54. Дрейф мезосистемы

Ник Пичугин
Проект "Ребенок"

Человек в молодости идет сразу во все стороны.
Личность возникает, когда возникает привязанность
к какому-то одному направлению.

    В. Пелевин. «Омон Ра»

    Человек похож на матрешку. Окружающим это только кажется, что они изучили все его привычки и повадки, недостатки и достоинства, желания и способности; что знают его как облупленного. Чем дольше знаком с человеком, тем он страньше. Никогда не знаешь, с какой стороны он перед тобой откроется. Проходит время – смотришь на него и вдруг понимаешь: да это же просто другой человек! А он тот же самый.
    Понять человека трудно, но можно. Потому что мир вокруг него тоже похож на матрешку. Самый первый взгляд, еще до пресловутых «одежек», может многое  рассказать. Как он  держится, как разговаривает, как молчит, как смотрит; его манеры, жесты, интонации – все это создает образ. Который неуловимо меняется, когда и если узнаешь его в отношениях с близкими и друзьями – а на это надо, как минимум, время. Но обманчиво не только первое впечатление, но и второе. По мере того как понимаешь, кто и за что его ценит, боится, презирает, надеется на него и избегает в различных компаниях и группах, включая рабочую и служебную обстановку, видишь его нового… Но человек познается не только по делам. Поэтому в обществе знакомых, полузнакомых и просто деловых встречных он снова преображается, – опять же, неуловимо. Мало кто способен на поступок или выходку, никто не любит высовываться – это неразумно и даже опасно. Узнать его взгляды на людей, на общество и его нравы – мнения, без которых нет личности, – можно только в разговорах «за жизнь». Но как бы ни был он откровенен, в этих разговорах он все равно не раскроется до конца, просто не сможет. Каждый человек со Вселенной наедине.
    Узнать человека трудно, но можно.

    Собственное тело – это первое, что осваивает и подчиняет себе, присваивает себе новорожденный разум. Первые шаги малыша мало напоминают движения взрослого человека, но сама индивидуальная суть, неуловимая аура шага и жеста, останется на всю жизнь. И если напрячь воображение…
    Потом маленький ребенок самовластно присваивает близких ему людей. Многие из них потом уйдут или отдалятся, отстраненные им. Но сама власть останется – как способ и образ личной жизни в кругу близких, который (круг) У. Бронфенбреннер назвал «микросистемой». Эта власть, это освоенное им умение закреплено в разуме, в его глубинной Куколке, которая полностью оформляется к семи годам – и  остается на всю жизнь как базис его личности.
    Инфантильная Куколка открывает перед ребенком многие «взрослые» возможности, главные из которых реализуются непосредственно в разуме, в глубинах воображения. Феноменология латентного возраста состоит в развивающемся умении произвольно строить отношения со сверстниками на основе эмоциональной симпатии и общих интересов.
    Все многообразие межличностных отношений, которые практикует взрослый человек, формируется именно в этом Возрасте и закрепляется в подростковой Монаде его разума к четырнадцати годам. Сфера межличностных отношений, которую У. Бронфенбреннер назвал «мезосистемой», со временем будет меняться; обновляться персонально и расширяться количественно, более или менее приближаясь к «числу Данбара» – 147 человек. Какие-то взаимоотношения будут угасать и ослабевать, с кем-то они будут завязываться и укрепляться (или тоже угасать), но сам психосоциальный объект уже сформировался развитием во Втором (7-14 лет) Возрасте.

    Надо ясно понимать, что «сферы Бронфенбреннера» существуют не в физическом пространстве, а в смысловом. Это потоки информации, соединяющие разумы этого мира не только друг с другом, но и с неодушевленными объектами, которые воспринимают эту информацию через действия над ними. Можно выделить пять концентрических сфер, в центре которых находится разум – и в своем развитии устанавливает иерархический режим динамического равновесия: 1. человек, его физическое тело (сома); 2. сфера личной жизни («микросистема»); 3. сфера межличностных отношений («мезосистема»); 4. Сфера всех человеческих отношений, включая социальные («экзосистема»); 5. сфера всего  непосредственного опыта, включая познавательный и эстетический – индивидуальная ноосфера человека («макросистема»).
    Такое разделение индивидуальной ноосферы человека – не формальный теоретический прием;  «сферы» имеют отчетливые границы одна внутри другой: личная жизнь – это особый вид межличностных отношений; а межличностные отношения – особый вид человеческих отношений вообще, они качественно отличаются от безличных социальных связей. Образование таких обособленных психосоциальных объектов («гештальтов») связано с фазовыми переходами между «эпигенетическими» (по Э. Эриксону) Возрастами.
    В этих гештальтах психика существенно различными способами образует информационный обмен – или, как говорил Г. Олпорт, выполняет свои различные «проприотические функции». А именно: мышление (в разуме); физиологическую адаптацию (в соме); бытовую адаптацию (в «микросистеме»); эмоциональную адаптацию (в «мезосистеме»); социальную адаптацию (в «экзосистеме»); духовную адаптацию (в «макросистеме»).

