Несколько слов об Арсене

Машин
Когда он входит в комнату или зал, сразу появляется ощущение незримого присутствия поэзии. Он умеет не только проникновенно говорить, но и красиво молчать. Это великолепное неповторимое молчание, словно непроизнесённое стихотворение, наполняет атмосферу между присутствующими удивительным прозрачным и призрачным поэтическим языком. Арсен Магомедович Мирзаев …
Поэт. Литературовед. Исследователь русского авангарда. Родился в Ленинграде 28 июня о п1960 года. Учился на геологоразведочном факультете ленинградского горного института имени Г.В. Плеханова (1981-85); на кафедре поэзии Ленинградского Свободного университета (1989-91). В 1989 принимал участие в создании самиздатского журнала «Сумерки». Работал литературным консультантом в ЛО СП РСФСР (1990—1991), литературным редактором в издательствах «Северная Звезда» (1996-97) и «Лимбус Пресс» (1998—2004), арт-директором клуба-кафе «Zoom» (2004-05), редактором журнала «Талион» (2006-09), ведущим редактором в издательстве «Вита Нова» (2010-11). С декабря 2005 — организатор литературных «Венских вечеров» в петербургском мини-отеле «Старая Вена» (в 1903-17 годах — знаменитый литературный ресторан «Вена»). Арсен Магомедович - член редколлегии литературно-художественных журналов «Зинзивер» и «Дети РА», заместитель главного редактора журнала «Футурум Арт» и редактор-составитель (совместно с Д. Григорьевым, В. Земских и С. Чубукиным) пятитомной антологии современной петербургской поэзии «Собрание сочинений» (2010–2014 гг.).
Стихи Арсена Мирзаева неоднократно переводились на английский, французский, итальянский, испанский, румынский, финский, хорватский, сербский, словацкий, польский, чешский и чувашский языки. Его произведения опубликованы в десятках стран, а книги многократно изданы не только в России, но и в таких государствах, как Франция и Испания.
Известные современные критики и наблюдатели литературного процесса нередко обращаются к его огромному творческому багажу. О нём писали статьи, отзывы и рецензии Евгений Степанов, Владимир Уфлянд, Виктор Кривулин, Лариса Фоменко, Сергей Бирюков… Историю современного русского литературного авангарда уже совершенно невозможно представить себе в полном объёме без трудов Арсена Магомедовича.
Я помню его склонившимся над столом с кипами старых газет в читальном зале одной из крупнейших азербайджанских государственных библиотек. В ту пору, в начале 80-х, он по крупицам собирал материалы о пребывании в Баку великого Велимира Хлебникова.
Помню его шагающим по Невскому проспекту и улыбающимся солнечному свету, когда каждый шаг – словно строчка нового стихотворения. Помню сосредоточенность на работе и беспросветную бедность питерского пассионария (почти по Л.Н. Гумилёву), когда кошка Арсена приучилась перебивать чувство голода поеданием свежего лука из горшочка: плакала, но ела! Потрясающая горькая картина жизни выдающегося человека!
Масштабы его литературной деятельности, его вклад в сохранение творческой сокровищницы таких гигантов авангардизма, как Велимир Хлебников и Геннадий Айги, пока ещё не оценены в должной мере.
Только что в питерском издательстве Лимбус-Пресс вышла в свет новая книга Велимира Хлебникова «ВРЕМЯ – МЕРА МИРА». Пятьсот девяносто две страницы. И вновь составление, вступительная статья и примечания в изданной книге – плод скромного, но кропотливейшего подвижнического труда Арсена Магомедовича Мирзаева!
В данный том включены статьи, манифесты, воззвания и другие нежанровые тексты автора, которые отдельным изданием выходят впервые. Завершает книгу хронология «Основные даты жизни и творчества В. В. Хлебникова», составленная одним из ведущих мировых велимироведов Софией Старкиной (1965–2014). Книга, изданная к 95-летию со дня смерти Велимира Хлебникова, посвящена её памяти.
Презентация книги откроется 26 февраля 2018 года в 19.30 в книжном магазине «ПОРЯДОК СЛОВ» (СПб.; наб. Фонтанки, 15; интернет-магазин: shop@wordorder.ru +7(931)252-9260)
Ещё несколько слов о друге моей студенческой юности Арсене Магомедовиче Мирзаеве.
С начала 1980-х Арсен Магомедович изучал теорию и практику русского литературного авангарда первой трети ХХ века. В 1986 году он принимал участие в работе конференции, посвященной 100-летию Велимира Хлебникова (Комендантский дом Петропавловской крепости. Ленинград). Принимал он также участие в Хлебниковской конференции (СПб., 1990), VIII и IX Международных Хлебниковских чтениях (Астрахань, 2003 и 2005), Хлебниковских чтениях в Ручьях (Новгородская обл.; 1987 и 2008); в Международных Хлебниковских фестивалях: в Казани (ЛАДОМИР; 2012–2014), и Запорожье (2013), в конференции «В. Хлебников и авангард» в Великом Новгороде (2012), ряде научных конференций, посвященных русскому авангарду начала ХХ столетия и современной литературе (в МГУ, ИМЛИ, РГГУ, ЮУрГУ, НовГУ, Пушкинском Доме (ИРЛИ), СПбГУ, РГПУ, НИЯК и др.).
В 1990-2010-х гг. Мирзаев подготовил (составление, редактура, вступ. статьи, комментарии) и выпустил в свет несколько десятков книг, в том числе: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (стихи детей 5–12 лет), 1995; Руслан Элинин «Я собрался», 1995; Данте Алигьери «Стихи о Каменной Даме», 1997; Олег Осипов «Капли», 1998; «Неизвестная Берберова», 1998; Елена Гуро «Небесные верблюжата», 2001; Геннадий Айги «Разговор на расстоянии», 2001; Геннадий Алексеев «Чудо обыденной речи…» (Новосибирск), 2002; альбом графических работ Николая Дронникова «Иосиф Бродский в Париже», 2003; Николай Дронников «Живопись и графика», 2004; «Велимир Хлебников. „Венок поэту“», 2005; Салман Рушди «Дети полуночи», 2006; Тихон Чурилин «Стихи» (Мадрид), 2010; Александр Введенский «Гость на коне», 2011; Венедикт Ерофеев «Москва – Петушки», 2011; Владимир Маяковский «Крикогубый Заратустра», 2012; Владимир Шинкарев «Максим и Федор», 2012; Тихон Чурилин «Стихотворения и поэмы» (М.; в 2 т.; сост., подготовка текста и коммент. – совместно с Д. Безносовым), 2012; «Айги-книга: К 80-летию Геннадия Айги», 2014; Александр Богданов «Праздник бессмертия», 2014.