Бумеранг

Нина Салина
      - «А, ты, веришь, что все наши поступки, хорошие или плохие, возвращаются к нам бумерангом?» - спросила меня моя подруга. «Верю! Очень даже верю!» - утвердительно ответила я. – «В нашей семье  нашло убедительное подтверждение этому. А к чему ты об этом заговорила? Случилось, что ли, что?» - «Случилось!»  – вздохнула она.

      И она начала рассказывать. Смотрю я вчера местное ТВ «Криминальную хронику», а там показывают сгоревший дом, и по пепелищу ходят муж с женой, а корреспондент берёт у них интервью. Вдруг называют адрес, где случился пожар, фамилию, имя и отчество погорельца. Я прямо вздрогнула от этого сообщения. – «И знаешь кто погорелец? Мой бывший муженёк!» Посмотрела я на него, старый дед, но я его сразу узнала. Взгляд растерянный и жалкий. Жена ходит и плачет. Всё сгорело, остались только в том, что было на себе. – «Люди добрые помогите нам, чем можете» - говорит она в камеру. – «Представляешь? Вот в каком возрасте к нему бумеранг прилетел! Ты знаешь, чисто по человечески, мне его жалко стало. Ведь я его давно за всё уже простила» - вздохнула она.

      С моей подругой мы знакомы с детства. В одном дворе росли, вместе ходили в школу, потом обе поступили в техникум. Были, как говорят «не разлей вода». И когда она стала встречаться с парнем, который славился на всю округу тем, что и о нём ходила дурная слава, чем очень удивила меня. О нём ходили не добрые слухи, и выпивает, и хулиганит, да и девок, ни одну не пропустит. Она в свою очередь обиделась на меня. – «Плохо вы его знаете. Он хороший, только с виду такой, а вообще он совсем не такой, как всем кажется».-

      Да и он как будто стал другим, когда стал ухаживать за ней. Она была не такой девчонкой, с которыми он до неё знался. И он тоже полюбил её. Дело шло к свадьбе. Родные и близкие отговаривали её. Но она и слушать никого не хотела. Поженились и стали жить в частном доме, где жила его мать и сестра, старая дева, которая никак не могла выйти замуж. Семья была из раскулаченных. Отца посадили, и отпустили из тюрьмы больного, и он вскоре умер от болезни. Свекровь придерживалась домостроевских устоев. А подружка была совершенно из другой семьи, с другими взглядами на жизнь. Поэтому родство между семьями сразу не заладилось. Да и сноха им не нравилась. – «Учёная!» - как будто в укор говорили они про неё.  Гостей они не любили и жили своим мирком. Вот тогда все подруги отдалились от неё, потому что муж обязательно отпускал в их адрес скабрезные шуточки, либо прямо намекал на близость с ним.
 
      Родилась дочка. И он стал снова вести вольный образ жизни, выпивать стал чаще, да и домой приходил, когда ему захочется. От такой жизни подружка совсем похудела, всё на нервах, да и золовка её изводила, специально рассказывая ей про мужа, где он проводит время и с кем. Когда дочке исполнилось 3 года она, не выдержав такой жизни, ушла жить к матери. Муж приходил, на колени вставал, просил прощения, чтобы она вернулась домой. Обещал, что исправится. И она вернулась. Свекровь недобро встретила её. – «Позоришь нашу семью! Чего тебе не живётся? Не бьёт же! А то, что гуляет и выпивает, так мужик же! Ты думаешь, я прожила не так? Всё было.  А я нарожала ему детишек и никуда он не делся!» - И он стал уговаривать её, давай, родим сына, и я буду с ним заниматься, и сидеть дома. Но опять родилась дочь и ничего не изменилось. Выпивать стал больше, и уходить в «запой». На работе таких, как он, не держали. Подружка совсем извелась. Ни достатка в семье, ни покоя. Помучилась она ещё с ним, помучилась, да и подала на развод. Вот тут свекровь испугалась, стала её уговаривать, не делать этого. Ведь теперь ей придётся с ним мучиться. Но подружка забрала детей, и опять уехала жить к матери. – «Куда она денется с двумя-то детьми? Приползёт к тебе, в ногах валяться будет! Думает, легко детей-то одной растить?» - говорила свекровь сыну.
Время шло, а подружка и не думала возвращаться, и их развели. Вот тут он, как с ума сошёл. Стал пьяным приходить к ней, угрожать, что убьёт её, если она не вернётся к нему. В такие дни она старалась не попадаться ему на глаза и пряталась от него.  Он терроризировал её в течение нескольких лет. А милиция не обращала внимания и никак не вмешивалась, не смотря на её заявления. Наконец он попал в тюрьму. В пьяной драке кого-то покалечили. Подружка вздохнула свободнее. Дети учились в школе, и она поступила в заочный институт. Трудно ей пришлось тянуть двух девчонок. Ведь алименты она не получала, потому, что его никак не мог догнать «исполнительный лист». На каждой работе он держался до первой получки. Дети для него были только обузой, да он и никогда не обращал на них внимания. Она отказалась от алиментов, чтобы у него, впоследствии, не было претензий к детям. Время шло. Жизнь у неё наладилась. Окончив институт, она получила повышение на работе. Её уважали, как специалиста, и повысили оклад. А он, выйдя из тюрьмы, уже побоялся преследовать её. Видимо обратно в тюрьму возвращаться ему не хотелось. Так он и жил с матерью, потом нашлась женщина под стать ему. Мать его умерла. К шестидесяти годам, здоровье у него стало барахлить, и он перестал даже выпивать. И вот такой финал. На старости лет остался ни с чем. – «Вот, как жизнь возвратилась бумерангом» - задумчиво повторила подруга.

