Русско-латышский мелодист Анатол Лиепиньш

Борис Углицких
Русско-латышский мелодист – Анатол Лиепиньш

Я не перестаю удивляться нашему несправедливому отношению к истории советской музыкальной культуры. Как-то, походя, мы вспоминаем замечательных певцов, от которых наши родители были без ума. А композиторов-песенников, без которых был бы немыслим наш романтически патриотический советский  быт, мы практически не помним вообще.

…Кто из нас не наслаждался великолепно срежиссированной молодым Эльдаром Рязановым кинокартиной конца 50-х годов «Карнавальная ночь», которая до сего времени отзывается в сердцах тихой восторженной радостью? Это был первый советский мюзикл, который по своей музыкальности и тонкому юмору, рассыпанному буквально по всему сценарию, до сих пор кажется непревзойдённым.

1. Скромный участник сказочного действа

Этот фильм имел такой оглушительный успех, что все его создатели после первого же показа стали всенародно любимыми. Мы помним покадрово всех его героев, мы восхищаемся талантом всех, кто принимал  в нём участие. Но почему мы никогда не вспоминаем имени того человека, который создал искромётный фон этого сказочного действа, который привнёс милую сердцу музыкальную ауру, который наполнил мелодичным содержанием этот новогодний сюжет?

Даже имя его в титрах кинофильма было почему-то искажено: вместо Анатол Лиепиньш значилось – Анатолий Лепин.
Любопытно, что композитор в то время жил в Риге и ноты музыки отправлял оттуда почтой.
Вот что вспоминает по этому поводу поэт Вадим Коростелёв, написавший несколько текстов для песен фильма.
– Вот что, - без обиняков сказал мне Пырьев, -  нам крайне необходима в фильме песенка о хорошем настроении, и ты должен срочно написать её текст. Что для этого нужно?
– Главное Вы уже подсказали,  - отвечаю ему, - в ней обязательны слова о хорошем настроении. Остальное приложится…
 – Я тебе говорю о характере песни, а слова про хорошее настроение на музыку не ложатся, и петь такую галиматью никто и никогда не будет, -  раздражённо бросил Пырьев.
 – Постараюсь сделать так, чтоб запели, и Вы первый её запоёте…
Иван Александрович не стал продолжать этот спор, а запер меня в своём кабинете, заявив, что, пока текст песни не будет написан, меня из студии не выпустит.
Через сутки или двое с рижским поездом от Лепина пришёл пакет с партитурой «Песенки о хорошем настроении». Пырьев прослушал её, остался доволен и приказал срочно записывать.
Кстати, сам великий Луи Армстронг оценил нашего Лепина. Однажды он забрёл на радио «Свобода», где услышал «Песенку о хорошем настроении». Музыкант так восхитился, что тут же взял свою трубу и начал импровизировать на тему понравившейся незнакомой мелодии. А потом сказал, что тот, кто это написал, просто гений».

О «Карнавальной ночи» существует столько легенд, что для их пересказа нужна отдельная статья. А сколько вопросов к созданию фильма остались без ответа? Ну, например, почему Пырьев не стал сам ставить фильм, а доверил его постановку  неизвестному молодому режиссёру Э. Рязанову, который до этого проявил себя только как неплохой кинодокументалист?  Почему вообще появилось решение ставить фильм по сценарию новогоднего бала, который всем казался сырым и заведомо провальным? Почему таким долгим был поиск актрисы на главную роль: ведь петь все задуманные песни совсем необязательно было вживую? И, наконец, почему музыку к фильму, который был задуман, как мюзикл, доверили написать ничем особенным до этого себя не проявившему молодому Анатолу Лиепиньшу?

