53. Маска

Ник Пичугин
Проект "Ребенок"

    Не все так просто.
    Еще раз внимательно вчитаемся в определения К.Г. Юнга: "Достаточно проницательному наблюдателю удается без особых усилий увидеть наличие хотя бы признаков расщепления характера даже у нормальных людей… «Персона» есть комплекс функций, образовавшийся на основе приспособления… который относится исключительно к объектам. Внутренняя личность есть вид и способ отношения к внутренним психическим процессам,  свойственным данному человеку. Это та внутренняя установка, тот характер, которым он обращен к бессознательному."
    Под эти определения полностью подпадают инфантильные формы Первой и Второй сигнальных систем, составляющие Монаду; что и дало нам основания обозначить эти информационные подсистемы как «конформную персону» и «суверенную личность» (соответственно). Но Юнг говорил о структуре мышления взрослого человека, где конфликт между системами снят. Что же разделяет «персону» и «личность» в зрелом разуме? Читайте определение. Ментальное разрешение «конфликта идентичности» не означает снятие онтологического противоречия между должным и действительным. Между мышлением и действием, теорией и практикой, человеком и обществом.
    Согласно Юнгу, «личные» и «персональные» процессы в психике имеют различную,  альтернативную мотивацию: «внутреннюю» (эмоциональную) – либо «внешнюю», (социальную). В переводе на язык нейрогенеза, это – достижение «ассонанса восприятия» либо «актуального ассонанса» соответственно. Как мы помним, оба этих условия управляют процессами критической оптимизации  моделей поведения; в которых, следовательно, и формируются структуры зрелой «личности» и зрелой «персоны». Другими словами, это некоторые психотипы, характеризующие индивидуальность человека.
    Собственно говоря, инфантильные «персона» и «личность» тоже значатся в списке психотипов под кодами (111) – «тупица»; и (222) – «гений» соответственно. Согласно Г. Олпорту, человек в той или иной мере практикует все (основные) стили поведения; следовательно, в его аналитическом интеллекте закреплены все психотипы, которые активируются в соответствующей им ситуации. Как именно закрепляются, и как из них выделяются индивидуальные психотипы «персоны» и «личности»?
   
    Для того, чтобы ответить на первый вопрос, еще раз, подробнее, рассмотрим процесс критической оптимизации поведения, который одним только «поведением» не ограничивается, Происходит формирование полноценного поля мотивации человека в окружающем мире, в пространстве его смыслов. Оптимизируется и поступок, и поведение, и деятельность, и – в конечном счете – образ жизни. Поиск адекватности проводится, так сказать… вглубь общности: от ближних побуждений и целей – к самым общим мотивам и потребностям. Формируется не только актуальный психотип поступка, но также и  психотип поведения, деятельности, образа жизни.
    Подросток совершает свои поступки в самой разной обстановке – и в самой разной психологической ситуации. Каждый такой поступок определяет некоторую ментальную модель поведения; некоторые из них закрепляются как оптимальные. Список оптимальных моделей деятельности (в зависимости от сферы этой деятельности) еще уже; но оптимальная модель образа жизни только одна – доминантная.

    У. Психотип личности соответствует оптимальному образу жизни, не зависит от ситуации, определяется, в основном, развитием ребенка в латентном Возрасте и является инвариантом взрослого человека (не изменяется).

    В процессе критического отбора оптимальных моделей – от самых конкретных (для поступков) до самых общих (для образа жизни) – ситуативные переменные играют все меньшую роль. Ментальный выбор психотипа личности подкрепляется почти исключительно «ассонансом восприятия», довлеющего Второй сигнальной.
    Да? и почему же тогда не все мы «гении» по психотипу? Потому что «критическая оптимизация» – это волевой и осознанный интеллектуальный процесс; и у каждого человека есть свой предел осознанности «эмоциональных проблем», который устанавливается тоже в латентном Возрасте. Кроме того, не будем забывать о тех 15% ситуаций, которые не входят в «диапазон применимости» первых пяти условий «Конвенции актуальности», действующих при формировании психотипа. Если такие ситуации повторяются, роль «актуального диссонанса» снова возрастает. В результате, подросток, который мог бы стать «тружеником» или «гением», становится «талантом». Или «сервильный прагматик» мог бы стать «негодяем». Или «интеллигентом» – если бы не виктимные конфликты подросткового возраста. Вот почему психотип личности определяется латентным развитием лишь «в основном».

    Теперь становится ясно, как выглядит ответ на второй вопрос. Отношение между «личностью» и «персоной» – то же, что и между эмоциональными мотивами деятельности и актуальными побуждениями. Психотип личности закрепляется достижением «ассонанса восприятия», а актуальный психотип – «актуальным диссонансом».

    Ф. «Персональная диспозиция» («Маска» по Юнгу) – это оптимальная форма его актуального психотипа; она формируетсяи и закрепляется в процессе социальной адаптации и зависит от общественной среды, в которой действует человек. 

    Определение определением, но надо, чтобы читатель понимал. Автор хочет подчеркнуть разницу между определенной выше «персональной диспозицией» и бытовым пониманием человеческого характера. Характер – это не «персональная диспозиция» его личного психотипа, как может показаться; это персональные диспозиции всех восьми возможных психотипов, которые закреплены на актуальных уровнях (поступка и поведения) уже в начале юношеского возраста (17 лет), и которые «обрастают» диспозициями на стадии «ролевой активности» (18-20 лет). У человека в этом возрасте нет какой-то одной, доминантной персональной диспозиции, выбор «маски» зависит от ситуации. В этом и состоит их «актуальность». Индивидуальный характер человека проявляется в том, что его личный психотип существенно влияет на критическую оптимизацию этих «масок» (ролевую оптимизацию). Как именно влияет?
    Уже самим своим существованием психотип личности создает в индивидуальном поле мотивации особую потребность: оказаться в ситуации с максимальной «свободой деятельности» (по Дж. Роттеру), которая таким образом «соответствует» (адекватна) этому психотипу, что он становится оптимальным и для поведения, и для отдельного поступка. Эта, пока еще воображаемая, ситуация и есть прообраз социальной ниши, к которой бессознательно стремится «социализирующийся» человек с определенным психотипом.
    Но пока что еще не определенным характером. Потребность в адекватности проявляется как единый «стиль» для различных моделей поведения, соответствующих различным актуальным психотипам. Состоявшийся ментальный выбор актуального психотипа (для каждой ситуации, эпизода, сферы деятельности) позволяет использовать возможности интеллекта для его оптимизации. Каждая такая ситуация (эпизод, сфера деятельности) анализируется все более детально, уровень притязаний на «актуальный ассонанс» возрастают (повышается «порог самоэффективности»). Подростковая структура О-В-И аналитического интеллекта дополняется все новыми и новыми «конструктами» (по Дж. Келли), применение которых снижает «актуальный диссонанс»  сначала в воображении (теоретическом моделировании), а затем и в действии. Так и формируются индивидуальные диспозиции каждого из восьми актуальных психотипов; то есть, создаются «персональные диспозиции». Роль (уже сформированного) психотипа личности состоит в том, что «потребность адекватности» имеет высокую «ценность», по Роттеру (значительный «вес» по Розенблатту), в этом процессе ролевой оптимизации.

    Критический выбор доминантной Маски происходит далеко за пределами Третьего Возраста параллельно с выбором доминантной сферы деятельности. Первоначально же, в Третьем Возрасте, характер человека проявляется именно как единый стиль поведения в самых различных ситуациях, когда он находится в самых разнообразных образах (ролях). Примеряет маски.