Мы из крестьян...

Любовь Матвеева-Поротикова
          "Пашню пашут, так руками не машут" (русск. пог.)

         Разговариваю со случайным знакомым, сильно пожилым человеком - Назаровым  Сергеем Ильичом. Рассказывает он.
          Родился 23 сентября 1907 года в г. Петропавловске на улице Крепостная, 25. Отец – Илья Андреевич Назаров, мать – Евгения Ивановна, в девичестве  Ососкова (её мать в Асаново забодал бык, а отец был – Иван Иванович Ососков, крестьянин). В семье отца - Назарова Ильи, родились девять детей:
1. Николай 1897 года рождения, попал в плен к немцам, где работал на золотом прииске, вернулся в Петропавловск живой, работал на пимокатной фабрике, в 1922 году умер от тифа.
2. Иван 1899 г. р. Поехал помочь брату, а там холера. («Брату ехидная соседка  напустила болезнь»- рассказал Сергей Ильич), заболел, вернулся домой и умер, тоже в 1922 году.
3. Василий 1901 г.р. Воевал в Первую Мировую. Однажды на них двоих вышел немецкий танк. Друг умер от страха, а  Василий выстрелил в танк, но не попал. Однако танк развернулся и ушёл. Что-то с парнем стало не так. Однажды командир ему говорит: «Назаров, едь  орден получи».  Василий поехал за орденом в ставку, но попал в невропатологический диспансер - «крыша поехала» от пережитого стресса. Командовал в больнице врачами, как боевой командир. Видимо, это было временное помутнение, потому что в дальнейшем он женился, у него родились Надя и Володя. Умер в 1977 году.
4. Полина 1903 г.р., родила Сашу и Володю, прожила большую жизнь.
5. Алексей 1905 г.р. Участник войны - инвалид, родил пять детей, одну из них Любой звали. "Жена была плохая, самолюбка, не берегла мужа, и он умер в 1965 году от белокровия" - так вспоминает Сергей Ильич.
6. Сергей 1907 г.р., дочери Валя и Зоя, у Зои сын Юра от первого брака, потом родился ребёнок во втором браке, и ещё один – в третьем.
7. Зоя 1910 г.р., родила Славу Кочкина, он был инвалидом, но работал на заводе Кирова. Зоя прожила большую жизнь, умерла от сахарного диабета.
8. Мария 1912 г.р.,   родила трёх детей, прожила большую жизнь.
9. Вениамин, 1919 г.р., двое детей.
        Илья Андреевич Назаров, отец моего собеседника, 1885 г.р., был небольшого роста, коренастый, переселенец из России. Прибыл с родителями в 1893 году, а земли, лес, все угодья давались только казакам. Эти же были крестьянами по званию, и им не полагалось ничего, они должны были арендовать землю у казаков. 11 семей из Самары арендовали пашни у казаков за Асаново (3 км от села).
           Итак, Сергей уже родился в семье Ильи Андреевича в г. Петропавловске, на улице Крепостная, 25. Помнит, как началась Первая Мировая война 1914 года – 22 июля был хороший, ясный день. Запомнились женщины, которые ходили, собирали помощь народа для фронта. Кто давал не меньше трёх копеек, получал жетон. Было в их семье шесть парней и три дочери. Потом стали поступать пленные немцы в Петропавловск. Жили они и в старой крепости, неподалёку.

