Сказка трех елей

Валерий Захаров 39
Высоки карпатские горы, глубоки и чисты озера;  Сосны, словно мачты больших кораблей, тянутся к облакам. Рассказывают, что пошла  однажды девушка Марина в лес по грибы, устала, задремала под тремя  большими елями, и чудится ей, что разговаривают между собой деревья.
Говорит одно дерево: «много дождей пролилось, много раз солнце вставало, с тех пор, как мы выросли. А помните, сестры – сосны,  нашу сестру Марину?»
 Зашумели, закачали вершинами ели, вспоминая старую легенду:
Жили в селе два брата. Один разводил виноградник, и делал сладкие вина, другой мастерил скрипки. И у обоих товар такой, что от покупателей отбоя не было.  Жила по соседству с ними девчушка, Мариной звали. Выросла она, в красавицу превратилась. Всяк, кто взглянет не неё – залюбуется. Полюбили её оба брата, каждый хотел её замуж взять, но  девушка гордилась своей красотой, никого вокруг не замечала.
«Я – говорит, не выйду замуж за простолюдина. Нужен мне муж знатный, богатый».
Наезжал в село барин, увидел один раз Марину, понравилась она ему. Сказал он ей об этом, но засмеялась надменная  девушка:
 –  Ты хоть и барин, а всё-таки не пойду я за тебя.
 –  Да кто же тебе надобен?
–  Есть в наших лесах царь. Говорят, молод он и красив, богатства у него – не пересчитать. Хочу за него  замуж выйти. 
Так и  жила одна. К ней уже и подходить никто не хотел. Как же! Смерит надменным взглядом, и отвернётся. Пошла она однажды в лес. Долго ходила, пока не забрела  в самую чащу.
Села отдохнуть, слышит голос: «Здравствуй, Марина!»
Оглянулась она, видит, на пне мужчина сидит, улыбается.
 –  Кто ты? Что тебе надо? – испугалась девушка.
 –  Не бойся, я тебе худа не сделаю. Ты, я слышал, хотела замуж за лесного царя?
 –   Может, и хотела, да  только я его не видала ни разу. Вдруг он уродец какой?
 –  А взгляни на меня! Разве я уродец?
 – Так ты и есть лесной царь?
 –  Я и есть. Так что, идёшь за меня замуж?
 –  Пойду, если жить не худо буду.
–  Ну, зачем худо жить? Всё хорошо будет! Только зря ты людей сторонишься, надо тебе с ними быть. Ведь я, хоть и царь, не людского племени. Мои подопечные – звери лесные, сосны, озера. Скучно тебе со мной будет!
 –  Нет, - говорит Марина,  –  хочу лесной  царицей стать!
 –  Дело твоё, - отвечает лесной царь. –   Только смотри, назад тебе дороги не будет. Навечно в лесу останешься.
Стала она жить с лесным царем. У того всегда дела – летом смотрит, чтобы ручейки бежали, белки прыгали, волки чтобы не злобились, зря никого не обижали. Зимой берлоги снегом укрывает, позёмкой дороги засыпает, сохраняет лес до весны.
А Марина сидит у окна, делать ей ничего не надо, всего вдосталь. Посуда серебряная, платья шёлковые, обувь сафьяновая, а показаться не перед кем.
Подходит она к царю:
 –  Отпусти, пожалуйста, в село, людям показаться.
–  Не могу,  –  отвечает царь. –   Не мной это заповедано, не мною отменено будет. Живи себе! Да смотри, дальше ручья не ходи!
Задумалась Марина. Вспомнила весёлые праздники, работу, от которой кровь играет,  разговоры девичьи. Нет, с людьми веселее!
Собралась она как-то, когда царь лесной на обход отправился, и пошла по знакомой тропинке в селенье. Перешла ручей, чувствует, ноги, руки, словно деревянными становятся, кожа в кору превращается.  Воротился царь лесной домой, видит – нет жены.
Бросился  её искать, да поздно. Видит только, как молодая, стройная ель качается, поскрипывает, словно жалуется на свою жизнь. Заплакал царь лесной,  да делать нечего,  воротился домой один.
Вот сколько-то времени прошло. Виноградарь женился, а младший,   что скрипки делал, всё по Марине убивался. Никто не знал, что с ней случилось, только говорили, что попала она к царю лесному.
Направился как-то младший брат в лес. Вышел на поляну, на которой Марина лесного царя повстречала. Звал он её, уговаривал воротиться, да только   эхо было ему ответом. Приметил он молодую ель карпатскую, припал к стволу ухом – слышит – звенит ель, словно колокольчик.  «Эх, и славная выйдет скрипка!»  –  подумал мастер. Наметил топором сосну,  а зимой срубил дерево, Доставил  домой, распилил на доски, сушить положил. А когда настал срок – стал из этих досок скрипки ладить. А скрипки  необычные получались: если грустную мелодию музыкант заводит – словно сами играют, и   звук похож на голос Маринин, а стоит на этой скрипках плясовую заиграть – вовсе не звучат.  Поэтому брали эти скрипки на особые случаи, и называли их Маринами, по имени исчезнувшей из села   девушки.
…Проснулась Марина, вспомнила сон. Подумала она, что она  на ту Марину похожа, гордая, кичливая,  людей сторонится. «Не зря, видно, - думает, сон мне тот приснился, видно не права я». Вернулась она в деревню,  славная стала, приветливая.
А карпатские ели шумят,  вспоминая старые истории, и облака, что над ними  летят, словно машут белыми крыльями, отражаясь в голубых озёрах.