…Любопытен эпизод, связанный с утверждением на роль Леночки Крыловой, которой предстояло петь песенки в фильме, ставшие хитами, - Людмилы Гурченко. Вот как она вспоминает об этом в книге «Моё взрослое детство»:
 «…1956 год. Я перешла на третий курс института кинематографии. Мне двадцать лет. На роль Леночки Крыловой в фильме «Карнавальная ночь» пробовалось много актрис. На пробе я исполнила песню Лолиты Торрес из кинофильма «Возраст любви». Все говорили, что я на неё похожа, и мне это нравилось. Я так её копировала, что, если закроешь глаза, не отличишь, кто поёт – Лолита Торрес или я. Это всех приводило в восторг, а меня ещё больше.
Но кинопробы я не прошла. Обо мне на худсовете не было и речи. Роль Леночки начала другая актриса.
…Я шла подпрыгивающей походкой по коридору студии «Мосфильм» в огромной широченной юбке, затянутая в талии так, что Лолите Торрес и не снилось. Голова моя, в колечках и с чёлочкой, была чуть ли не вдвое больше талии. В моде были нижние юбки. Если другие девушки носили одну, то я – сразу две, да такие накрахмаленные, что лучше не садиться… И я весь день была на ногах. Вечером еле-еле доплеталась до общежития – пешком, троллейбусом, электричкой – и падала замертво. Зато фасон держала целый день!
Я шла по коридору студии «Мосфильм». На лице у меня было написано: «Всё хочу, всё могу, всех люблю, всё нравится». Навстречу шёл Иван Александрович Пырьев. Я ещё больше завихляла, ещё выше задрала подбородок. Пырьев поднял голову, увидел меня, поморщился, а потом лицо его заинтересованно подсобралось, как будто он увидел диковинного зверька.
– Стойте. - Он развернул меня к свету. – Я Вас где-то видел.
– Я пробовалась в «Карнавальной ночи».
– А-а, ну вспомнил. Вы пели…
– Из «Возраста любви». Сама! – тут же добавила я, боясь, вдруг он подумает, что я пела под чужую фонограмму.
– Пела хорошо. А зачем ты так гримасничаешь?
– Ну…
Мы ещё постояли, глядя друг на друга. Я нервно переминалась с ноги на ногу, а Пырьев очень серьёзно и внимательно глядел на меня.
– А ну пойдём.
Быстрым шагом устремился вперёд, а я вприпрыжку за ним. Мы пришли в третий павильон. Здесь стояла маленькая декорация радиоузла – сцены, где Гриша Кольцов признаётся Леночке Крыловой в любви. Съёмок не было. Срочно искали актрису на роль Леночки. Почему расстались с актрисой, принятой на роль раньше, я так и не знаю. В павильоне почти никого не было. Пырьев подошёл к оператору: «Вот актриса. Ты сними её получше. Поработай над портретом – и будет человек».
Вот так я, негаданно и неслыханно, попала в картину, где не прошла пробы…».

Этот фильм на многие годы стал образцом музыкальной комедии. И то, что он стал всенародно любимым не в последнюю очередь благодаря своей яркой музыкальности – это очевидный факт.


2. Жизнь в музыке


Известно, что будущий автор музыки к «Карнавальной ночи» родился в сочельник 1907 года в Москве в семье настройщика музыкальных инструментов Якова Лиепиньша. Его отец вырос в семье простого бедного латышского крестьянина, который почему-то до фанатизма был одержим музыкой. Поэтому нотной грамоте и игре на фортепиано Анатол обучился с детства. Однако музыкально одарённый юноша после окончания школы в 1925 году поступает в московский Государственный техникум кинематографии (который потом превратился во ВГИК) на актёрский факультет. И только позже, осознав свои способности, он перешёл в музыкальный техникум им. Н. Рубинштейна – на факультет по классу рояля. Анатол не только успешно овладевал музыкальными знаниями, но и подрабатывал тапёром в кинотеатрах.

Именно эта его творческая одержимость привела к беде: переусердствовав в своих упражнениях на пианино, он, как говорят музыканты, «переиграл правую руку», причём, так, что никакое лечение не давало результатов. И что? Плюнуть на профессию и заняться другими делами?
Лиепиньш  решил не сдаваться в плен обстоятельствам: он поступает в Московскую консерваторию, которую оканчивает в 1938 году сразу с двумя дипломами: композитора и музыковеда.

В годы войны Анатол Лиепиньш ездил на передовую – с авторскими концертами. Его песню «Ленинград мой» на стихи Павла Шубина в блокадном городе исполнила Клавдия Шульженко. Произведения «Только на фронте» и «Два друга» (на стихи Василия Лебедева-Кумача) были в репертуаре многих фронтовых концертных бригад.
Летом 1945 года по приглашению председателя Верховного Совета Латвийской ССР Аугуста Кирхенштейна Анатол Лиепиньш  вернулся на родину в Латвию, где прожил пять лет. В Риге он написал балет «Лайма» и оперу «Рассвет», романсы на стихи Яниса Райниса, музыку к двум картинам Рижской киностудии по произведениям Вилиса Лациса: «Возвращение с победой» и «К новому берегу». В республике он был известен, как автор музыки к гимну Латвийской ССР.
Кстати, в Риге у Лиепиньша был дом, а в Москве до 1956 года он жил в коммуналке в двухэтажном строении с облупившейся штукатуркой и скрипящими полами.
Композитор был женат на балерине Милице (муж называл её ласково –  Мими) Лиепине, в семье выросли двое детей: Ирина и Леонид.

