О возникновении государства

Альдер Ан
Существует множество точек зрения о происхождении государства, а также его предназначения. Некоторые вовсе говорят о том, что государство должно быть уничтожено, оно не имеет перспективы.
Так или иначе, любые значительные шаги развития делает лишь общество, организованное в государство. Трудно говорить о другой форме организации людей, при которой они бы внесли существенный вклад в развитие человечества. Государства появляются в разные эпохи на всех континентах. Следовательно, государство - закономерная и естественная стадия организации общества, возникающая по ходу его исторического развития.
Как возникает государство? (Отметим, что сейчас пойдёт речь о том случае, когда у этноса, образующего государство, не происходит никакого смешения с соседними этносами, как происходит, например, при завоевании одним другого.) Во-первых, когда количество людей в обществе увеличивается настолько, что для их организации требуется больше, чем силы кровного родства. Это происходит, когда род с течением времени разрастается до таких размеров, что эффективное управление становится возможным при передаче властных полномочий уполномоченному лицу или группе лиц. Одновременно происходит ослабление родственных связей. Во-вторых, образованию государства обычно предшествует оседлый образ жизни племени. Поскольку важным атрибутом государства является территория, абсурдно вести речь о "кочевом государстве". Оседлость возможна, когда имеются возможности для неограниченного использования территории в целях получения продовольствия. Иными словами, необходима производящая экономика, или земледелие. На Ближнем Востоке, в Китае, Америке люди от простого собирательства перешли к выращиванию, сделав себя менее зависимыми от природы. Земледелие сыграло немалую роль и в увеличении населения, ведь прокормиться стало легче. В-третьих, с переходом к производящей экономике появляется избыток продовольствия над естественными потребностями - то, что называется прибавочным продуктом. Этот фактор вместе с постоянным ростом населения ведёт к обособлению малых групп в поселении, способных самостоятельно вести хозяйство и прокормиться - семейных и соседских общин. Так складывается государство, которое необходимо как для организации защиты от внешнего неприятеля, так и для урегулирования внутренних отношений. Важнейшими факторами, таким образом, здесь видятся экономический и демографический.
Немалую роль играют климатический и географический факторы. Египет, древние страны Плодородного полумесяца, Индия, Китай, а в дальнейшем страны Средиземноморья имели выгодное географическое положение, которое способствовало возникновению и развитию земледелия и, соответственно, государства в целом. В условиях ещё более благоприятных нет необходимости переходить к производящей экономике, а в более суровых для этого нет возможности. Суровые климатические условия способствуют сохранению тесных связей в общине, тормозят её распад и становление государственности.
Форма правления в первичных государствах может быть разной, но со временем она тяготеет к установлению сильной единоличной власти, образованию монархии. С ростом населения всё меньше остаётся возможности для демократического правления. Не способствуют демократии и рост территории, а также наличие внешних врагов, которые присутствуют почти всегда. Нельзя сбрасывать со счёта и субъективный фактор: единоличная власть в масштабе долгого времени имеет тенденцию усиливать свои позиции. Чаще всего рано или поздно находится вождь, который силой, харизмой или иными качествами укрепляет свою власть, которая в обновлённом виде впоследствии передаётся его последователям.
Таким образом, даже если государство изначально сохраняло черты народовластия, ход истории чаще всего заставляет его сойти с этого пути - слишком много неблагоприятных факторов. Переход к сильной единоличной власти является закономерным и даже прогрессивным - ведь в мире, где выживание можно обеспечить лишь сильной, эффективно управляемой армией, лишь централизованная власть может стабильно справляться с этой задачей. Греческие полисы и средневековые вольные города внесли большой вклад в историю, но все они были поглощены соседними государствами, потеряв свою автономию.


Об особенностях "вторичных" государств

При отсутствии факторов, побуждающих к созданию государства, община остаётся общиной. Элементы общинного уклада и сейчас остаются у некоторых северных народов. Племена первобытного вида обнаружены в лесах Амазонской низменности. Отсутствие необходимости перехода к производящей экономике и общая изолированность не стимулируют развитие общественной самоорганизации - в этом нет необходимости.
"Вторичные" государства возникают там, где община обретает государственность в результате воздействия внешнего субъекта. Этим субъектом выступает другой народ, который уже прошёл этап становления государства. Наиболее простой вариант - захват племени государством и включение его в свой состав. Известно, что Римская империя в результате экспансии достигла огромных размеров и покорила множество народов и племён, принеся им вместе с этим элементы государственности.
"Вторичное" государство может быть оформлено в результате установления на территории проживания племени власти иностранного правителя, в том числе в результате договора, как это описано в русской истории. При этом чтобы кого-либо приглашать, нужно уже иметь опыт государственности, а поэтому к этому моменту должны сложиться необходимые условия становления и развития государства.
В отличие от "первичного" государства, чёткий момент образования которого отследить нельзя, поскольку оно создаётся постепенно в течение долгого времени, "вторичное" вполне может иметь конкретную дату образования, и ею, как правило, выступает дата завоевания территории.

Происхождение государства - закономерная стадия развития человеческого общества. Оно обосновано рядом факторов. Для самых первых государственных образований характерно определяющее влияние климатического, демографического и экономического факторов. В дальнейшем многие государства появлялись под влиянием уже существующих. Это могло происходить путём присоединения племени к государству - насильственному или добровольному, - установления на территории племени иноземного правления, оказании общего влияния государства на племя путём торговли, распространения культуры. В связи с этим нельзя говорить о единой причине возникновения государства, как это предлагают некоторые теории.
Так, согласно насильственной концепции происхождения государства, оно устанавливается в результате внутреннего или внешнего насилия. Во-первых, не все государства устанавливаются в результате завоевания - это характерно лишь для некоторых вторичных государств, - а во-вторых, в ней не учитываются отдельные объективные предпосылки становления государства.
Договорная теория происхождения государства, по которой общество заключает с государством некий договор, передавая ему часть своих прав, также не учитывает ряд факторов. Это ярко иллюстрируется, в том числе, вышеупомянутой теорией, ведь пусть не все, но многие государства были образованы в результате завоевания, и никакого договора с покорённым народом завоеватель заключать не планировал.
Материалистическая (марксистская) теория логично связывает образование государства с развитием экономической сферы, но рассматривает его в целом в негативном ключе, в качестве инструмента поддержания власти господствующего класса. В этом есть доля истины, ведь долгое время привилегированные слои общества пользовались поддержкой правительства, в том числе действительно имели возможность для эксплуатации, но главная причина образования государства всё же лежит не в этом, да и современный этап истории опровергает данные положения.
Не полностью объясняет происхождение государства и теологическая теория. Можно допустить, что в основе государства лежит и божественная воля. Тогда не совсем понятно, почему государства появляются у народов самых различных верований - выходит, в любой вере бог, какое бы проявление он не имел, стоит в основе государства. И непонятно, почему бог так немилостив к племенам Амазонской низменности, а также некоторым другим.
Можно упоминать и иные концепции происхождения государства. Они весьма многочисленны, что не добавляет ясности этому вопросу. Многие из них ставят в основу один-единственный фактор, но необходимо учитывать, что там, где он действительно играл значительную роль (завоевание, необходимость организации масштабных ирригационных работ), для другой территории он мог не работать. К данной проблеме необходимо подходить более гибко, как устанавливая общие закономерности, так и учитывая особенности происхождения отдельных государств, которые даже на первый взгляд уже можно разделить на две отличающиеся категории - первичные и вторичные.