В озере, а не в болоте! Рецензия на Жанну Райгород

Григорий Рейнгольд
В озеро, а не в болоте!
(Рецензия на рассказ Жанны Райгородской «Две берёзы в озере»)

Жанна Райгородская (http://www.proza.ru/avtor/rajzhanna) принадлежит к числу авторов, которые «выдают на гора» не очень большое количество сочинений, пишут неторопливо и вдумчиво. И произведения эти, как правило, относятся к не очень большим формам, в основном рассказы, редко повести. И между публикациями проходит немалое время, читатель успевает соскучиться в предвкушении новой встречи. И, прочтя, не остаётся равнодушным...
Здесь речь пойдёт о новом рассказе «Две берёзы у озера». Перед чтением данной рецензии следует ознакомиться с самим произведением:
http://www.proza.ru/2018/02/25/1293
Что считаю необходимым отметить? Главная героиня, педагог-логопед Нина Егоровна, появилась в данном рассказе не первый раз. Она фигурирует в «Дне открытий», «Человеке играющем», «40 плюс». Чуть было, не приписал сюда «День социального педагога» и «На улице Полярной», но вспомнил, что там героинь зовут иначе.
И так, перед нами средних лет женщина-педагог. И предстаёт перед нами она в трёх ипостасях.
С одной стороны, это не просто педагог, а педагог одной из самых трудных специализаций. Педагог, работающий с ребятишками, которым с рождения не повезло в жизни. Не повезло с родителями (по крайней мере, большинству), не повезло со здоровьем, не повезло с окружением. Это дети с дефектами речи, с умственной отсталостью. Просто педагогически запущенные дети. И, видя постоянно вокруг себя столько горя, горя непоправимого, можно горе это не принимать близко к сердцу, не переживать за каждую судьбу, очерстветь душой и просто тянуть служебную лямку. Просто сказать себе: «я тут не причём, моей вины тут нет, и пусть они все идут со своими проблемами куда подальше». Но Нина Егоровна так не может. В каждом отдельном случае она пытается помочь, что-то сделать, хоть как-то улучшить безнадёжное положение, вселить надежду на лучшее... И, принимая на себя чужие невзгоды, она себя не жалеет... И во многих случаях действительно помогает больным детям и их родителям. Но, согласно всемирному Закону Сохранения, ничто никуда не исчезает просто так. Если где-то чего-то негативного убавилось, то где-то неизбежно прибавилось... Прибавилось в душе педагога, в его ауре.
А что с другой стороны? С другой стороны героиня обделена простым человеческим счастьем. Отдав всю жизнь работе, не смогла создать семью. Как-то не попался на жизненном пути настоящий мужчина, достойный её. Рыцарь, Воин. Смелый, добрый, умный и благородный. Так бывает.
Особенно, если вспомнить, что это за поколение, к которому Нина относится. Поколение тех, кому за 40.
Это, как принято говорить, потерянное российское поколение. Это те, кто, будучи совсем в молодом возрасте, приняли на себя главный удар новейшей российской истории. Люди, попавшие под паровоз этой истории. Оказавшись в непонятной жизни начала 90-х, это поколение дало стране сотни тысяч бандитов и наркоманов, активных участников межнациональных вооружённых конфликтов на постсоветском пространстве. Многие из которых не дожили и до тридцати.
Стоит побывать на любом российском кладбище, и мы увидим немало могил умерших от наркотиков, застреленных в разборках, покончивших самоубийством. Погибших на локальных войнах...
А большинство тех, кто избежал самой тяжёлой участи, либо не получили образования, либо работали не по специальности, начинали бизнес и разорялись, лишались жилья и семьи. Многие мужчины этого поколения так и не достигли такого материального уровня, который позволил бы им завести семью. Многим это не позволило здоровье, которое не удалось сохранить в эти годы. Здоровье физическое и духовное. А многие, поддавшись новейшим иноземным веяниям, обратили взор свой не на представительниц противоположного пола, а на...
Впрочем, я отвлёкся, но ясно, что в целом, жизнь у этого поколения не задалась.