           «В 1914-15-16 г.г. я помогал дедушке на пашне  - материному отцу Ивану Ивановичу Ососкову, который продолжал жить под Асаново, - рассказывает Сергей Ильич. - В это время мне было 7 лет. Однажды в поле приезжает есаул Грязнов от казаков, у которых мы арендовали землю, из села Плоское, начинает нас притеснять, грубости говорить: «уходите, когда вы отсюда уберётесь? А то пустим вам красного петуха!» Когда он уехал, я спрашиваю деда: «А что такое красный петух»? (Так вот как – власти употребляли казаков, чтобы осуществлять свою власть над народом! Потому и давались им привилегии!)
           Куда нам идти? Везде гонят. Было это накануне появления Колчака.  При Колчаке страшно было, кто не хотел в Белую армию идти, живыми в землю закапывали! Помню, к нам приходил высокий, стройный военный, колчаковец, садился, высматривал  всё. Достанет наган, и крутит его в руках… А мне двенадцатый год… Военный ждал наших ребят, братьев – они прятались от мобилизации. Хотел завербовать их или расстрелять! Но никого не дождался, ушёл ни с чем. Тогда в соседней деревне 14 человек молодых ребят живыми в землю закопали за то, что не хотели воевать в колчаковской армии.
             Потом наступила Советская власть, и радость – Колчак прошёл! Землю дадут! Эти 11 семей прибыли из Акмолинской области, но их продолжали притеснять казаки, и они  подались за 150 км в степь, в Кундукуль. Это название казахского посёлка, который находится среди казахского мелкосопочника (где Ишим начинается). Остальные прибившиеся к ним люди – кто куда. Некоторые - в Кубыш (сейчас называется Плюшкино), 60 км от города Петропавловска.
           Только в 1923 году деду всё же приписали землю – приехал землемер наводить порядок. Я помню, как ходил один мужик с лентой, обмерял, а землемер вёл аппарат. Выдали деду участок земли за Асановым, 5 км, на Кисельном озере. Выписали ордер и на лес – мои родители к тому времени в городе жили.
             Везли мы с собой в лес, помню,  два топора, пилу, и почему-то опять тот же Грязнов к нам придирался – наверное, начальником каким-то стал – на коне, с плетью! А мне уже 16 лет. Отец робеет, а я Грязнову говорю: «Давай, дядя, дуй отсюда!»  Времена-то уже другие были! Тогда мы целый воз леса нарубили на постройку двухкомнатного дома, привезли в город, построили – на улице Крепостной 25.
             Родители были очень простые, доверчивые. Всех кормили, пускали ночевать, даже жить. Помню, один калмык жил, два чужих дедушки, мы к этому относились спокойно. Дед Никандр родных не имел, безродный, кое-как кормился на барахолке, пил водку, день где-то проводил, а спать приходил к нам. Шутливый такой был, весёлый! С Венькой-маленьким, родившимся при Колчаке в 19-м году, бывало, занимался, помогал. За семьдесят ему уже было, ветеран Германской войны, в 30-м году его похоронили.
              Другой дед, с Сенной волости(?),  фамилия его была Гриб, когда ушёл к себе в Сенное, унёс две пары валенок. После отец выбрал время вернуть валенки, они уже были изношены. Вот так, по нескольку человек жили… И в других хатах пускали… Время было тяжёлое, голодное, а люди добрые были, помогали друг другу.
               До 1927 года я с дедом и отцом занимался сельским хозяйством, землю в Асваново мы не бросали. Тяжело! Бывало – дождь,  отец с лукошком рассеивает семена, а я бороню. А до этого же надо было вспахать! «Ох, тяжёлый это – крестьянский труд!» - думаю я. И говорю отцу:
               - Тятя, я не хочу этим заниматься! Тяжело!
               - Давай ещё годик!
               И в 1927 году я отвёл посевную, и пошёл наниматься на железную дорогу, ремонтным рабочим, в Асаново же. Кушать мне носила сестра Зоя. Четыре месяца проработал, комсомольцем стал, стараюсь, книжки читаю по железнодорожным делам, азбуку Морзе выучил - стрелочники нужны, ещё помощники на станции. А я боюсь! Вдруг стрелку не туда переведу? Чувствую – не получится из меня железнодорожник!
               И, не снявшись с комсомольского учёта, уехал в Петропавловск,  стал ходить на биржу труда. Однажды пришёл, нас спрашивают: «Кто пойдёт работать в кузницу на Петропавловский механический завод?» - будущий завод Ленина, он тогда около парка находился. Я поднял руку. Так 25 ноября 1929 года я пошёл на завод молотобойцем, проработал там 1930, 31й год, до прораба дошёл. 
               А потом как-то напился холодной воды со льдом – в кузнице-то – и получил ринит – атрофию носоглотки. Летом мне дали отпуск, отдохнул на Пёстром, в Доме отдыха. Брат говорит – а он был цеховым секретарём заводской партячейки  – «Ты пока не выходи на работу, что-то там решают, куда тебя перевести». И из молотобойцев меня перевели в цех – стружку выносить, уголь возить – тогда у нас ещё паровик был. А врач мне запретил загрязнённым воздухом дышать. Начальник был Чернобай, я просил его сменить мне работу. А секретарь заводской партячейки  Бобошин говорит, мол, пусть учится на станочника. Станки болторезные, строгальные, выучился я и сдал я на третий разряд, станины строгал.
             В это время появилась статья Сталина «Головокружение от успехов». И однажды спрашивают меня:
             - Назаров, ты почему корову не сдаёшь государству? Ты знаешь, что вышел закон Сталина: «Не иметь живности»?
             Я малограмотный, а думаю: «Что за Советская власть? Последнюю корову отбирают! Кому будет плохо, если я выпью молочка, брат выпьет? Детей-то в семье много было.»  Расстались мы с коровой, а тут и отец умер – в 1933 году.
              Потом я работал рабочим сцены в Драмтеатре. Ездили мы с гастролями в Джеты-Гора, Омск, Акмолинск. Артисты – и мы тоже – жили очень плохо, денег не давали. Директором театра  в то время был Сухомлинов. Пошёл я тогда продавцом книг на рынок – он находился там, где сейчас 2-я школа стоит.   
               Хорошо – от дома недалеко, и работа не пыльная. Только вот незадача – то недостаток денег, то излишек образуется. Иван Михайлович Рулимов был мой начальник. Однажды у меня не хватило 25 рублей, их высчитали из зарплаты. А это большие деньги! Я обиделся, и ушёл на другую работу. Много мест работы сменил! Одно время пивом торговал. Человек я покладистый, не скандальный, никому замечаний не делал, помогал. Упадёт пьяный – я ему помогу, не упрекаю.          
              Женился-то я ещё в 1931 году. С Натальей Савельевной  встретился на танцплощадке, в парке. От неё у меня две дочки. Одна, Валя, умерла от поноса двух лет. Другая, Зоя, родилась в 1934 году. С Натальей я жил до 1935 года. Она работала в ларьке на перроне, мы там работали с ней по очереди, получали 300 рублей в месяц. Однажды у неё получилась растрата на 300 рублей, да ещё схлестнулась моя жена с милиционером. Ушёл я от неё!
            В 1937 году встретил я Гликерию Александровну Бабкину. У неё было две дочки, а работала она в Смирновском совхозе. С ней и жил сорок лет…
Она была интересный человек.
       Родилась в Иваново, была ткачихой, к ним на фабрику Ленин приезжал выступать. Она видит - у него пуговица оборвалась, говорит - "Давайте, я вам пришью пуговку". Он снял пиджак, протянул ей, она пришила. Близко видела и разговаривала с ним. Простой человек был с простыми людьми!Об этой встрече она рассказывала в школах нашего города - её приглашали на встречи с пионерами и комсомольцами.
       После её смерти женился ещё два раза, и всех пережил. Может, потому, что здоровой жизнью жил - водку пил по праздникам. ежедневно делал зарядку, здорово питался - с вечера нарежу чёрный хлеб кусочками, чтобы зачерствел до утра, утром нажму на них чеснока, и ем. Мне, который хорошо помнил голодные годы, кажется очень вкусно! Также ежедневно размачиваю курагу, изюм.
             - В бога я и верю, и не верю. Знаю несколько молитв, которым меня ещё дедушка учил, - рассказывает он.
              Участник войны – воевал на Дальнем Востоке, в Манчжурии. А позже - пенсионер, ещё с 1967 года. Умер в 2005 году...

