Шпаргалка

Валентина Телухова
Больше пятидесяти лет прошло с того времени, а случай этот зачем-то память хранила во всех подробностях. Потому что событие это - такое маленькое и незначительное, по сравнению с тем, что происходило в жизни, можно было бы давно забыть. Пустяк. Не больше того.

Шла контрольная по физике. Нужно было решить за урок пять задач. Четыре все решили легко, а вот пятая оказалась, как говорят теперь, задачей повышенной сложности. Никто с ней справиться не мог. Урок шел к концу. Впереди сидящие ученики оглядывались на неё. Взглядом спрашивали, решила ли она эту трудную задачу. А Люся только качала головой из стороны в сторону. Нет, и она не решила!

И только к концу урока её осенило! Да вот же как просто. Можно рассчитать по плотности вещества. Если шар имеет пустоту, то его вес будет меньше того, какой он должен бы иметь полный. Люся посмотрела таблицу плотности. Шар был серебряный и объем его был дан в условиях задачи. Она быстро сделала расчеты. Вес шара оказался меньше того, какой она рассчитала. Ура! Вот и ответ. Шар имеет внутри пустоту! По плотности вещества можно рассчитать и объем этой пустоты!

Люся заторопилась, уронила кляксу с перышка номер один своей деревянной ручки. Она разлилась лиловым пятнышком. Подосадовала она на себя. Взяла вычисления в скобки. Ниже написала новые - разборчиво и красиво. Она не писала шпаргалку. Она просто отодвинулась и дала списать решение мальчику, который сидел за ней и выполнял тот же вариант. А он дал списать решение дальше - по цепочке. И вот уже результатами её труда воспользовался весь класс!

Прозвенел звонок. Все сдали свои тетради на проверку.

Люся волновалась, когда открывала свою тетрадь, выданную учителем после проверки.
За работу у неё стояла огромная и противная тройка. "Небрежно!" Так аргументировал свою оценку учитель. Что же тут скажешь? Да. Небрежно. Она и в вычислениях вначале допустила ошибку, а потом сама нашла её и исправила. И клякса, и исправленная ошибка были подчеркнуты красными чернилами.

А одноклассник, который сидел у неё за спиной и списал старательно у неё работу, получил пятерку. И все, кто воспользовался её знаниями, все одноклассники получили пятерки и четверки. Списать то они смогли аккуратно. На это у них ума хватило.

Жгучая обида на саму себя разлилась внутри пламенем. Как же так? Она решала, старалась, а ей за труды тройка? Она печалится, а все радуются. Чему? Тому, что удачно списали? Но ведь это не их труд, это её, Люсино открытие. Трудилась она, а результаты присвоили другие.

Никто за неё не заступился. Никто не сказал учителю, что он списал решение у Люси. Никто не сказал, что тройку ей учитель поставил несправедливо. 

Люся твердо решила, что больше никогда и никому она в жизни не позволит списывать у неё готовые решения.

Следущий урок был математика. Вера Николаевна устроила проверочную работу. По вариантам. Сидящий за ней Димка вздыхал, старался заглянуть в её тетрадь через плечо. Ну уж нет. Хватит. Пусть решает сам.

- Скажи хоть ответ, чтобы свериться.

Люся сказала.

- Не сходится.

- Давай, проверю.

Люся взяла тетрадь одноклассника. Положила на колени. Ошибка была в последнем действии. Она вернула тетрадь и показала на ошибку.

- Ура!- кричал Димка на другой день. - У меня - четверочка! А у тебя, Люся?

- Пять. Как всегда.

А когда на выпускном вечере к ней подошел учитель физики и спросил, помнит ли она тройку за контрольную, Люся сказала, что помнит.

- Это я тебе урок дал. Ты же весь класс расхалаживала своими шпаргалками. Ты об этом думала? Это не помощь - это обман.

- Все равно обидно мне до сих пор. Разве нельзя было со мной просто поговорить об этом? 

Когда прошли годы, и она сама встала перед классом, она во время контрольных и проверочных работ так зорко следила за своими учениками, что ни у кого и в мыслях не было списывать работу.

- Строгая, - говорили про неё и дети, и родители, - у такой не забалуешь.