День бога Велеса - 26 - 28 февраля

Ольга Панчишкина
День Бога Велеса или Волоса, 26 – 28 февраля, был заменён христианами на День святого Власия Севастийского, покровителя домашних животных. Празднуется РПЦ 11 (24) февраля под названием Власьев день – коровий праздник.

Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского» говорит, что в договоре вещего Олега с греками упоминается Волос, «которого именем…  клялись Россияне в верности, имев к нему особое уважение: ибо он считался покровителем скота, главного их богатства».

Кроме того, Велес покровительствует богатству, мудрости, торговле, ремёслам, колдовству, врачеванию, охотничьей добыче. Он «главный судья человеческих душ на посмертном Суде…, вестник Богов. Имя означает «великий властитель». (с)

«С почитанием Велеса, или Волоса, у славян связано возникновение и самого слова «волхв», однокоренного со словом «волохатый». (с)

Известно, что ещё во второй половине 19 века в селах болгары-помаки праздновали Велесов день:
 
«Рано утром в этот Велесов день в каждом селе, староста посылал трех девушек ходить по селу и извещать о празднике сельчан специальной песней. Когда девушки допевали эту горную песню и обходили все село, то старый староста собирал девять молодых пар и этих трех дев и все шли они на то место, где были собраны вместе коровы с этого села. Когда шли, то девы также пели песни. Достигнув того места, где были волы и коровы, староста доставал «Ясную книгу» (Свод древних вед), и начинал читать святые гимны богам, чтобы усмирить коров...

Усмирив коров, потом ждали, когда солнце, взошедшее на небесах, обогреет всех по воле Велеса бога, и тогда юные девы заклинания закликают и свои ясные главы, (а также и старосту) белыми венками позлаченными увивают. После этого сотворяли коло (круг) и требу в круге воздавали и Велесу Богу гимны пропевали...

Когда все угощались, к трапезе присаживался и староста, украшенный венками, а после еды, кто-нибудь один снимал все венки говоря при этом следующий гимн:

Ой, Боже мой, Велес Бог, хвала тебе!
Да будь ты славен на Мидгард земле!
По весям нашим твой личень день идёт,
Этот Велесов день нам счастье несёт!
Тебя, Боже, угощают и почитают,
Златую трапезу тебе накрывают.
Давай же, Боже, нам белые венки,
Чтоб дома и кошары украсили мы.
И богатство, и счастье к нам всем придёт.
Приплод от одного да тысячу нам принесёт.
Да чтобы нам в полях было что собирать,
А в садах плоды чтоб могли мы сорвать.
И пресное молоко коровье доить
И тебя при этом, Боже, хвалить!               

Каждый из присутствующих брал по венку, и потом шли туда, где находился скот, и украшали коров и пели следующий гимн:

Боже ты наш, живой и сущий!
Свет и счастье в дома нам несущий!
Твой личень день в нашем селе,
Мольбою молимся мы тебе,
Чтоб десную руку ты на коров поднял
И благословение плодиться им на три года дал.
И да будет у них от ста да тысяча телят.
А от тысячи да три тысячи пусть они наплодят!
Ой ты, Боже наш, да ты живой и сущий,
Услышь нашу мольбу, ведь ты всемогущий!
Пусть будет тебе личень день да весь год,
А нам во всех наших делах будет приплод.
И тебе жертву мы в коле воздаём,
Требные дары через огонь подаём.
Гой! Гой, о Боже наш, вездесущный,
Живой, великий и всемогущий!
               
Наряженный староста оставался на месте проведения ритуала, а юноши и девушки отгоняли коров в село и праздник продолжался уже там. В этот день обязательно украшали венками так же и свои жилища, пекли печенье, пироги и пышки в виде фигурок животных и жертвовали их Богу Велесу, часть пышек ели сами и кормили своих детей, а другую часть раздавали нищим. Одну пресную пышку сушили и оставляли на целый год и если какая животина заболевала, то ей в еду добавляли крошки от этой Велесовой пышки в качестве лекарства». (с)

Веркович «Веда Словена» 1871



Текст составлен методом компиляции