Барин приехал - шапки долой...

Александр Прохладный
Когда Леонид Ильич отправился на встречу с президентом США Джеральдом Фордом во Владивосток, в ноябре 1974 года - спецпоездом, железная дорога пережила настоящий шок. В целях обеспечения  безопасности Генсека, работа отрасли по маршруту следования была "парализована" почти на сутки. Запрещалось движение поездов во встречном, попутном направлении, задолго до проследования, стрелки "зашивались" костылями для исключения случайного или преднамеренного  их перевода. Вагоны с опасными грузами, взрывчатыми материалами были взяты под особый контроль, в курсе всех мероприятий были только чекисты и высокое железнодорожное начальство. По какой причине Л.И.Брежнев следовал наземным транспортом - неизвестно, ведь обратно он отправился, как обычно, самолётом ИЛ - 62. Об этом случае нам поведали позднее коллеги из Управления железной дороги, довелось однажды и мне прикоснуться к подобному мероприятию. Прибыв электричкой к "западной" платформе 22 июня 1986 года в шесть утра, я понял, что происходит нечто необычное - пешеходный мост, посадочные платформы, перрон и оба вокзала плотно опекала милиция, привокзальная площадь была свободна от бродяг и "синеглазок". Блюстителей порядка в столь ранний час  оказалось больше, чем прохожих и пассажиров, наш "парадный подъезд" также охранялся - пришлось предъявлять документы.

Поднявшись на этаж, я встретился с нашим куратором - чекистом, обычно словоохотливый, он едва кивнул и вошёл в студию связи, где находился добрый десяток незнакомцев в штатском. Коллеги шепнули мне, что на подходе - спецпоезд, с которым прибывает член Политбюро ЦК КПСС, первый заместитель председателя Совета министров СССР Айдар Палиев, в составе делегации - наш министр Конарев. Старший диспетчер на ходу разъяснил обстановку, подчеркнув обязательное выполнение указаний "нашего" чекиста, майора Лимановского. На грех - и грабли стреляют, "караван" с высокими гостями подходил к входному светофору, а узловой диспетчер дал разрешение на приём скорого поезда  номер 63 встречного направления. Усатый красавец в штатском, с ним - ещё двое, кинулись в кабинет к узловому : - "Кто разрешил" ? Володя Паланин, побледневший - стоя "навытяжку", успел сказать : - " Начальник отдела, Тайцев". Диспетчера тут же увели, за главным "нарушителем" отправили машину, а оба поезда вполне мирно прибыли на станцию с двух направлений. Член Политбюро вместе руководителями республики и города весь день был на различных мероприятиях, встречался с народом и как мне рассказывали очевидцы - в разговоре с людьми и юмора не чурался, и проявлял интерес к условиям труда и быта. Начальник отдела движения и диспетчер - особо не пострадали, мрачные времена остались в далёком прошлом. В 17:40 ко мне, в диспетчерский кабинет вошёл Министр путей сообщения СССР Николай Семёнович Конарев со свитой, пожал руку и после непродолжительного диалога - удалился, а наши горе - остряки тут же предложили месяц "руки не мыть". Дата и время закрепились в памяти, поскольку с министром довелось встретиться только однажды. Оправдан ли шквальный ажиотаж при встрече гостей подобного уровня - ответить затрудняюсь, но могу предположить, какие слова отпускали в наш адрес пассажиры поездов, часами ожидавших на полустанках проследования "сиятельного" экспресса ...


25.02.18 г.         15:33