      - «А о каком бумеранге в вашей семье, ты упомянула?» - спросила она. – «Виталика нашего помнишь? Это бумеранг, тоже прилетел в нашу семью». – «Расскажи» - «Да, пожалуй, расскажу. Ведь людей, кого коснулся этот бумеранг, давно уже нет в живых». – Ты ведь знаешь, какая наша семья? Дружная. Отец с матерью любили друг друга, детей любили. Мы росли в заботе и уюте. Особенно все любили младшего братишку Виталика. Он был поздний ребёнок. Старший брат уже кончал школу, когда он родился. И он у нас был вместо игрушки. Особенно его любил отец. Отец у нас городской житель, а вот маму он привёз из деревни. И у нас в деревне было много родственников. Но, как я себя помню, мы в деревню не ездили, мама говорила нам: - «Нечего там делать!» - У нас был толстый альбом с фотографиями. Часто длинными, зимними вечерами, мы садились на диван и листали его. А мама показывала нам фотографии, и рассказывала, кто из родни там изображён, и кто кому какой роднёй приходится. В деревню, к родителям матери мы приезжали, но и то, ненадолго, дня на два, и потом уезжали домой. Я не могла понять, почему нельзя поехать на лето к деду с бабушкой? Да и старики обижались на мать, что не присылает к ним детей погостить. И вот поддавшись общим уговорам, да и я просилась, меня отправили в деревню на лето. Я быстро там освоилась, и бегала с ребятнёй по улице.

      С некоторых пор я стала замечать недобрые взгляды старухи, сидевшей на лавочке у одного из домов, И я стала бояться её. Но однажды столкнулась с ней, как говорят:  «нос к носу». Она поймала меня за косу и крепко держала её. – «Ты Варькина дочь?» - спросила она. Я кивнула головой. – «Вот и у меня была бы такая внучка, как ты». – Глаза её потемнели и зло глядели на меня. Губы затряслись, она подняла клюку и стала махать ею. Я, не на шутку испугавшись, с силой дёрнула косу из её рук. Старуха покачнулась и разжала руку, а я выдернула косу из её руки. – «Твоя мать убивица!» - крикнула она. А я перепуганная, со всех ног бежала домой. А вслед мне она кричала. – «Убивица! Проклинаю!» - Не помню, как я забежала в дом, и наткнулась прямо на бабушку. – «Что с тобой?» - испуганно спросила она. – «На тебе лица нет!» - «Там, там старуха!» - еле выговорила я. Наконец я, немного, успокоилась и рассказала бабушке про встречу со страшной старухой. Бабушка тоже побледнела, села на табуретку и долго молчала. Потом сказала: - «Эту старуху зовут Настасья. У неё помутнение рассудка. Она, как похоронила сына, так стала не в себе. Не обращай на неё внимания. Дома, когда я рассказала об этом матери, она тоже побледнела, и из глаз у неё полились слёзы. Больше она нас в деревню не отправляла.

      Время шло, Виталик вырос, и мы всей семьёй проводили его в армию. А вот из армии нам его вернули в цинковом гробу. Привезли его солдаты, похоронили, не открывая гроб, дали салют в небо. И всё! И нет Виталика! Говорят, погиб, на боевом посту защищая Родину. Мать почернела от горя, и всё твердила. – «Это моя вина. Я его убила!» - Мы ничего не понимали, почему она так говорит? Думали, что сошла с ума. Отцу тоже было плохо с сердцем. И скорая помощь не уезжала от нас.