Анатол Лиепиньш умер в 1984 году, похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище. После смерти отца и матери наследники семьи Лиепиньшей продали (или потеряли?) дом в Риге и квартиру в Москве. Печальная и запутанная история…

3. Где кино, там и музыка

Он за свою долгую творческую жизнь написал музыку к более, чем 500 (?!) песен. И каких песен!

Помните из кинофильма «Солдат Иван Бровкин»: «Если б гармошка умела…», а из «Иван Бровкин на целине»: «Забрала подруга детства сердце у меня…». А песни из кинофильмов «Мы с вами где-то встречались», «Девушка без адреса», «Дайте жалобную книгу»?

Мне лично иногда казалось, что многие песни Лиепиньша имеют какую-то неуловимую связь с песнями народными. За простотой мелодического рисунка угадывалась сложная и эмоционально наполненная гармония нежных человеческих чувств.

И в самом деле, ещё во время учебы в консерватории Анатол Лиепиньш начал сочинять произведения с использованием мелодий разных народов СССР. Он считал, что «без народной основы современные музыкальные фильмы остаются лишь осколками, слепками, раскрашенными муляжами» («Советская культура», 24 декабря 1974 года). В 1930-е он использовал музыку Средней Азии, где прожил 2 года, в рижский период  – латышские народные мелодии, отголоски украинских песен и танцев слышны в музыке к кинофильму «Огни на реке», действие которого происходит в украинском селе. Способность композитора переключаться показывает то, что «ярко русская музыка к «Солдату Ивану Бровкину» и ярко латышская музыка к фильму «К новому берегу» писались одновременно – в 1955 году!», считает музыковед Александр  Резник.
А о многогранности музыкального таланта А. Резник замечает: «Джаз, шансон, танго и фокстрот, «салонные» романсы в немалой степени благодаря «Карнавальной ночи» перестали считаться атрибутами «загнивающего Запада». Фильм дал толчок к стремительному обновлению советской эстрады… А в музыке к кинофильму «Дайте жалобную книгу» Лиепиньш  впервые применяет электромузыкальные инструменты и использует твист, модный в то время танец».

4. Послесловие

Я верю, что об этом замечательном композиторе Анатоле Лиепиньше  ещё появятся обстоятельные статьи и воспоминания о его творческом пути. Верю, что он обязательно должен появиться на телевидении вместе со своими бессмертными музыкальными творениями. Он заслужил это. Ведь только перечисление основных его песенных творений впечатляет.

