Солидарность

Владимир Пастер
                СОЛИДАРНОСТЬ 


     Прозвенел звонок. Дети шумно и весело выбегали из классов. Их тянули свобода, весенняя зелень и ласковые лучи солнышка. Они, как обезумевшие существа, неслись по коридору, никого и ничего не замечая на своём пути навстречу весенним прелестям.
       - Привет, дедуля! – крикнула Оля, ученица 3-го «Б» класса, и помчалась на выход, как будто боялась опоздать на какое-то важное мероприятие.
       - Оля, подожди! Куда ты так торопишься? – вдогонку ей крикнул Владимир Яковлевич.
       - Мне некогда, я спешу на спортивную площадку! Там меня ждут девочки и мальчики! – на бегу ответила ему внучка.
     Владимир Яковлевич постоял, подумал и зашел в класс.
       - Здравствуйте, Светлана Михайловна!
       - Здравствуйте, Владимир Яковлевич! - Обменялись приветствиями Олин дедушка и классная руководительница.
       - Светлана Михайловна! Какие претензии к моей внучке?
       - Особых претензий нет! Но, последнее время, Оля стала невнимательной на уроках, делает ошибки и помарки в письменных упражнениях! – она сделала небольшую паузу. – Болтает много с Инессой – вот и результат! Придётся этих подружек пересадить друг от друга!
      - Но этим Вы расчлените «корову»! – пошутил Владимир Яковлевич, намекая на то, что Инесса и Оля исполняли в балете роль коровы.
      - Вот и расчленю вашу «корову»! – с некоторым возмущением ответила учительница. – Болтушки!..
      - Ну, что ж!.. Спасибо за откровенные замечания!.. О них я расскажу бабушке, а та уж воздействует на эту проказницу!.. –  ответил Владимир Яковлевич, распрощался и вышел из класса.
     Под впечатлением разговора с классной руководительницей, пожилой человек вышел со школы и направился на спортивную площадку. На ней бегали дети: Вова, Ваня, Антон, Илья, Оля, Катя, Инесса, Надя и др. Они гонялись друг за другом, завороженные свободой, игрой, хорошим настроением.  Писк, крик, смех эхом неслись со спортивной площадки.
       - Оля!.. – крикнул дедушка, но его голос померк в этой кутерьме.       
       Владимир Яковлевич подошел ближе.
       - Оля!.. – опять крикнул он, но ответа на его призыв не последовало.
       - Оля!.. – напрягая голосовые связки, надрывно закричал дедушка.
     Дети играли, они были во власти задора, раскованности и веселья. Их внимание, опьяненное беззаботностью и свободой,  было сосредоточено на игре, на мелькании лиц однокашников.
        - Оля!.. – изо всех сил закричал Владимир Яковлевич.
        Этот крик услышал Антон. Он подбежал к Оле и шепнул ей об этом.
        Растрепанная и вспотевшая девочка подбежала к родному человеку.
       - Что, дедуля! – растерянно спросила она.
       - Ты домой собираешься ехать? Бабушка приготовила обед, поджидает нас! Нужно отдохнуть и делать уроки на завтра! Хватит!.. Хватит беситься, внученька! Поехали!..
       - Ну, ладно… поехали! – Оля сделала небольшую паузу. – Как жалко!.. –  прошептала девочка и, молча, побрела к автомобилю.
      Всю дорогу до дома они молчали. Владимир Яковлевич, понимал, что прервал радостный момент в жизни ребёнка, а девочка не могла ещё отойти от возбуждения, от радостных, беззаботных впечатлений и включиться в спокойный трудовой ритм.
     Подъехав к дому, Владимир Яковлевич остановил автомобиль. Оля открыла дверь и опрометью побежала домой.
       - Оля!.. Оля!.. Подожди!.. А, где твой рюкзак и сменка?
       - Как где?.. В машине! – обернувшись, ответила внучка.
       - В машине их нет!
      Оля вернулась, осмотрела пространство кабины.
       - Может в багажнике?.. – растерянно спросила она. – Я их тебе отдавала… да, отдавала!..
       - Ну что ж… посмотри в багажнике! – сказал Владимир Яковлевич и открыл его.
       - Странно, но в багажнике их, тоже нет! Дедушка, я точно помню, что рюкзак и сменку я отдавала тебе!.. – утвердительно сказала девочка.
     Владимир Яковлевич предположил, что в порыве детского возбуждения, девочка, наверняка, оставила рюкзак в классе, или, где-то на спортивной площадке. Он пытался вспомнить каждую мелочь последних минут этого получаса, но память не выдавала положительных результатов. Оля стояла возле машины, надув губки и с нескрываемым недовольством глядела на деда.
       - Оля! Быстро в машину, поедем в школу!
     Припарковавшись на том же месте у школы, дед скомандовал: «Оля, осмотри спортивную площадку! Может, твои вещи там!..» Он заглушил двигатель и похромал вслед за внучкой.
      Площадка была пуста, на ней господствовала необычная тишина.
       - На площадке моих вещей нет! – с разочарованием и упрёком сказала девочка, медленно подходя к деду.
       - Пойдём в класс!.. Наверное,  они там!  Хоть бы не ушла домой Светлана Михайловна! – выразил надежду Владимир Яковлевич.
     Дверь в класс была открыта, за столом сидела классная руководительница и проверяла тетрадки по математике.  За второй партой сидела Катя, лучшая подружка Оли.
