На улице Мостовой следов Рубцова не увидать

Александр Жгутов
   Экскурсия по вологодской улице имени выдающегося русского вологодского поэта Рубцова Н..М. в городе Вологда.
 

 
     На улице  Мостовой  следов  Рубцова не увидать.

 

     22 января 1971 года состоялись  похороны  убиенного  поэта земли Вологодской Николая Михайловича Рубцова.
       По просьбе  Литературного  Центра  Н.М. Рубцова в Доме знаний гор. Череповца, отдавая дань памяти Рубцову- великороссу по родовым корням  Биряковским,  22 января 2018 года, пополудни я направил стопы свои на улицу Рубцова.
   Эта улица находится в заречной части города Вологды.   Начинается она от Набережной VI армии и доходит до улицы Гоголя.
 Начав неспешно  экскурсию по рубцовским местам от  древнего Кремля и  седых стен Софийского собора,  с раздумьями  о жизненных путях-дорогах  поэта  я спустился по крутому берегу к реке Вологде.  Миновав её там, где в давности мост был,   вышел  на Набережную 6-й армии прямо к улице Рубцова.
 
     При этом было грустно видеть и осознавать то, как же в этом  захолустье, между умирающих домов вологодской старины, могла появиться улица Рубцова Н.М.?  Отвечу: -  Только "неистовыми  радениями" вологодских властей. 
   
     Спустя  четыре года после похорон  Рубцова Николая Михайловича, 28 января 1975 года  с учётом ходатайства Вологодской писательской организации  об увековечении памяти о поэте-земляке, Вологодский горсовет  обратился в  Облисполком о  переименовании улицы Мостовая в улицу имени Рубцова.
   
    Полагаю, что  при жизни Рубцова вряд ли была у него нужда бывать в этом глухом закоулке города.  Правда, некоторые доморощенные рубцововеды  считают, что всё-таки  нога поэта ступала на улицу Мостовую, а потом появилось стихотворение со словами :- "…Вдоль по улице по узкой
Чистый мчится ветерок,…".

   Какую улицу Вологды тогда  просили вологодские писатели  назвать  именем  Рубцова мне лично  неведомо.  Однако,  навряд ли  кому-то из  них, например В.И. Белову или В.В. Коротаеву, пришло бы в голову просить назвать именем поэта    малоизвестную улочку Мостовую, а скорее даже заулок,  длиной не больше 400 метров ( своими шагами промерил её от  набережной реки  Вологды до улицы Гоголя, в которую она упирается, и насчитал всего-то  569 шагов.)
    В феврале 1975 года в газете «Красный Север»   была  опубликована краткая информация: «Исполком областного Совета депутатов трудящихся в целях увековечения памяти поэта-вологжанина Н. М. Рубцова принял предложение Вологодского горисполкома о переименовании улицы Мостовой в улицу имени Рубцова».
    Власть во все времена  умеет принимать  «оптимальные  и взаимовыгодные» решения  по  удовлетворению  просьб  ходатаев,  при абсолютном минимуме  хлопот и затрат,  и  « к всеобщей  гордости»   горожан об увековечивании имени великого вологодского поэта. 
   В нашей Вологде и тогда, и  сейчас  достаточно центральных улиц,  соседствующих с Пушкинской,  Лермонтова,  Яшина, Чехова, например:  Галкинская-Ворошилова, где в детстве жил Рубцов Н.М., Первомайская  и другие, которые бы к радости вологжан и туристов,  можно назвать всемирно известными именами:  поэта Николая Михайловича Рубцова и писателя Белова Василия Ивановича.      

        Старое название улицы «Мостовая» существовало с дореволюционных времен.   Соседняя с ней  улица Энгельса, в те времена называлась   Златоустинская  из-за близости к церкви  Иоанна Златоуста.  Улица Мостовая  называлась так, потому что до  Октябрьской социалистической революции через реку Вологду, напротив Кремля и Софийского собора,  в 1845-1847 годах был построен деревянный  «Соборный» мост. Через этот мост  ежегодно проходил  многолюдный  крестный ход.
 По нему  был выезд на улицу Мостовую, затем на Златоустинскую (улица Энгельса) и Архангельскую (Чернышевского) улицы. Была ли Мостовая улица в те годы выложена булыжником, старожилы помнят плохо. «Старший вологодский  краевед» Клушин Н.И. в 1975 году говорил, «…булыжное покрытие сохранилось до наших дней. Вот  за этой улицей и укоренилось название Мостовой».
 Я же здесь никакого булыжного покрытия,  «за присутствием  отсутствия  такового»,  не разглядел, даже  былое-то асфальтовое покрытие  советских времен  едва просматривается.
 
    Во  время моей прогулки  эта улочка по колено была завалена пушистым снегом,  как в самой глухой лесной деревушке.
«Выпал снег -
             и всё забылось,
Чем душа была полна!...


    Сегодня улица Рубцова  угадывается только по указателям на некоторых домах,  да по надписи на  мемориальной доске.  Сейчас эту улицу горожане чаще называют "Свитинской", по фамилии спортсмена- велогонщика- директора «Эхо Вологды», практикующего  предпринимателя в  разных стилях.
 
   Вся «культурная жизнь» на улице из 19-ти домов, половина которых не жилые развалюхи, возможно как-то оживает по вечерам и ближе к ночи  в спортивно-развлекательном комплексе «Спартак», в Бар-клубе «Огни Востока» и в Частном клубе «Бангкок».

   Возвращался я домой со смешанными чувствами грусти и мыслями о том, а что же я расскажу своим единоверцам по литературному Центру  Н.М. Рубцова в Доме знаний гор. Череповца? Наверное, отправлю им фотографии сегодняшнего дня, и пожелтевшие начала 20-го века прошлого тысячелетия о том, как раньше тут было.

   Во время променада по этой безмолвной и практически безлюдной улочке от начала  до конца и обратно мою душу  порадовала только погода.  Было всё в точности по- Рубцову:

"...Снег летит на храм Софии,…
…Снег летит - гляди и слушай!
Так вот, просто и хитро,
Жизнь порой врачует душу...
Ну и ладно! И добро.»