Практика в Первушине

Галина Шевцова
Приезд

Кажется, её ждали все. У путей стояли не только техникумовские, но и местная молодёжь, и все махали ей рукой.
«Столько народа даже на больших станциях не увидишь», - подумала она.
Они шли с Началовой по длинному деревянному тротуару, так любимому Олей ещё по Мантурову, но здесь он был даже шире и глаже.
«Встречать Кировский поезд, который единственный, останавливается на этой маленькой станции, является у местной молодёжи обычаем и главным развлечением, - говорила подруга, - Ты сама вскоре почувствуешь, как это затягивает.
Между нами говоря, есть у местных парней и ещё один интерес, связанный с поездом…
Народ здесь полуголодный, семьи многодетные, спившиеся, а чаще - то и другое, работы нет, вот, они и ищут способы существования…
А вообще парни здесь удивительные - высокие, красивые, с нами общаются, но без каких-либо шашней и любовных похождений.
А главный местный авторитет - «Балтика».
Все девчонки от него без ума, но он девицами не увлекается, хотя и не избегает».
Войдя в посёлок, она увидела трёх парней.
Один – высокий, худой с утончённым интеллигентным лицом, покрытым молодой чёрной щетиной, оказался рядом с ней.
-О, каких кавалеров здесь только нет, - сказала она и смутилась.
У парня оказался большой вывих бёдер, и он заковылял прочь.

Он выше

При первой встрече, Оля пожалела, что у такого симпатичного парня, такое страшное увечье.
Ещё больше она пожалела об этом при встрече второй.
Их было в комнате несколько девчонок, они не обращали внимания на калеку, вели свои разговоры, занимались своими делами.
Но вдруг по всему посёлку пропал свет, всё погрузилось во тьму, и все замолчали.
Но заговорил он, и все удивились, что у него такой приятный голос и такая правильная, интеллигентная речь, говорил он об удивительных вещах и читал удивительные стихи.
И Оля почувствовала, что он выше, умнее, интеллектуальнее всех присутствующих.

«Балтика»

«Лишь бы не опоздать, лишь бы не опоздать», - эта мысль стучит в голове.
И вот они на станции, и застучали колёса, приближающегося поезда, и раздался гудок, и забилось сердце.
 В освещённых вагонах сидят и ходят люди, и каждый, как на ладони.
Девушка читает книгу, мамаша укладывает малыша, два подвыпивших гражданина о чём-то спорят…
«Смотри, вот он Балтика», - показывает Таня рукой на окно.
По вагону стремительно идёт парень в красной рубахе.
Несмотря на быстроту, движения его размерены и целенаправленны, взгляд скользит быстро и цепко.
У Оли перехватывает дыхание.
 «Как красив Балтика в своей «работе». - Только бы он не попался», - в волнении думает она.

Практика на лесосеке

Каждый день в шарабане грузовой машины, по ухабистой дороге их возили на лесосеку.
На лесосеке учили, как правильно обрубать сучья с хлыстов, и распиливать хлысты на брёвна.
Каждому практиканту довелось поработать топором и электропилой, а бензопилу им не доверяли, только старосте, потому, что он самый старший и самый опытный.
Большинство времени практиканты бродили  по полянкам и лакомились ягодой земляникой, которой здесь было видимо-невидимо.

«Брантовка»

Этого парня все звали «Брантовка», может, он был из Брантовки родом, может, ещё что-то было связано в его жизни с названием этой небольшой железнодорожной станции Брантовка, располагающейся рядом с Мантуровым.
Брантовка считался кавалером Нинки Ароновой.
Ночью, девчонки спали, как убитые, сказалась усталость от работы на жаре.
Услышав шорох, Оля с трудом разомкнула глаза, не в силах подняться и пошевелиться.
Как в замедленном кино, она увидела, как открылось окно, и на подоконник влез сонный Брантовка.
Он стремился прикорнуть в кровати рядом с Нинкой, но та сталкивала его, и он с грохотом падал на пол, замедленно поднимался и бубнил: «Я ничего, я только посплю, спать, я хочу спать».
Он снова стремился лечь, но Нинка яростно била его.
Сон, жалость к Брантовке и что-то расплывчатое о морали овладевали Олей.               
«Какая мораль, если всем хочется спать, просто спать на постели, а не на улице с комарами на узкой деревянной лавочке».
Сон, видимо, взял верх и над Нинкой, она заснула, не в силах бороться, рядом с ней, поверх одеяла, заснул и Брантовка. Но рано утром Оля снова услышала, как Нинка бьёт Брантовку.
Открыв глаз, она увидела, как Брантовка выползает из окна.
Как обычно, сытно позавтракав в столовой, довольные девчонки встретили по дороге понурого Брантовку. Оля, почувствовала, что он голоден, что во рту его ещё не было и маковой росинки, и она протянула ему две ириски, которые случайно затерялись в её кармане.
«Замори хоть на время червячка, пока не добудешь еду», – сказала она.
Он взял, и радость блеснула в его глазах.

Практика в транспортно-ремонтных мастерских

После практики на лесосеке, началась практика в транспортно-ремонтных мастерских.
Длинные строения под металлической кровлей, когда-то вмещавшие ни один десяток машин и тракторов, теперь имели вид запустения. Здесь стояло несколько сломанных грузовиков и двигателей. Вот эти двигатели под руководством специалиста и изучали практиканты. Правда, он, рассказав о машинах и двигателях, показав детали - картер, маховик, поршень… оставлял девчонок изучать технику самостоятельно, а сам уходил, и возвращался перед тем, как отвезти практикантов в селение.

Сонное царство

Девчонки залезли в кабины машин и заснули, только Оля бродила, смотрела, пыталась обследовать местность, но кругом был пустырь, а далеко идти она побоялась. Ей надоело это сонное царство, и она начала вопить: «Вставай, проклятьем заклейменный! Весь мир голодных и рабов. Кипит наш разум возмущённый…».
«Олька, замолчи!» – зацыкали на неё девчонки.
Ей ничего не оставалось, как тоже прикорнуть и впасть в дрёму.
               
Отличница

Руководителем практики на нижнем складе оказался пожилой мужчина, которому зимой Оля сдавала Ленинский зачёт.
Она помнила и ценила равноправный и интересный разговор на зачёте со старейшими и авторитетнейшими членами партии, и полученную от них отличную оценку.
Именно как отличницу воспринимал её преподаватель практики, и внутренняя самооценка её возросла. Преподаватель определил её руководителем в подгруппе, в которую входили парни.
Оля старалась оправдать доверие педагога, чтоб их коллектив был лучшим. И это получалось.
Каждый день они сдавали зачёт на «отлично».
Заключительную письменную работу она написала аккуратно и оформила красиво, проверила, чтоб работы ребят были соответствующими. В результате все получили отличные оценки.
«Если бы все преподаватели были такими же, то я бы стала отличницей», - подумала она.