8 марта. К столетию мамы

Владимир Калабухов
     Моя мама Елена Павловна Калабухова появилась на свет божий 8 марта 1918 года в Рязани в простой пролетарской семье. Отец – бывший военный музыкант царской армии Павел Фёдорович Маврин и мать – крестьянка Анна Титовна (в девичестве – Фомина) были обвенчаны перед революцией в старинном храме села Старый Киструс недалеко от Спасска Рязанского. Волею судеб в Киструсе сегодня проживают родственники моей жены Риммы Дмитриевны, скончавшейся на Пасху 16 апреля 2017 года. В этом же восстанавливаемом храме мы с нею вместе в 2013 году прощались с ушедшим в мир иной её старшим братом Анатолием Дмитриевичем Меньковым…

     …В поисках подходящей работы для отца семейства, где было уже трое детей – брат мамы Владимир (1919) и сестра Зинаида (1925), Маврины некоторое время жили в подмосковном Орехово-Зуево, затем перебрались снова в Рязань и там, на улице Каляева (сегодня ей возвращено дореволюционное имя Семинарская) в доме № 25а прожили много лет. В этом доме прошли и моё детство, и школьные, и студенческие годы…

     …В 1939 году Павел Фёдорович, который всё умел делать своими руками – чинить примус, точить ножи, ремонтировать обувь, предсказав скорое начало войны с Германией, покинул этот свет, оставив Анну Титовну с домашним хозяйством и тремя детьми, у которых начинались собственные дороги жизни.

     Лена, моя будущая мать, получив библиотечное образование, поступила на работу в Рязанское артиллерийское училище, где и встретила своего суженого. Брата Володю, работавшего на рязанском заводе «Сельмаш», призвали в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию, а сестра Зина оканчивала среднюю школу. Я на свет появился 5 декабря 1940 года в Виленской области, в военном гарнизоне, где служил отец. До регистрации в ЗАГСе города Молодечно дело дошло только в марте 1941 года. Сохранилась метрика, написанная рукой отца, – дату рождения пришлось назначить на 1 января 1941 года, так как ЗАГС прошлогоднюю статистику уже сдал. Всё шло своим чередом, но 22 июня 1941 года нагрянула война. Фашисты до Рязани не дошли, но город бомбили…

     Рядовой Владимир Павлович Маврин, водитель грузовика, погиб – пропал без вести, защищая Брестскую крепость.

     Зинаида поступила работать чертёжницей на оборонный завод.
 
     Наша молодая семья войну встретила под Гомелем, в приграничной 24-й Самаро-Ульяновской Железной дивизии, рождённой в годы гражданской войны. Нас с мамой отец успел эвакуировать в Ижевск. Сам старший политрук Михаил Алексеевич Калабухов пропал без вести – погиб в августе 1941-го. Знамя дивизии было спасено бессмертным знаменосцем Александром Барбашевым, о подвиге которого рассказал 12 марта 1965 года в «Комсомольской правде» майор Владимир Фёдорович Перцев. С ним, с другими участниками боёв мама вела переписку в поисках пропавшего на войне супруга. Ей помогал дядя мужа – депутат Верховного Совета РСФСР полковник Карп Максимович Калабухов. Запросы шли в военный архив Подольска, в львовский музей дивизии, из которого и пришёл единственный сохранившийся документ – служебный пропуск для входа на площадь Урицкого 1 мая 1940 года…

     Не вернулись с войны многие. На оставшихся вдов не хватало свободных мужчин. Вот и моя мама Елена Павловна не смогла создать новой семьи. За пропавших, погибших мужа Михаила Алексеевича и брата Владимира Павловича мама добилась зачисления в армию. С 1943-го и до победы мы с ней жили в военном городке 18-го батальона 6-го отдельного полка правительственной связи, что дислоцировался в Реутове. Старшина, младший лейтенант, медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.» Это её армейский путь. Меня, малолетку, нарядили тогда в военную форму сына полка. В маленьких сапожках, в защитных брюках и гимнастёрке, с пилоткой на голове я гулял по городку. Кто же тогда мог предположить, что через многие годы такую же защитную форму мне снова предстоит носить более двадцати лет…

     Мама демобилизовалась, и мы вернулись из Реутова в Рязань. Военнопленные немцы, разместившиеся на заводе «Сельмаш», с которого ушёл в армию брат мамы Владимир, строили в городе жилые дома, кинотеатр «Родина», служивший по назначению до 2017 года. Мать работала там же, на «Сельмаше», наблюдая за порядком в делах военнопленных. Разные жили на заводе немцы. Были простые рабочие люди. Их профессии так оказались нужны после войны – что в Германии, что в нашей стране. Некоторых военнопленных со специальным документом отпускали на дополнительные заработки в город – кому печь переложить, кому потолок побелить, ещё что-то сделать по хозяйству. Были немцы фотографы, художники, парикмахеры и музыканты. Мы зла на них не держали и всех в 1947 году отправили домой.

