Перманентная революция Льва Троцкого

Елена Де-Бовэ
И вот, сидя, подобно библейскому Иову, на  социальном пепелище, приходит время вспомнить слова Троцкого о том, что за социализм надо бороться постоянно и неизбывно, делая для этого каждодневные усилия (то есть, ПЕРМАНЕНТНО).

Это надо делать хотя бы потому, что так делают господствующие классы, неустанно и каждодневно борющиеся за сохранение своей власти, измышляя всё новые и новые способы поражения противника, не ослабляя хватку ни на один миг, не жалуясь на усталость, и, не отдыхая. И именно этому пролетариату следует учиться у господствующего класса.
_________________________________
Теория перманентной революции Льва Троцкого – не пустой звук, и не странная идея, потерявшаяся в прошлом, а живая концепция, которая решает проблему преобразования мира целостно, на уровне «фигуры» и «фона» - то есть, глобально.

«Перманентная революция (в том смысле, какой Маркс дал этом понятию), - писал Троцкий, - значит, революция, не мирящаяся ни с одной из форм массового господства, не останавливающаяся на демократическом этапе, переходящая к социалистическим мероприятиям и к войне против внешней реакции, каждый последующий этап которой [революции] заложен в предыдущем, и которая может закончиться лишь с полной ликвидацией классового общества».

Суть понятия «перманентной революции» в двух словах можно озвучить так…
В 20 веке основной движущей и прогрессивной силой по переустройству социума был пролетариат. Буржуазия в монополистическом обществе прогрессивной силой быть уже не могла, ибо она, - как говорил Троцкий, - изжила себя, «перезрела» и сделалась гнилой.  То есть, перестала быть носителем идеи и стала склоняться не просто к компромиссу с враждебной угнетающей силой, но и к прямому предательству. Именно поэтому В. Ленин в 1917 году, к удивлению многих большевиков (в том числе,  Сталина) и всех меньшевиков, объявил – «Никакого доверия Временному правительству!»

Достигнув победы демократической революции в одной стране, - писал Лев Троцкий в брошюре «Итоги и перспективы революции», - пролетариат должен начать переход к социалистической революции. С помощью реформ общество должно постоянно перестраиваться до тех пор, пока социализм не станет устойчивым. Но даже и тогда борьба не должна прекращаться, так как жизнь – это не остановка на достигнутом, а непрерывное течение.

Самое главное, - по Троцкому, - не захват власти, но изменение среды жизни и ее переустройство. Гегемон (то есть, по Троцкому, пролетариат – главная политическая фигура), захватив власть в стране, должен устраивать контекст (социум) таким образом, чтобы в нем становилось все меньше возможностей для размножения и развития болезнетворных людей, несущих в общество мутацию. То есть, грубо говоря, среда должна стать «невкусной» для вредоносных политических вирусов. Это достигается с помощью дисциплины и бдительности.

Такова программа-минимум.  Максимальная программа –  европейская революция с устроением политически безопасного мирового социума.  Социализм в отдельной стране, - считал Троцкий, - явление временное, ибо этот оазис напоминает выгороженное чистое место в чумном бараке. Вредоносная среда всегда чревата заражением. Что, естественно, и произошло с СССР, который оказался заражен буржуазными бациллами и, хотя не распался, не рухнул, но был «упразднен» канцелярским способом.

Это произошло ровно так, как предсказал Троцкий. И как раз в результате постепенного, долговременного создания такого социума, такой политической почвы в стране, на которой враждебные силы смогли сделать посев болезнетворных культур, которые развернулись позднее в «буржуазный коллективизм», выползший из «госкапитализма». Это произошло потому, что рабочие упустили свою власть, передали ее бюрократии, которая сначала закрепила ее за собой, а потом и приватизировала.

«Бюрократия [в СССР] – не господствующий класс, - писал Л.Троцкий о возможном будущем перерождении рабочего государства в буржуазное, - но дальнейшее развитие бюрократического режима может привести к возникновению нового господствующего класса: не органическим путем перерождения, а через КОНТРРЕВОЛЮЦИЮ. Именно потому мы называем сталинский режим центристским, что он выполняет двойственную роль: сегодня, когда уже нет или еще нет марксистского руководства, он защищает своими методами пролетарскую диктатуру; но методы эти таковы, что олегчают завтрашнюю победу врага. Кто не понял этой двойственной роли сталинизма в СССР, тот не понял ничего».

Пролетариат в СССР должен был продолжать бороться за власть, но он упустил важный момент, перепоручил свою судьбу бюрократии, которая и загубила великое начинание. Теперь, со слов потомков советской бюрократии, СССР – это всего лишь «неудачный опыт». Впрочем, как и «Парижская коммуна».

