Присяга

Петров Сергей Петрович
В августе 1968 года, в три часа ночи в моей квартире зазвонил дверной звонок.
- Кто? – спросил я заспанным голосом.

- Вестовой!  Вам немедленно надлежит явиться в военкомат! Получите повестку!
Через пятнадцать минут я был в военкомате. Прибывших призывников - резервистов встречала мобилизационная группа: оформляли документы, провожали к автобусу и вывозили  неизвестно куда.
 
- Что случилось? Куда нас везут?
- Узнаете на месте! – пояснил сопровождающий офицер.
Через час, нас доставили в лесной массив, где в армейских палатках переодели в военную форму, выдали шинели, каски противогазы.  Переодевались в спешке. Каждый из нас заходил в палатку гражданским – выходил – военным.

Я в общем потоке людей переоделся в предложенное обмундирование и ждал, дальнейших команд но, что-то не стыковалось у мобилизационной группы.
- Офицер пропал! Петрова нет! Не комплектуется команда!
- Я Петров!
 
- Почему вы в форме рядового?
- Такую дали.
- Быстро переодевайтесь!
Мне выдали офицерские погоны с одной звёздочкой,  полевую сумку, бинокль, пистолет без патронов.
 
- Что происходит? – пытались выяснить уже переодетые в военную форму люди.
- Мобилизация в режиме военного времени! – ответил сопровождающий. Вроде в Чехословакии что-то заварилось, а Белоруссия, можно сказать – рядом! Вот и поступила команда о призыве резервистов!

Я работал главным инженером крупного авторемонтного завода и во время этого «хапуна» - как называлась в народе призывная компания, в числе призванных было много знакомых.

 Привезли нас в военный городок, в артиллерийскую часть. Назначили меня начальником АТС – ответственным за исправность автомобилей, тягачей, бронетранспортёров, а заместителем назначили старшего инженер - лейтенанта Конопляника – с которым мы работали вместе на заводе. Человек он был медлительный, разговаривал вяло, мусолил мысль, загоняя её в загадку, работу - в неопределённость, распоряжение – в невыполнимую безнадёгу…
 
За пять суток мы должны были привести всю технику в рабочее состояние и «быть готовым к выполнению важной государственной задачи» с переброской части за границу СССР. Вскоре мы узнали о событиях, происходящих в Чехословакии, и поняли, что «там без нашего зенитного полка не обойтись»…

Работали мы, почти круглосуточно, а спали, где придётся, не раздеваясь, во всей амуниции. Правда, я отнёс домой  противогаз, чтоб не мешал, полевую сумку и бинокль – чтобы не украли и пистолет, чтобы не потерялся…

Обстановка накалялась – каждый раз назначали день отправки. Утором грузили восемьдесят две тонны снарядов на автомобили, к вечеру их разгружали. Среди нас находились люди облечённые «особой» ответственностью. Они вынюхивали, нет ли в части подозрительных людей: бывших судимых, алкоголиков, политически отсталых, аморальных…

- Нет, говорил я, не знаю таких, хоть заметил, что мой заместитель Конопляник, на вид «тямтя-лямтя» каждый раз на ночь исчезал из воинской части и на утреннее построение всегда опаздывал. Во время работы в боксе, однажды уснул стоя…
 
- Что случилось, Гена? Ты ночуешь дома, и не высыпаешься? Мы здесь сутками работаем и держимся!
- Простите, Сееергеей Пеетрроовиичч, жееннааа, деетии больнныыеее, - заикаясь, промямлил Конопляник, хоть ранее не заикался...

И вот весь состав воинской части, с боекомплектом вывезли за город, для предполагаемой отправки в Чехословакию.
 Замполит подбежал ко мне и спросил:
- Где Конопляник? Срочно нужен! Оказывается, он один из всего личного состава части не принял воинской Присяги…! Это ЧП!
- Где-то он здесь, - успокоил я замполита.

- Пусть будет готов к построению для принятия Присяги!
- Будет готов, я его знаю, он такой! – ответил я, зная, что он из самоволки ещё не возвратился.

Где же его искать, думаю… И тут ко мне подходит жена Конопляника:
- Сергей Петрович! Как мне увидеть моего Гену? У всех мужья забегают домой, а нашего труженика, как забрали, так и с концом! Ни разу дома не появился! Может в госпитале, да скрывает? Не хочет огорчать…

- Он особое задание выполняет. Разглашать не могу. Как выполнит, пришлю его к вам! А сейчас уходите, здесь не положено находиться посторонним, - сказал я, заметив, что Конопляник, осторожно, как кот по соломе крадётся  волчьими тропами к стоящей технике, имитируя эффект присутствия на работе.

Выловил я его. Выяснив, что он каждую ночь проводил у одной дамы, говорю:
- Ну, Гена! Обольститель-перехватчик! На тебя не подумаешь! Считай, что твои блудни на этом закончились.

 Жена приходила,  беспокоилась,  что  «муж пропал с концом»! Страна от нас ждёт выполнения интернационального долга, а ты супружеского не выполняешь! Носишься  и пропадаешь с концом, не там, где нужно…
- Так я…

- Отставить сказки! Все на построении! А ты, как лазутчик прячешься то от меня, то от жены, то от командира части.  Командир приказал явиться к нему лично, сегодня для тебя важный день – принятие воинской Присяги! Этот день самый памятный для причастных к воинской службе! Он считается праздничным днём!

Иди и доложи подполковнику Никитину, что ты прибыл для принятия Присяги! Подходи чётким строевым шагом, отдавая честь, глядя командиру прямо в глаза, а когда он заговорит – гляди начальству в рот! Знаешь, какой рукой отдают честь?
- Знаю, правой!
- Учи устав!  До Присяги, ты, как все, не обученные,  честь отдают ЛЕВОЙ рукой, а после её принятия – ПРАВОЙ!
- Запомнил?
- Да, запомнил.
- Командир ждёт тебя. Иди к нему не прячась у него за спиной, а вдоль строя, приложив руку к нужному месту, чеканя шаг! Чтоб земля содрогалась!Покажи себя, во всей красе и величии!
Выполняй!

Конопляник, вышел на финишную прямую, приложив левую руку к пилотке, затопал сапогами и стал штамповать шаги с чёткостью кузнечного молота. В строю послышались реплики и лёгкий смешок. Когда он подошёл к командиру, топнув ногой, как жеребец копытом стал от волнения что-то громко, но неразборчиво говорить, то все стоящие в строю стали откровенно ржать!
 
Подполковник Никитин, с удивлением посмотрел на «гвардейца»,  скрывая улыбку, спросил:
- Почему вы, Конопляник отдаёте честь левой рукой?
- Так меня Сергей Петрович научил! Теперь я знаю, что правой рукой можно отдавать честь только после присяги!
- Да, Петров молодец, он любого дурака научит.
- Хорошо, что вас чему-то можно научить… - сказал командир и распорядился:
- Начальник штаба! Дайте Коноплянику автомат и текст Присяги!
Присяга была принята. После поздравлений, молодой воин  отдал честь правой рукой и встал в строй.
- А чё, люди-то смеялись? Спросил он у меня.
- День сегодня праздничный, радовались за тебя…
Через пару часов Конопляник принёс устав и спрашивает:
- А где в уставе написано…
- Ты Гена не тот устав взял. Тот в секретной части находится, его дают не каждому…