Ее главная ошибка

Людмила Москвич
            
     Вечерние сумерки медленно окутывали сад. Солнце почти скрылось за горизонтом. Дневная жара тихо уползала вслед, сменялась долгожданной прохладой. Затих щебет птиц в кронах деревьев, зато все громче зазвучал пронзительный писк комаров. Конец лета, август. Всему когда-то проходит конец, нет ничего вечного на этом свете. Не вечно и счастье человеческое. Так думала сидящая на веранде  дачи пожилая женщина.  И тут же укором возникло в памяти чье-то мудрое высказывание  « человек- хозяин своего счастья»  И тут же внутренний голос с сарказмом пробормотал  « однако, хорошая мысля приходит опосля». Приходиться признаться, что она сама не смогла уберечь свое счастье, и виновата в теперешнем своем одиночестве только она сама.
      Нина овдовела в 42 года. Две дочери, к тому времени, успели выйти замуж и уехать в другие города. Она осталась одна в этом городе, где не было ни одной родной души.  Утешением в жизни оставалась только любимая работа. Но через два года, совершенно неожиданно, даже для нее самой, она вышла замуж второй раз. Все произошла так стремительно, но на удивление друзьям и родным брак оказался счастливым. И хотя новый муж был на 6 лет моложе Нины. брак был единодушно признан удачным. Шли годы, появились внуки. Нина с мужем построили дачу, купили машину, каждый год ездили отдыхать в санатории или на курорты, по выходным  дням  вдвоем ездили на рыбалку,  на охоту. Ездили с ночевкой. Палатка на берегу Днестра, ужин у костра, песни под гитару. Это было счастье, неожиданное и, наверное, не заслуженное. А счастье так просто не дается человеку. Его надо заслужить, выстрадать.
      Незаметно подкралась старость, 55 лет, пенсия. Лихие девяностые. Распался Советский Союз, посыпалось все, что строили всю жизнь, что считалось нерушимым на вечные времена.  Люди были не готовы к этому. Один за другим закрывались заводы, толпы безработных искали хоть какой-то возможности прокормить семьи. Расформировали и Нинин проектный институт, где она проработала 20 лет. Перестал работать и завод ее мужа. Работы в городе не было, даже самой неперспективной. Спасали их  дача и машина. Всю территорию засадили овощами, урожай фруктов, овощей везли на рынок. Весь город превратился в рынок. Вдоль тротуаров стояли продавцы одежды,обуви, посуды, домашней техники, и прочего и прочего.  Семья Нины не голодала, их еще поддерживала рыбалка и охота. А семьям с детьми и старикам приходилось туго.
      И вдруг Нине повезло, ее пригласили на весьма интересную работу по ее профилю. Она с радостью согласилась, тем более, что начальником был ее прежний директор, с кем она работала  последние годы. Вот это и была ее главная ошибка. Но это она осознала не сразу. Она не замечала, как с тоской смотрит муж ей вслед, когда она  утром, «наводит красоту» перед зеркалом, впопыхах дает ему указания, что сделать в ее отсутствие, что поесть, что купить. Постепенно он переселился на дачу, виделись теперь они только по выходным. Приезжая в субботу , Нина иногда, а потом все чаще, не заставала  его дома. Он где-то в соседнем селе находил себе подработку . Приходил всегда в подпитии и от ужина отказывался. У селян денег не было, но напоить, накормить они могли от души. Муж стремительно спивался. На ее упреки  с затаенной обидой говорил.
- Не всем же везет иметь в друзьях директора. Некоторым приходится  селянам заборы починять, да арки виноградные варить.Каждому свое.
      Нине нравилась ее новая работа, ее там ценили и она была очень довольна, что вместо дачно- базарных дел у нее теперь интересная и достойная работа. Но семейная жизнь дала трещину, и исправить Нина ни чего не смогла.  Не сумела. Но жить со спившемся человеком было стыдно,  а вернуть его в прежнюю жизнь стало не реально. Она не видела другого выхода, как развод.  20 лет, прожитых в мире и согласии, удержать их вместе не смогли.    Их развели легко и быстро. Через три года он умер. А Нина чем дальше живет, тем яснее ощущает свою вину. Нельзя было оставлять мужа один на один с бедами лихих девяностых. Мужики, часто больше малых детей, нуждаются в нашей женской опеке. Не поняла, не учла.
      Ночь незаметно окутала дачный поселок. Где-то далеко лаяла собака. В траве стрекотали  сверчки. Тоскливо гудели комары.  Годы пролетели так стремительно, как самолет, что сверкнув сейчас  огоньками, оставил светлый след на звездном небе. А вот теперь одинокая старость  и печаль.За все надо платить. Это закон жизни.