Основные записи песен и музыки А. Лиепиньша


"Ария графини" из к/ф "Девушка без адреса" (В.Лифшиц). Зоя Виноградова и Эраст Гарин
Будь спортсменом (О.Фадеева) Клавдия Шульженко
В праздничный вечер (М.Матусовский) Владимир Царский
Вальс из к/ф "Карнавальная ночь"
Вальс из к/ф "Красный галстук" Оркестр п/у Виктора Кнушевицкого
Весенний марш Оркестр п/у Михаила Гинзбурга
Весенняя песня (М.Светлов) Надежда Казанцева
Всё сумею сделать (С.Михалков) Нина Шорина
Возле города Тамбова (?) Изабелла Юрьева
Высокое солнце (А.Галич) из кинофильма "В степи"
Годы далёкие (В.Коростылёв, В.Лифшиц) из к/ф "Карнавальная ночь"
Дальневосточная морская (З.Ямпольский) Виктор Селиванов и Алексей Усманов
Два друга (В.Лебедев-Кумач) Владимир Бунчиков и Владимир Нечаев
Два друга (В.Лебедев-Кумач) Геннадий Каменный
Два друга (В.Лебедев-Кумач) Вадим Козин
Два друга (В.Лебедев-Кумач) Герман Орлов и Михаил Курдин
Девичье сердце (О.Фадеева) Клавдия Шульженко
День моей страны (М.Матусовский) Георг Отс
Добро пожаловать в Москву (Е.Долматовский) Людмила Гурченко и Владимир Трошин
Добрый вечер (А.Галич, Б.Ласкин) Вера Берадзе
Добрый вечер (А.Галич, Б.Ласкин) Лидия Клемент
Добрый вечер (А.Галич, Б.Ласкин) Лариса Мондрус
Добрый вечер (А.Галич, Б.Ласкин) Лариса Мондрус из к/ф "Дайте жалобную книгу"
Дорожная (А.Галич) Марк Бернес и Боря Елисеев
Дорожная (А.Галич) Владимир Бунчиков
Душа ни по ком до сих пор не страдала (В.Лифшиц) Николай Рыбников
Если б гармошка умела (А.Фатьянов) Виталий Власов
Если б гармошка умела (А.Фатьянов)Геннадий Каменный
Если б гармошка умела (А.Фатьянов) Евгений Райков
Если б гармошка умела (А.Фатьянов) Леонид Харитонов
Есть на Волге городок (О.Фадеева) Иван Шмелёв
За горной грядой (Л.Зорин) Евгений Кибкало
Забрала подруга детства (А.Фатьянов) Леонид Харитонов
Здравствуй, ёлка (В.Лебедев-Кумач) Н.Александрийская и З.Муратова
Золотая книга (М.Матусовский) Иван Шмелёв
Из колхоза под Москвой (О.Фадеева) Владимир Нечаев
Как в степи сожжённой (Е.Долматовский) Мария Максакова
Как в степи сожжённой (Е.Долматовский) Михаил Михайлов
Как в степи сожжённой (Е.Долматовский) Надежда Обухова
Как в степи сожжённой (Е.Долматовский) Эмма Саркисян
Карнавал юности (А.Жаров) Надежда Казанцева
Кисет (В.Алёхин) Людмила Зыкина
Кисет (В.Алёхин) Лаки Кесоглу
Кисет (В.Алёхин) Зоя Фёдорова
Кукла бессердечная (В.Лифшиц) Михаил Новохижин
Ленинград мой (П.Шубин) Анатолий Александрович
Ленинград мой (П.Шубин) Вадим Козин
Ленинград мой (П.Шубин) С. Минин
Лётная песенка (А.Жаров) Леонид и Эдит Утёсовы
Лирическая песня Левкоевой (С.Щипачёв) Анна Матюшина
Лирическая песня Левкоевой (С.Щипачёв) Людмила Целиковская
Любовь - это счастье (В.Лифшиц) Людмила Гурченко
Маски Оркестр п/у Эдди Рознера
Московская полька (В.Лифшиц) Иосиф Кобзон
Московские бульвары (Е.Долматовский) Людмила Гурченко и Владимир Трошин
Московский дождь Оркестр Кино
Мы - молодой рабочий класс (Е.Долматовский) Владимир Бунчиков
Мы из Москвы (А.Дитерихс) Анатолий Лепин
На небе светлая луна (В.Коростылёв, В.Лифшиц) из к/ф "Карнавальная ночь"
На трудных дорогах (А.Фатьянов) Саундтрек из к/ф "Иван Бровкин на целине"
Над Москвою рекой и над Вислой (М.Матусовский) Нина Дорда
Нас улица шумом встречала (О.Фадеева) Олег Бобров
Нас улица шумом встречала (О.Фадеева) Владимир Бунчиков
Незабудка (Ф.Лаубе) Анатолий Лепин и Нина Соковнина
Незабудка (Ф.Лаубе) Клавдия Шульженко
Нет, не уснуть (Ф.Лаубе) Сергей Яковенко
Никогда не стареет (А.Фатьянов) Саундтрек из к/ф "Иван Бровкин на целине"
О чём я печалюсь (В.Лифшиц) Николай Рыбников
Огни, огни (О.Фадеева) Майя Головня
Огни, огни (О.Фадеева) Капиталина Лазаренко
