Господи, помилуй

Андрей Николаевич Миронов
       Господи, помилуй – краткая молитва и исповедание веры.
       Русский язык – быть может один из немногих, если не единственный, который наиболее точно воспроизводит греческий вариант этой молитвы: ;;;;; ;;;;;;;; (Кирие элейсон). ;;;;;;;; происходит от ;;;;; (элео, то есть масло, елей). Масло – древнейшее средство врачевания. Оно умягчает раны, защищает от зноя. Издревле маслом мазали только что родившегося человека, сосуд с маслом клали в могилы древних, ибо верили, что так облегчат посмертный путь души.
       В свою очередь, в корне слов миловать, милый, милость лежит старославянское «милъ» (греч. вариант ;;;;;;;; (элейнос) – несчастный, жалкий, вызывающий сострадание).
        «Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Откр. 3:17-18).
       Всяк болящий особенно мил Господу: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9:12-13); «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15:7).
       Христос – Врач, а не палач. Он не держит ни на кого зла, всех любит и всем желает спасения и даже на крест снизошёл ради своих распинателей. Человек гибнет не потому, что Господь его не простил, а потому, что не желает принять от Него помощи. Посему, не прости, а помилуй. «Господи, помилуй» – помози, уврачуй, пролей елей на мои раны…
       Масла не хватило неразумным девам в библейской притче о десяти девах: «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла...» (Мф. 25:1-3). Блж. Феофилакт Болгарский так толкует слова Писания: «…под образом дев Господь предлагает притчу о милостыне, чтобы, так как девство имеет великое значение, то кто-нибудь, сохранив девство, не пренебрег прочими подвигами. Знай же, что, не творя милостыни, хотя бы ты был и девственником, будешь извержен вместе с блудниками. И справедливо извергается иной, бывший девственником, но не милостивый и жестокосердый… Светильники – наши души. Особенно ум каждого – светильник: он горит тогда, когда имеет елей добрых дел и милостыню...».
       Милость – проявление любви. Милосердный не осуждает, а не осуждает тот, кто и себя видит больным и только таковой имеет покаяние: Господи, помилуй!

А.Н. Миронов. 2018 г.

Видеоверсия статьи: https://youtu.be/bj1CEIxIax4
Ссылка на корректное чтение: http://artmiro.ru/blog/gospodi_pomiluj/2018-02-24-345