     Мама стала работать в правоохранительной системе. Мы с нею обслуживались в ведомственной поликлинике, ходили в библиотеку гарнизонного Дома офицеров. Ей предоставили рабочее место… в женской исправительно-трудовой колонии № 1 (ИТК-1) на Конюшенной улице (сегодня – улица Каширина). Работа похожа на ту, что была с военнопленным контингентом, – проверка почтовых отправлений, ведение различных документов. Заочно училась стенографии, получив небольшие навыки. Общественные дела – в профсоюзной организации вольнонаёмных ИТК-1, в общей партийной организации. Двухтомник произведений В.И. Ленина. История ВКП(б). Конспекты. Повышение квалификации в университете марксизма-ленинизма. Проведение политинформаций в рабочем коллективе. Так жили тогда многие, я тоже прошёл эту идеологическую школу. Показывая пример хорошей учёбы и поведения, начиная от октябрёнка-первоклассника, затем председателя пионерского отряда имени Павлика Морозова со второго класса и выполняя комсомольские поручения с восьмого. Принимая активное участие в работе радиоклуба ДОСААФ, что был рядом со школой. Под влиянием учителей, вожатых, под руководством родителей, в первую очередь мам, в нас – детях воспитывался и укреплялся настоящий патриотизм, любовь к своему Отечеству.

     Благодаря маме я получил среднее образование, а благодаря радиоклубу стал студентом Рязанского радиотехнического института. На четвёртом курсе мы со школьной подругой Риммой Меньковой поженились, а на пятом курсе 7 мая, в День радио у нас в семье появилась дочка Светлана, она же – внучка бабушке Лене, она же – правнучка бабушке Анне Титовне.

     К тому времени сестра мамы Зинаида Павловна, выйдя замуж за выпускника рязанской школы МВД Михаила Михайловича Анисимова, уехала с ним по распределению жить в Норильск. Там у них родилось двое детей – племянники моей мамы – Галя и Рома. Из-за холодного заполярного климата Галя как-то зиму прожила в нашей семье, её тётушка – моя мама и бабушка Титовна ухаживали за ней как могли, помогая северянам. И родители с Ромой вернулись в Рязань, получив жильё и работу по специальностям.

     Моя семья распределилась в Подмосковье. Ушла в 1971 году в мир иной бабушка Титовна. Мама в Рязани осталась дома одна. Сестра Зинаида со своей семьёй, конечно, не забывали Елену Павловну, но той было всё рано скучновато. ИТК-1 закрыли, превратив в медучреждение, и мама осталась без работы. Электрик охранных сигнализаций, швея кошельков в мастерской на соседней улице, выход на пенсию. Летом уже с моими детьми, сын Серёжа родился в Железнодорожном в 1968 году, Елена Павловна проводила лето в Солотче у свекрови. Это были незабываемые дни. Мы с Риммой приезжали туда на весь отпуск. Рыбалка на ротанов, грибные походы по сосновым борам, луговая поляника, купания в старице, садово-огородные дела…

     Тройным обменом (тогда не разрешалось жительнице Рязани поменять жильё на московское, надо было найти, и мы быстро нашли желающую переехать в столицу из Железнодорожного) за сутки мне удалось переселить маму на улицу Почтовую. Ещё через пару лет городская администрация дала добро на обмен квартир, и мама стала жить в Гидрогородке, двумя этажами ниже нас. Телефон с батарейкой из Детского мира очень пригодился – другой телефонной связи ещё не было, мы 20 лет стояли в очереди на неё. Жить стало веселее – сын, сноха, внуки – все рядом. Приведение в порядок домашних архивов, приготовление ужина на всех, проверка школьных заданий – забот хватало. Но подвело здоровье – 27 апреля 1980 года мамы не стало. Похоронена она на Николо-Архангельском кладбище. 8 марта 2018 года ей бы исполнилось ровно 100 лет.

     Память о родных людях хранится дома в больших фотоальбомах. Есть там документы и снимки следующих поколений. Иногда альбомы рассматривают дети, внуки и наши друзья. Светлая память всем, кого не стало. Мы вас помним, и будем помнить всегда. Эстафета жизни бесконечна. И каждому надо пройти по ней своими заповедными тропами, оставив потомкам достойную память о себе и о своём поколении. Пусть это будут фотоснимки, пусть это будут повествования, книги, которые удастся издать, пусть это будет сервер Интернета, доступный всем пользователям всемирной сети.

     Возвращение к содержанию сборника «Заповедными тропами жизни»: http://www.proza.ru/2018/01/17/2231.

     2018