    По мнению К.Г. Юнга, каждую специфическую функцию разума («проприотическую» или нет) выполняет обособленная психическая структура. Именно следуя традиции Юнга, мы наделили проприотические гештальты разума соответствующими именами («архетипами»). Как «сферы Бронфенбреннера» помещаются одна в другой, так же и образуется иерархическая «матрешка» структур, отвечающих за обмен с этими сферами: Куколка в Монаде, Монада в Имаго – зрелом разуме, отвечающем за социальную адаптацию.
    Отношения человека с «окружающей средой» – это единый и неразрывный информационный поток, который только условно можно разделить на «нейроинформацию» (в разуме) и «социальную информацию» (в окружающей среде). По Г. Олпорту, «проприум» – это свойство каждого человека развиваться, взаимодействуя с внешним миром: как мир отражается в человеке, так и человек отражается в  нем. И ни один из этих процессов не является первичным; в том смысле, что они определяют друг друга и динамично коррелируются.

    Наиболее динамичный характер развитие имеет в первых трех «эпигенетических» Возрастах, когда формируются самые устойчивые и существенные структуры психики. Поэтому мы и ограничили проект "Ребенок" сроком 21 год. В частности, законы социального «дрейфа» его экзосистемы выходят за пределы проекта; как, впрочем, и вся социальная психология, и социальная информатика. Но «дрейф» начинается еще в процессе формирования экзосистемы – по тем же законам и по той же причине; а именно – психосоциальной («зеркальной») симметрии между психотипом человека и адекватной ему социальной нишей. Грубо говоря, это поиск среды обитания, подходящей образу жизни, к которому он стремится. 
    Так получилось, что У. Бронфенбреннер очень грамотно назвал свои сферы «системами». Потому что это действительно информационные системы; а человек их подсистема – зато центральная. Едва сформировавшись (в замкнутом режиме), они начинают интенсивный информационный обмен с «зоной хаоса» – окружающей их средой. Мы видели это на примере «мезосистемы»: ну, может, не вся она, а только внешняя ее оболочка – «персональная капсула» (еще подростковая) – начинает искать приключений в обществе. После формирования личного психотипа этот поиск становится осмысленным и произвольным. Все больше информации доходит до человека (и исходит от него), минуя подростковую капсулу – приватно (через семью) и индивидуально. Она… нет, не распадается, а – растворяется в этой информации. Найдя свой ролевой интерес в обществе («потребность в адекватности»), друзья отдаляются друг от друга в активном поиске окружения, адекватного их психотипу.
    Межличностные отношения теряют детскую эмоциональность, становятся более прагматичными, деловыми. Все большее значение имеет не сам по себе новый знакомый, а его окружение; среда, которую он представляет. Для каждой из них (и каждого из них) нужна своя маска, которая формируется в активном общении. Осознанно? Нет. Сознательно? Тоже нет. На грани животного чувства человек слышит зов – и ищет путь к нему. Сразу во все стороны.
     «Никогда не знаешь, как все обернется.» Он еще ничего не понимает, а его мезосистема уже смещается в нужном направлении. Молодой человек (или девушка) пока еще не может привести всю Вселенную в соответствие со своими желаниями и воззрениями; поэтому ограничивается преобразованием миропорядка непосредственно вокруг себя. Причем делает это пока единственным доступным способом: завязывая, поддерживая и развивая отношения – или пренебрегая ими. Это потом оказывается, что он (или она) «ищет свое место в жизни».

    Никогда не знаешь, как все обернется. Приемщица химчистки скоро станет твоей женой, а вузовский приятель – партнером по бизнесу. (Он потом кинет тебя через бедро, подставит на бабки, уводя свою долю.) Ваш персональный менеджер сфотографирует вас, выдаст стандартный пакет рекламной документации и кредитную карточку… и исчезнет из вашей жизни навсегда. Продавщица мороженого, водитель автобуса, разносчик пиццы… Бывший сослуживец, будущий сослуживец, клиент, заказчик…
    Друг, товарищ, приятель, знакомый… чужой человек из-за пределов мезосистемы. Не просто прохожий из толпы, а – попросивший закурить. В темной подворотне. Ничего личного, просто бизнес.
    Что ищет человек – свое место в жизни или себя? Это одно и то же?