            Я держу в руках ветхие документы. Вот Свидетельство о рождении Назарова Сергея Ильича - выписано аж в 1907 году! Зарегистрировано в Крепостной церкви!Так раньше полагалось...
            Вот Военный билет за номером 259519. Солдат, потом - ефрейтор. Военная специальность - наблюдатель и разведчик войск ПВО, авиасигнальщик.Гражданская специальность - слесарь 3 разряда.
            Вот Красноармейская книжка - окончил 4 класса, получил обмундирование:шапка зимняя -1 шт., шинель - 1 шт., гимнастёрка - 1 шт., телогрейка ватная - 1 шт.,шаровары ватные - 1 шт., рубаха нательная 2 шт.,Кальсоны -2 шт.,полотенце - 1 шт.,портянки зимние -2 шт.,перчатки тёплые - 1 пара, ботинки 1 пара,обмотки - 1 пара., ремень поясной 1 шт.,ремень брючный -1 шт.,вещмешок - 1 шт.,котелок - 1 шт.
            Получил - и пошёл на японца! Наград не имеет...
            Я смотрю на фотографии - скромный человек, красивый мужчина, мужественный воин, достойный гражданин...
              Прожил почти сто лет, похоронен Юрием, внуком, сыном Зои, который тоже недавно стал пенсионером…

              Вот думаю - у Ильи Андреевича Назарова, жившего "плохо" при царе, родилось девять детей и почти двадцать внуков. У Сергея Ильича, жившего "хорошо" при Советской власти - выжил один ребёнок и один внук. Этот внук - Юрий Назаров, немного поправил демографическую ситуацию семьи - у него четверо детей и четыре внука, живущие уже в новой социальной формации - так называемой "демократии". Пожелаем Юрию стать таким же достойным гражданином и долгожителем, каким был его дед! 
              На фото семья второй жены Сергея Ильича - Гликерии, тоже переселенцев.Она вверху - первая слева, с бусами.22 мая 1931 года, г. Кокчетав.