Памяти В. П. Бранского

Голиб Саидов
(Во время посещения Левашовской пустоши, где расстрелян дядя В.Бранского. Сентябрь, 2014 г. Фото автора)


...И вот тогда, из слез, из темноты,
Из бедного невежества былого
Друзей моих прекрасные черты
Появятся и растворятся снова.
(Б. Ахмадулина "По улице моей который год...")



         Вот и не стало с нами профессора В.П. Бранского. На 88 году жизни ушёл из этой жизни ещё один уникальный человек и интересный собеседник, с которым мне посчастливилось долгое время общаться и даже несколько раз брать у него интервью.
         Только теперь я начинаю постепенно догадываться и осозновать - как мне его будет со временем не доставать. Его доброжелательного взгляда и искренней заинтересованности, его эмоциональной речи и убедительной аргументации, его дисциплинированности и невероятной работоспособности, наконец - его юмора, жизнерадостности и оптимизма. И чем дальше, тем - больше.
         Всё произошло настолько неожиданно и внезапно, насколько подобное можно ожидать только от смерти.
         Накануне, Владимир Павлович со свойственным атеисту юмором, отнёсся к предсказанию своего лечащего врача, который (учитывая общий диагноз и болезнь) ещё задолго до рокового дня откровенно признался пациенту:
         - Я не могу назвать конкретную дату Вашей смерти, но совершенно точно знаю время: это произойдёт между 4 и 6 утра.
         Доктор ошибся всего на час: врачи констатируют смерть около семи утра.
         В тот последний свой вечер - 9 декабря - Владимир Павлович, как обычно, допоздна засидится за рабочим столом, а перед сном, попросит сиделку, чтобы та подготовила ему наутро костюм: на следующий день он собирался в нём явиться "ко мне в гости", то есть, в ресторан, где я работаю и где должен был состояться банкет по случаю семейного торжества. Привыкший к порядку и пунктуальности, он ещё раз проверит все свои бумаги и ляжет спать.
         А утром следующего дня мне позвонит дочь В.Бранского...
         Судьба благоволит исключительно редким личностям: Владимир Павлович отошел в мир иной так же красиво и дисциплинированно, как и жил. До последнего часа оставаясь в трезвом уме и рассудке, он буднично и спокойно закончил все свои дела, лёг спать и... послушно ушёл туда, откуда был послан в этот мир с персональным заданием. И профессор блестяще с ним справился, являя нам яркий пример, достойный подражания. Его последняя книга так и называется «Проблема "смысла жизни": общефилософское и общенаучное значение»

          - Какую бы ты вещь хотел взять для себя на память? - обратится ко мне некоторое время спустя его дочь.
          - Ну, что ты, Лена: мне ничего не нужно... - начну было я, но вдруг вспомню и, набравшись храбрости (или - наглости?), смущенно признаюсь - У меня есть все книги Владимира Павловича, кроме одной - «Искусство и философия». Если у вас дома найдётся...
          - Конечно! - перебьёт меня Лена - Мы отдадим тебе личный экземпляр папы. Только он немного весь в пометках, ничего?
          - О! Об этом я даже не смел и мечтать! - не выдержу я и с благодарностью пожму ей руку.


          Всем, кто неровно дышит к живописи, настоятельно рекомендую к чтению прекрасную книгу В.П.Бранского - «Искусство и философия» - которую смело можно назвать настольной книгой искусствоведа.
       
          Вот лишь небольшой отрывок из этой книги:
      

          «Наука начинается с удивления, говорили древние, а искусство - с впечатления, добавили позднейшие авторы. Тот, кого ничто не удивляет, «пребывает в состоянии тупости» (Гегель), а тот, кого ничто не впечатляет, - в состоянии окаменелости.
           Как бы развивая эти мысли, один из основоположников модернистской живописи ХХ в. А.Матисс как-то заметил: «Для художников творчество начинается с видения (Матисс А. Сборник статей о творчестве. М. 1958, С.89).Творить - значит выражать то, что есть в тебе. Всякое истинно творческое усилие совершается в глубинах человеческого духа. Но и чувство требует пищи, которую оно получает при созерцании объектов внешнего мира» (Анри Матисс., М. 1993, С. 90). По мысли Матисса, творческое усилие состоит в том, чтобы освободиться от унылых стереотипов повседневного восприятия, способствующих эмоциональному равнодушию, и посмотреть на вещи свежим взглядом - так если бы все видели их в первый раз, или, что то же, как если бы вы могли вернуться к детской непосредственности в их восприятиии...
         Можно с уверенностью сказать, что в мире не существует такого объекта, который не вызывал бы в каком-нибудь человеке активного эмоционального отношения. Приведем пример такого отношения к простейшему объекту, каким является обыкновенный камень.
         Есть в Средней Азии недалеко от озеро Иссык-Куль пустынная, выжженная солнцем долина, которая окружена невысокими горными кряжами. Ни деревца, ни кустика. И насыпана где-то в глубине долины большая, но мало выразительная куча камней величиной с булыжник. Однажды автору этих строк довелось оказаться в Пржевальске, небольшом городке у оз.Иссык-Куль. Дело было ранней осенью, в разгар уборочного сезона, так что с трудом удалось найти шофера, который бы согласился отвезти путешественника в этот район. Подъехав к упомянутой куче, шофер с изумлением спросил: «И это всё? Стоило ради этой кучи проделать 90 км по такой дороге?! Одни камни. Если бы тут были хоть какие-нибудь люди!»
        И тут он услышал необычную историю. Шесть столетий назад в этих местах проходили, отправляясь в очередной поход, полчища Тимура. И был приказ великого завоевателя: перед началом похода каждый воин должен принести и положить на указанное место в долине круглый камень, а по возвращении забрать его. Оставшиеся камни образуют собственноручный мемориал тем, кто не вернулся... Так возникли знаменитые «Сан-Таш» - каменные курганы Тимура, один из которых находился перед нами...
        Какой-то странный свет появился в глазах шофера. Как будто что-то шевельнулось в его душе, как будто была затронута какая-то струна в его обычном будничном умонастроении: то было знакомое чувство ностальгии, связанное с сопереживанием судьбы ушедших поколений. Невзрачные камни приобрели для него особый смысл благодаря той эмоциональной энергии, источником которой они стали.
        Этот пример элементарного эмоционального отношения к простейшему объекту очень поучителен. Подобная непосредственность, новизна и сила чувства лежит в основе любой подлинно художественной деятельности. «Взгляните-ка на эти оливы, как красиво они освещены... Блики света будто драгоценные камни. Розовый свет и синий. И сквозь него видно небо. С ума сойти. И горы вон там вдали будто плывут с облаками... Похоже на фон у Ватто» (Перрюшо А. Жизнь Ренуара. М. 1986, с.244).»