Отдыхает родная столица (Е.Долматовский) Алексей Тихонов и хор ВР
Отдыхает родная столица (Е.Долматовский) Людмила Целиковская
Парень непутёвый (А.Фатьянов) Леонид Харитонов
Парень шёл вдоль озера (А.Ситковский) Георгий Абрамов
Песенка о влюблённом пареньке (В.Лифшиц) Людмила Гурченко
Песенка о влюблённом пареньке (В.Лифшиц) Александра Коваленко
Песенка о хорошем настроении Ансамбль Мелодия п/у Г.Гараняна
Песенка о хорошем настроении (В.Коростылёв) Людмила Гурченко
Песенка о хорошем настроении (В.Коростылёв) Александра Коваленко
Песенка о хорошем настроении (В.Коростылёв) Галина Хомчик
Песенка фантазёров (М.Пляцковский) Детский хор
Песнь о Волхов-реке (П.Шубин) Ансамбль Волховского фронта, сол. Ктиторов
Песня защитников мира (Ц.Солодарь) Владимир Бунчиков
Песня Ильзы из к/ф "К новому берегу" (Л.Прозоровский) Анна Котова
Песня казачонка из к/ф "Сын полка" (О.Фадеева) Антонина Клещёва
Песня о дружбе (С.Михалков) Хор ЦДДЖ
Песня о Москве (В.Лифшиц) Зоя Виноградова
Песня о Москве (В.Лифшиц) ВК "Улыбка"
Песня о родной стране (Г.Рублёв) детский хор
Песня о родной стране (Г.Рублёв) Андрей Чиликин
Песня пионеров (С.Михалков) Антонина Клещёва и Нина Поставничева
Песня пионеров (С.Михалков) Хор Радио
Песня рыболовов (?) Владимир Володин
Песня рыболова (?) Владимир Володин
Песня Чудака (Л.Зорин) Сергей Юрский
Песня юности (А.Жаров) Надежда Казанцева и Георгий Виноградов
Песня юных (О.Фадеева) Детский хор п/у А.Бандина
Песня юных (О.Фадеева) Владимир Царский
По тропе лесной (О.Высотская) Михаил Михайлов
Поди попробуй, угадай-ка (Ц.Солодарь) Вера Красовицкая
Полюбил я неудачно (О.Фадеева) Владимир Нечаев
Привольные просторы (С.Михалков) БДХ
Пришла любовь (С.Васильев) Виталий Власов
5 минут (В.Лифшиц) Александра Коваленко
Рассказ танкиста (А.Твардовский) Георгий Абрамов
С малых лет (В.Лифшиц) Зоя Виноградова
С приятелем моим (М.Пляцковский) Хор анс. МДП п/у В.Локтева
Северная пограничная (А.Лепин - В.Малков) В. Обухов
Семнадцать лет (А.Галич, Б.Ласкин) Рина Зелёная
Снег, лети (О.Фадеева) Леонид Неверов
Солдатская песня (Е.Долматовский) Евгений Кибкало
Стали близкими дальние пути (О.Фадеева) Владимир Трошин
Степи оренбургские (А.Фатьянов) Владимир Бунчиков и Владимир Нечаев
Танго (А.Жаров) Надежда Казанцева и Георгий Виноградов
Танечка (В.Лифшиц) Сёстры Шмелёвы
Тишина (Ф.Лаубе) Владимир Мако
Только на фронте (В.Лебедев-Кумач) Лаки Кесоглу
Только на фронте (В.Лебедев-Кумач) Лев Полосин и Борис Кузнецов
Только на фронте (В.Лебедев-Кумач) Ефрем Флакс
Только на фронте (В.Лебедев-Кумач) Артур Эйзен
Тост за любимых (О.Фадеева) Владимир Отделёнов
Ты меня не любишь, не жалеешь (С.Есенин) Сергей Захаров
Хорошее настроение Ансамбль "Мелодия"
Физкультурная песня (О.Высотская) Иван Шмелёв
Фуражечка (С.Васильев) Владимир Бунчиков
Хороший мой (?) Эдит Утёсова
Что пройдено, что задано (Л.Коротеев) Леонид Шумский
Эй, трубач молоденький (М.Светлов) Зоя Фёдорова
Я девчоночка жила (В.Лифшиц) Зоя Виноградова

Записи, реализуемые ФГУП «Фирма Мелодия»

Вальс из к/ф «Карнавальная ночь» Группа оркестра Государственного театра Эстрады п/у Н.Минха
Возьми гитару (М.Пляцковский) Клавдия Шульженко
Казачок (Ф.Лаубе) Владимир Макаров
Московский дождь Оркестр кино
Пасодобль Валерий Ковтун (аккордеон)
Песня корреспондентов (Э.Рязанов) Вадим Лынковский
Песня о Москве (В.Лившиц) Вокальный квартет
Подъезд (Ф.Лаубе) Клавдия Шульженко
5 минут (В.Лифшиц) Людмила Гурченко
Степи оренбургские (А.Фатьянов) Государственный Оренбургский хор
Фокстрот из к/ф «Девушка без адреса» Оркестр
Хорошее настроение Валерий Ковтун (аккордеон)
Шла с ученья третья рота (А.Фатьянов) Иван Шмелёв