       - Почему Вы вернулись, Владимир Яковлевич? – с некоторой тревогой спросила учительница.
       - Да вот, пришлось вернуться!.. Мы где-то потеряли рюкзак и сменку! Оля утверждает, что отдала их мне, а я этого не помню!
       - Оля, посмотри, может, твои вещи, где-то под партой! – сказала Светлана Михайловна.
     Оля подошла к парте, внимательно осмотрела её.
       - Может, ты их в шкафу оставила!
      Оля подошла к шкафу и осмотрела его.
       - Здесь тоже нет!.. – печально сказала она.
       - А, где же они могут быть?! – с возмущением спросила Светлана Михайловна.
       - Я их отдала дедушке!.. Я это… хорошо помню!.. – утвердительно ответила внучка.
       - Оля, ты мне их не отдавала! Я ещё не выжил совсем из ума! Ты промчалась, как угорелая, мимо меня на спортивную площадку! Я с тобой даже не успел, словом обмолвиться! – оправдывался пожилой человек.
       - Владимир Яковлевич! – вмешалась в разговор Катя. - Оля отдала вещи Вам!.. Я это хорошо помню!..
       - Владимир Яковлевич, может Вы забыли?.. Девочки утверждают, что вещи отдали Вам! – выразила сомнение классная руководительница.
     Бедный Владимир Яковлевич, он почувствовал себя загнанным зверьком, попавшимся в ловушку. Пот выступил у него на лице, рубашка стала мокрой, во рту пересохло, он не находил слов для оправдания.
       - Катя, когда ты видела это? Когда?.. Ты же за Олей пулей пронеслась мимо меня!..
       - Видела, Владимир Яковлевич! Видела!.. Оля отдала вещи Вам!.. – более утвердительно ответила подружка.
     Светлана Михайловна недоуменно посмотрела на пожилого человека. В её глазах был нескрываемый вопрос: «Забыл старичок! Забыл!.. Ох… уж эти мне склеротики!.. А, ведь уста ребёнка глаголют истину!»
     Владимир Яковлевич от этих взглядов и утверждений подумал о своём здоровье, о возрасте и о памяти, которая до сих пор его не подводила.
       - Девчонки, вы поставили меня в неловкое положение!.. Я даже начал сомневаться о своём здоровье!..  Катя, скажи, где Оля отдала мне свои вещи?
       - В классе… вот на эту парту она положила их! Да, Владимир Яковлевич, положила!.. Я это видела!.. Да!..
       - Как в классе?.. В каком классе?.. Я вас встретил в коридоре! Вы, как угорелые, промчались мимо меня! – с возмущением заявил пожилой человек.
       - Оля оставила вещи вот на этой парте, я это хорошо помню, Владимир Яковлевич! – не сдавалась Катя, делая ударение на имени и отчестве пожилого человека.
     Оля молчала, на глазах появились слёзы - верные защитники детей в трудные минуты.
     В этот момент в класс, вразвалочку, вошел Илья – ученик этого же класса, несколько полноватый и медлительный.
       - Илюша, ты был на спортивной площадке после занятий? – спросил Владимир Яковлевич.
       - Б-ы-л!.. – в растяжку ответил он. – Да, б-ы-л… а что?
       - Ты не видел случайно там Олин рюкзак?
       - А какой он?.. – спросил мальчуган. – Красный?..
       - Да!.. Да, Илюша! Красный!.. Красный!..
       - Так, его Вова и Антон понесли в балетку!
       Дверь распахнулась, и в класс ввалились два взлохмаченных и утомлённых мальчугана. За плечами каждого красовались большие собственные рюкзаки, а за лямки они несли красный рюкзак и сменку.            
       Наступила шокирующая пауза.
       - Оля, это твои вещи? – строго спросила классная руководительница.
       - Мои!.. – тихо ответила  девочка, испытывая неловкость за такой казус и радуясь за положительный исход этого события.
       - Мне стыдно за вас!.. Вы когда играете, то забываете всё на свете!.. Головы свои можете потерять!.. Владимира Яковлевича поставили в неловкое положение!.. Пожилому человеку пришлось оправдываться, как школьнику!.. И ты, Катя, хороша!.. Видела!.. Видела!.. А вам, ребята, спасибо, что не оставили Олины вещи на спортивной площадке! Молодцы!..
       - Мы подумали, что Оля спешила на занятия в балетную школу и забыла на площадке свои вещи – вот и понесли их туда!
       - Спасибо!.. Спасибо, мужички!.. Вы настоящие товарищи!.. – поблагодарил Владимир Яковлевич Вову и Антона, подошел к ним и пожал каждому руку.
       Катя сидела за партой, устремив свой взор в какую-то её точку. Было видно, что она переживает...
       Владимир Яковлевич распрощался со всеми и, взвалив рюкзак на плечо,  двинулся к выходу. Оля шла рядом,  держа в руках сумку со сменной обувью.
       - Дедуля!.. – тихо промолвила девочка. – Пожалуйста, не рассказывай об этом бабушке! Ладно!..
       - Ладно… не расскажу! Не расскажу!.. Разве можно о таком позоре кому-то рассказывать!.. – подбодрил внучку дед, испытывая в душе весёлость от детской наивности, необыкновенной солидарности и удовлетворение, что всё обошлось благополучно благодаря хорошим друзьям.



                24.05.2010 года