      После похорон Виталика мать часто стала ходить в церковь, замаливать свои грехи. Так она объясняла свои поступки. А вскоре у отца случился инфаркт. С трудом он вернулся к жизни, но прожил после этого не долго, и умер. Мать опять винила во всём себя. Теперь она чаще стала ездить в деревню к брату. Ходила на могилы деда с бабкой, и к другим родственникам. И вот когда она стала совсем старой и немощной, она попросила нас свозить её на кладбище в деревню. У нас была уже машина, и мы с мужем повезли её туда. Она обошла все могилы родственников, как будто прощаясь со всеми. Около одной могилы она остановилась, молилась и просила прощения. Я посмотрела на фотографию, с неё смотрело приятное русское лицо солдата, с орденами и медалями на груди. Это лицо я видела впервые. И в семейном альбоме его тоже не было. – «Мама, а что это за родственник? Что-то я не припомню такого?» - спросила я. – «Это не родственник, это мой жених» - ответила она. – «Жених?» - удивилась я. Всю жизнь я думала, что женихом у неё был только папа. Но почему она вышла замуж не за него, а за отца? Ведь раз он похоронен на деревенском кладбище, значит, он вернулся с войны живым. – «Что же случилось с ним? Раз ты вышла замуж за папу, а не за него?» - спросила я. Мать долгим взглядом посмотрела на меня, помолчала, как бы                раздумывая, говорить мне или нет. Потом тяжело вздохнула и сказала: - «Это я виновата, что он тут лежит. Это я его убила!» - и на глазах у неё навернулись слёзы. Я взяла её под руку и повела к машине. Я была потрясена её признанием. Теперь я не сомневалась, что она расскажет мне всё, как это случилось. Прошло немного времени, и она рассказала мне свою историю.

      Жениха звали Петром, они вместе выросли, жили на одной улице, окончили школу. Хотели пожениться, но тут началась война. Его забрали на фронт. – «Ты береги там себя» - говорила мама, провожая его. – «Ты же ждать меня будешь, и я обязательно вернусь» - обещал он ей. Всю войну она его ждала. Ждала писем с фронта, и если не было писем, то бежала к его матери узнать, не пришла ли им весточка. Настасья, мать Петра, была довольна выбором сына, и тепло привечал будущую невестку. Вот наконец-то кончилась война, и с фронта стали приходить солдаты. Но Пётр написал,
 что их эшелоном везут на Восток, там нужно разгромить японца. Так, что встреча откладывается на неопределённое время.

      Но случилось непредвиденное. К соседям приехал племянник. Его после ранения выписали из госпиталя, и он приехал в деревню поправить здоровье, на парное молочко и свежий воздух. Это был мой отец. Он сразу приметил мою мать и влюбился в неё. Да и он тоже понравился ей. На танцульках, которые устраивала молодёжь, он стал оказывать ей внимание. Подружки сердились на неё. – «Варька у тебя есть уже жених, так, что этого оставь нам». Но мать, как с ума сошла. Она тоже влюбилась в отца. Теперь они не ходили на танцы, а уединялись и гуляли вдвоём. Домой она стала приходить с первыми петухами. Мать стала ругать её. – «Остепенись! А, как же Пётр? Что ты ему скажешь, когда он вернётся?»- Но ей уже было всё равно. Это были такие чувства, которые захлестнули её с головой, и она ни о чём не думала, и не хотела думать. Так пролетели два месяца. Ему нужно было возвращаться в город устраиваться на работу. Вот тут она опомнилась. Да и в деревне слухи о них дошли до Настасьи. При встрече с матерью она сказала: - « Что- же ты девонька делаешь? А, как же Петя? Он же в тебе души не чает. Что с ним будет? Когда он узнает, что ты ему изменила. Ты об этом подумала? На городского позарилась? А что он, городской-то, сегодня с тобой, а завтра его нет. Махнул хвостом, и оставил тебя с носом. А Петя, свой деревенский, и любит тебя, и надёжный. Из него хороший муж будет, и жить будешь, как у Христа за пазухой. Так, что подумай, пока не поздно!»