Возможно, мне скажут, что сравнение, которое я сейчас приведу некорректно. Преувеличено. Но все сравнения хромают. Напрашивается некоторая аналогия между теми, кто попал на Великую отечественную войну совсем молодыми и теми, кто совсем молодыми встретил утро Новой России. И те, и другие оказались практически не готовы, получали навыки прямо на войне (каждый на своей), и пострадали больше всех. 
И, когда страна наша, наконец, заживёт хорошо, когда большинство народа получит заслуженные плоды от рыночной экономики, демократии, свободы и прочее, вспомним мы о них. И признаем, что страна принесла их в жертву, и попросим прощения у тех, кто выжил и выстоял...
И, что характерно, значительная часть представителей этого поколения, мужчин и женщин, не устроили свою судьбу. И наша героиня не исключение.
И ещё одно обстоятельство омрачает Нину. Она, единственный ребёнок, живёт с матерью. Они очень любят друг друга, жалеют, помогают...
Но! Как это часто бывает в подобных случаях, плохо они друг друга понимают. Мать, из самых благих побуждений, пыталась диктовать свою волю дочери в детстве и подростковом возрасте. И в молодости. По крайней мере, Нина так считает. Она, мать, хотела добра. Но строгость эта, этот диктат, впрок не пошли, и результат не совпал с целью. Дочь считает, что строгость эта была больше ханжеством. Считает виновной мать, а та отвечает взаимностью. И разлад этот тяготит их обеих, и пытаются они его преодолеть... Но как-то не очень получается. Это во-вторых.
Но есть ещё и третья сущность героини. Воспарив от забот и тягостей, рабочих и личных, она занялась творчеством. Литературным творчеством. И это сделалось настоящей отдушиной. Кстати, и мать занимается творчеством, она художник-живописец. Две творческие незаурядные личности. В одной семье...
Мы не можем определённо  составить мнение о Нине Егоровне, как о писателе, но знаем, что в числе прочих она увлечена исторической темой, темой отношений России с Польшей. Отношений столь же сложных, драматичных и неоднозначных, как и отношения матери с дочерью. Отношений, где каждая сторона считает себя правой...
Всё вышеперечисленное я привёл единственно для того, чтобы стало понятно жизнеощущение Нины.
И вот, она идёт по тихому окраинному уголку родного города, где бывает редко, не каждый год. И каждое посещение этого места оставило важный след в её жизни. Первый раз она, молодая выпускница педвуза, ищёт работу по своей нелёгкой специальности. Она полна надежд, несмотря на лихие годы. А последний раз идёт умудрённый жизнью, отчасти и побитый ей человек. Но человек этот не разочаровался в жизни, не озлобился, не очерствел. И тут вступают в действие ещё две героини рассказа.
Две берёзы. Как я понял, в первый раз это были два дерева, зрелые и полные сил. И росли они на хорошем месте. Но низина, где они находились, оказалась подтопленной. Сейчас они стоят в воде. Как это могло произойти? Грунтовые воды поднялись, забил новый родник, сделали насыпь для дороги, и забыли положить трубу для стока воды? Или, что-то ещё. Но это уже и неважно. Важно, что жизнь у этих двух берёз, ох как несладка. Дерево-то «сухопутное». И, оказавшись в  воде, оно постепенно прекратит рост, начнёт чахнуть...
Впрочем, процесс этот долгий, и сдаваться они не собираются, они ещё повоюют. А раз не сдаются две берёзы, то и людям сам Бог велел терпеть и бороться, пытаться хоть немного улучшить этот мир. А если и не улучшить, то не допустить ухудшения.
И Нина, вспомнив о матери-художнице, фотографирует деревья, чтоб та могла написать пейзаж.
Что ещё хочется отметить? Чтение произведений такого рода — труд. Надо проникнуться миром героев, попробовать, хоть немного побыть на их месте, почувствовать их боль, как свою. Хоть немного потратить свои душевные силы. И неизбежно принять на себя часть негатива. Опять действует Закон Сохранения. Стоит ли это делать? Каждый решает за себя.
Но, всё-таки, это непростое произведение внушает мне, скорей, оптимизм. Он в самом названии, «Две берёзы в озере». В озере, а не в болоте!