«Часть может победить только совместно с целым» - отмечает Троцкий в книге «Преданная революция».  СССР оказался только частью, не вписанной в общую социалистическую систему. 

В этой связи Троцкий описал два сценария будущего. Оптимистичкеский  связан с победой социализма во всем мире, а пессимистический - с приходом к власти мировой тотальной бюрократии.

Если такое случится, - пишет он в работе «В защиту марксизма», - то «пролетариат ото всюду будет отброшен назад». И тогда в этих условиях краха придется кардинально переосмысливать общую концепцию и ее движущие силы. Это «означало бы крушением всех надежд на социалистическую революцию, -  продолжает он, - ибо все благоприятные условия, существовавшие для этого в 20 веке, были упущены, а других, более благоприятных условий для нее [социалистической революции] более нельзя ждать».

Сегодня вновь открылась призрачная надежда на то, что капитализм, полностью исчерпавший себя, и, ощутивший пределы своего роста, таки сам плавно перетечет в социализм. То есть, вполне можно помечтать о том, что мир социалистической революции является вовсе не предпрсылкой, а итогом становления современного глобального мира. Его «продуктом».

Но, с другой стороны, следует все процессы рассматривать двояко (по Сократу), ибо альтернатива капитализму, хотя и чревата социализмом, тем не менее, родившееся «дитя» под названием социализм может принять весьма причудливую форму – например,  «Рая» и «Ада». Ровно, как у Маяковского – «Женщина ждала ребёнка, а получила кривого идиотика».

«…Альтернатива состоит в том, - пишет доктор философских наук, Б.Ф.Славин – автор статьи «О философско-политических взглядах Льва Троцкого в контексте современности», - что возможно как осуществление идеалов великих просветителей и революционеров, мечтавших о свободной и счастливой жизни людей, так и порабощение большинства человечества железной пятой сверхмощной капиталистической державы и ее сателлитов».

Нынешний мир, находясь в точке бифуркации, может принять любую форму. Сегодня вполне реальны как прорыв человечества к высотам научного и социального прогресса, так и его самоуничтожение в огне ядерной или иной катастрофы. Одним словом, человечество в 21 веке, оказавшееся у разбитого крыта, как и прежде, стоит перед выбором между жизнью и смертью, между прогрессом или деградацией, между социализмом или варварством».

«В варварском обществе, - пишет Троцкий, - конный и пеший составляли два класса», находящихся в разных стартовых позициях. Всадник берет скоростью, а пеший – числом и терпением. Сегодня мы живем в варварском обществе, потому как соотношение двух антагонизирующих классов – «пеший» и «всадник» – сохраняется. Только в 21 веке всадник седлает научно-технический прогресс, а пеший остается в старой позиции. Он все больше отстает и погружается во тьму. «Всадник», как и прежде, обладает сверхмобильностью, а «пешеход» кружит и кружит во тьме, силясь поймать вчерашний день и хоть что-то понять.

А что тут понимать?  Россия упустила свой шанс и теперь остается пожинать горькие плоды тупости, невежества и вспоминать краткий миг великого счастья, которое вдруг вспыхнуло во тьме и так же неожиданно погасло.

И вот, сидя, подобно библейскому Иову, на  социальном пепелище, приходит время вспомнить слова Троцкого о том, что ЗА СОЦИАЛИЗМ НАДО БОРОТЬСЯ ПОСТОЯННО И НЕИЗБЫВНО, ДЕЛАЯ ДЛЯ ЭТОГО КАЖДОДНЕВНЫЕ УСИЛИЯ (то есть, ПЕРМАНЕНТНО).
Это надо делать хотя бы потому, что ТАК ДЕЛАЮТ ГОСПОДСТВУЮЩИЕ КЛАССЫ, НЕУСТАННО И КАЖДОДНЕВНО БОРЮЩИЕСЯ ЗА СОХРАНЕНИЕ СВОЕЙ ВЛАСТИ, ИЗМЫШЛЯЯ ВСЕ НОВЫЕ И НОВЫЕ СПОСОБЫ ПОРАЖЕНИЯ ПРОТИВНИКА, НЕ ОСЛАБЛЯЯ ХВАТКУ НИ НА ОДИН МИГ, не жалуясь на усталость, и, не отдыхая. И именно этому пролетариату следует учиться у господствующего класса.


Что же в сухом остатке? Как всегда, неизбывный опимизм и надежда на то, что «звезды зажигаются» не просто так. И, если СССР возник, стало быть, эта идея как витала, так и витает до сих пор в воздухе. И здесь стремление к осознанию происходящего может сыграть свою значимую роль. Ну, и, конечно, вера, которая, подкрепленная делами, творит чудеса.