря этому расширившись ровно на вечность и бесконечность. Вот схема евангельского круговорота: «Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим.11:36). Это новый контур или, можно сказать, древний, изначальный.

Сатана – не творец. Он не способен придумать что-то принципиально новое. Он только берет вещь, принцип или схему, созданную Богом, и искажает ее (поэтому в Откровении мы читаем, что у него своя троица в подражание святой Троице, антихрист умрет и воскреснет в подражание смерти и воскресению Христа, а лжепророк будет распространять печать в подражание печати Святого Духа). Так вот, схема суеты повторяет изначальный Божий порядок, только искажает, коверкает и сужает его, вместо замкнутости на Боге предлагая замкнутость на себе, любимом человеке, работе, увлечениях и прочих вещах, которые сами по себе безобидны, но если они в круговороте жизни занимают место Творца, то превращаются в идолы.

«Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, - то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь» (Рим.1:21-25).

О связи суеты и идолопоклонства говорят и другие тексты Писания, например, 4Цар.17:15-16. 

Обратим внимание на то, что в Рим.11:36 Павел подчеркнул: при замкнутости на Боге человек обязательно будет прославлять Бога, а в Рим.1:21 пишет, что суета проявилась в отказе от прославления Бога.

Возвратимся к вопросу о том, как вырваться из порочного круга суеты, разомкнуть «беспрогрессивное круговращение». Что такое Евангелие? В замкнутую систему, внутри которой не могло появиться ничего нового, вошел Сын Божий и прервал закон цикличности, закон греха и смерти, предложив людям новый закон – духа жизни во Христе Иисусе (Рим.8:2).

В послании Римлянам чуть раньше (во второй половине седьмой главы) Павел писал о том, что не мог сам прервать цикличность греха, даже с помощью закона Божьего. А Христос посредством рождения свыше сделал его способным вырваться из этого порочного круга. Впустить в круг своей жизни Иисуса Христа, войти в круг жизни Иисуса Христа – это и есть спасение от суеты.


Повторю три признака суеты по Екклесиасту: цикличность, отсутствие новизны, замкнутость на себе. Возникает вопрос: всякая ли цикличная последовательность действий является суетой? Например, мы каждый день идем на работу. Или каждое воскресенье едем на богослужение. Это повторяющиеся действия, неужели это суета? Нет. Для того, чтобы назвать что-то суетой, надо, чтобы совпали все три указанные признака. В случае с работой совпадают два признака: да, это повторяющаяся деятельность и да, обычно мы не делаем на работе чего-то нового. И решающим оказывается третий признак – замкнутость на себе. Это очень тонкий и важный момент.

Два человека могут делать внешне абсолютно то же самое, занимаясь одной и той же работой, но один будет в суете, другой нет. Все решает молитва, а конкретнее даже – осознанность, подлинность, живость молитвы. Если человек сначала молится Богу о том, чтобы Он его направил на угодную Ему работу, а потом о том, чтобы Он помогал Ему эту работу выполнять, а потом благодарит Его за возможность работать и просит о мудрости для распределения полученных за работу денег, это уже размыкает круг суеты. Другой, делающий все те же действия, но без молитвы или с машинальной молитвой, желая заработать пропитание для своей семьи, желая удовлетворить какие-то свои первичные и вторичные потребности – имеет вполне нормальные мотивы, но без обращения к Богу, без присутствия Бога в планах, в молитвах, хотя бы на периферии внимания он во время работы замкнут на себе и/или семье и оказывается в круговороте суеты. Отсюда важность слов Павла «Непрестанно молитесь» (1Фес.5:17).

(Или, если сказать короче, простое, но осознанное и прочувствованное произнесение слов «Слава Богу за работу!» уже будет разрывом кольца суеты, вспомним Рим.11:36 и Рим.1:21).

Более того, суетой может стать служение. Ведь служение – это нечто цикличное, и зачастую в нем нет новизны. Если оно еще и окажется замкнутым на человеке без активного присутствия в контуре внимания Бога – это точно будет суета. Один регент рассказывал мне, как его служение выхолостилось и иссушилось. Проповеди он слушал только с целью выбора песни, которую он должен предложить после слова «Аминь». Участия в богослужении для него превратились в продвижение по записанной у него программке. Музыку и пение он оценивал как профессиональный музыкант. И так далее. И однажды наступил момент, когда он заметил, что все это он делает – не для Бога, не обращаясь к Нему непосредственно, но выполняя свои обязанности и переживая о хорошем их выполнении. Бог вытеснен из круга цикличности – и рутина превратилась в суету. (Это можно отнести и к любому другому служению).


«Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1Кор.8:6).

«Ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род"» (Дн.17:28).

«Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол.1:15-17).

20.02.2018