      Варя рассказала матери о разговоре с Настасьей. – «А ведь она права» - сказала ей мать. Не век он будет в деревне жить, уедет в свой город, а ты? Что ты делать будешь? Варвара разревелась, и призналась матери, что у неё, наверное, будет ребёнок от городского ухажёра. Мать всплеснула руками, и заголосила. – «Что же ты непутёвая наделала, а он-то хоть знает? Замуж тебя звал?» - «Нет, не знает и замуж не звал» - плача говорила мать. – «Ну вот, что. О ребёнке никому ни слова! Молчок! А ему обязательно скажи сегодня же. Не откладывай! Слышала я, соседка говорила, в город он собирается уезжать. Он должен знать о ребёнке».-
При встрече отец сказал, что уезжает в город, будет устраиваться на работу. – «А, как же я?» - спросила его мать. – «Я буду приезжать к тебе на выходные» - ответил он. Мама вспылила и сказала: - «Правду сказала тётка Настасья, про вас городских».- И она высказала ему всё, о чём ей говорила мать и тётка Настасья». – Он помрачнел и сказал: - «Значит, я у тебя был в запасных? Ты не знала, вернётся с фронта твой жених или нет. И на всякий случай гуляла со мной. А вот теперь он возвращается, и ты отталкиваешь меня. Не нужен, стал теперь. Конечно, свой деревенский милее». - Мать, не ожидавшая таких разговоров, расплакалась, и крикнула ему: - «Дурачок! Ведь у нас с тобой будет ребёнок»!» - И закрыв лицо руками, убежала прочь. Она не спала всю ночь. Всё тихонько плакала в подушку. На следующий день она узнала, что отец уехал в город. Мать, увидев её зарёванной с красными от слёз глазами, всё поняла и сказала: - «Если Пётр тебя очень любит, то простит, а о ребёнке никому пока не говори, может ты ещё ошиблась. Так бывает иногда, месячные задерживаются, а потом опять всё налаживается».

      А через три дня вернулся из армии Пётр. Их эшелон проехал полпути на Восток, японца там уже разгромили, и всех вернули домой. Настасья конечно рассказала ему, что Варька в это лето загуляла с приезжим городским парнем, но вовремя одумалась и прогнала его. И он уехал в город. Так, что ты не суди её строго. Ведь она всю войну, верно, тебя ждала.

      Пётр был счастлив, что кончилась война, он снова дома, жив и здоров. По русскому обычаю, встреча была с большим застольем. Петра с Варварой посадили в передний угол. Хмельные гости желали им счастья, детишек, и много чего ёщё. Только Варваре было не весело. Глядя на неё, Пётр думал. Наверное, казнится, что гуляла с городским парнем. И уединившись с ней, он сказал: - «Я всё знаю, но ты не переживай, я тебя ни в чём  не упрекну никогда. Ну, было и было, забудь!» - А, как забыть? Если под сердцем его ребёнок. Да и любит она его. Прошло две недели, и Пётр заговорил о свадьбе. Чего тянуть? Не первый год знаем друг друга. Мать сказала Варваре, что это хорошо. Ребёнок родится, и Пётр даже не поймет, чей это ребёнок. Её засватали и назначили день свадьбы. А за день до свадьбы приехал мой отец. Родственники сообщили ему, что Варвара выходит замуж за Петра. Он пришёл в дом к матери с одной целью, выяснить правду о ребёнке. Дедушка мой, как только узнал о ребёнке, разразился бранью. Ругал и жену и дочь. Иж, чего удумали? Обмануть фронтовика! Защитника Отечества! Чтоб ребёнок рос чужим в доме, когда у него есть родной отец! Мой отец, узнав правду, что у него действительно будет ребёнок, сказал матери: - «Варя, я же тебя люблю! И если ты любишь меня, то собирайся и уедем в город жить. Я устроился на работу. Родителям я всё объяснил. Так, что они ждут нас домой вместе. Решай сама, как тебе поступить». – «Чего решать-то?» - сердито сказал мой дедушка. – « У ребёнка должен быть родной отец! Ну и натворила ты, девка, делов!»- Собрали кое-какие пожитки. Дед на лошади отвёз их на железнодорожную станцию, и они уехали жить в город. Свекровь по-доброму встретила мою маму. Потом у них родился мой старший брат.

      А Пётр, узнав о бегстве невесты, напился, и не мог поверить, что Варвара так с ним поступила. – «Убью! Обоих убью!» - кричал он в пьяном угаре. –«Кого ты собрался убивать? Такого же фронтовика, как и ты? Он тоже прошёл всю войну и пришёл живым. Полюбил он твою Варвару и в этом его вина? Варвару убьёшь? Так ведь она мать, у неё должен быть от него ребёнок. Видимо она разлюбила тебя! А насильно мил не будешь!»- Так уговаривали его все родные и друзья. Пётр метался по дому, пил беспробудно. Потом пошёл в сарай, и пустил себе пулю в лоб из табельного пистолета. Хоронили его всей деревней. Вот тогда Настасья и тронулась умом и прокляла мою мать. Мама, узнав о смерти Петра, слегла в горячке. Думали, что родит мёртвого ребёнка, но всё обошлось.

      Годы шли, всё в семье у нас было хорошо. А бумеранг прилетел в виде цинкового гроба с Виталиком. Который тоже погиб от пули. Так, что бумеранг всегда возвращается. – «Я в это верю!» - закончила я свой рассказ.

                февраль 2018г.