Вундеркинды, дети индиго и обычные гении

Ольга Сафарова
 
Затеплилась вдруг у меня идея написать рассказ в жанре киберпанк, придумала сюжет и взялась за дело. А надо сказать, любезные читатели, и это широко известно в узких кругах, -  я досконально проверяю и перепроверяю все фактические данные, что упоминаются  в моих текстах по ходу сюжета.  Для рассказа мне понадобилось найти в истории человечества гения  с самым высоким IQ, и я его нашла, стала копаться в материале и обнаружила так много интересного, что получилась эта статья.
  Итак, IQ 300 –это был  Уильям Джеймс Сидис. Он родился 1 апреля 1898 года в городе Нью-Йорке, в семье русских евреев-эмигрантов. Родители Уильяма — Борис и Сара Сидис были интеллектуалами и  в своих областях достаточно выдающимися специалистами. Борис Сидис, автор  много книг, преподавал в Гарвардском Университете психологию. Он основал такое направление, как психопатология, занимался вопросами гипноза и групповой психотерапии, его главная книга - «Психология внушения», которая и по сей день актуальна. Борис был полиглотом и смог привить это качество Уильяму в раннем возрасте.
 Сара Сидис была доктором, однако, бросив свою карьеру, отдала все свои силы воспитанию Уильяма. Используя свои собственные методы, в том числе, – изучение алфавита под гипнозом, родители добились того, что в полтора года Уильям читал газету. Родители ребенка хотели сделать из него выдающегося гения -  и сделали. Но гения ли!? Судите сами: -  Уильям научился писать к первому году жизни. На четвертом году жизни прочел Гомера в оригинале. В шесть лет изучил аристотелевскую логику. Между 4 и 8 годами написал 4 книги, включая монографию по анатомии. А в 6 лет Уильям стал атеистом, оставаясь им всю оставшуюся жизнь.
 В семь лет сдал экзамен Гарвардской медицинской школы по анатомии. К 8 годам Уильям знал 8 языков - английский, латынь, греческий, русский, иврит, французский, немецкий и еще один, который он изобрел сам, свой собственный, ни на какой не похожий язык, назвал его Вендергуд и описал его в книге «Книга Вендергуда». В десять лет он решил, что сексуальные отношения ему не нужны и решил развивать себя интеллектуально. Всю свою взрослую жизнь он проработал обычным бухгалтером, одевался как сельчанин. Мания преследования журналистами заставляла его постоянно менять место работы и жить, не выделяясь от других.. В зрелой жизни Уильям свободно владел 40 языками, а, по утверждениям некоторых авторов, это число достигало 200. В 11 лет Сидис поступил в Гарвардский университет и вскоре уже читал лекции в математическом клубе Гарварда, что вызвало негативную реакцию студентов: - им было как-то обидно и противно, что их поучает неуклюжий мальчишка младше их на 5-6 лет. Сидис окончил Гарвард с отличием в 16 лет.
.  Сидис в 1930 году получил патент на бессменный бесконечный календарь, принимавший во внимание високосные годы.  Всю свою жизнь он прятался от журналистов и занимался обычной бухгалтерской работой, не пользуясь своими уникальными математическими способностями. Он осваивал самые простые специальности, клерка и бухгалтера, каждый раз меняя место работы, когда всплывала его известность математического гения. Однажды он сказал: «Мне становится плохо от одного вида математической формулы. Всё, что я хочу делать, делает счётная машинка. Но они не оставляют меня в покое!». Он написал «Руководство по коллекционированию железнодорожных билетов», в котором  кропотливо описывает это своё хобби. Ещё Сидис написал под псевдонимом «Франк Фалупа книгу «Племена и штаты», где он приводит «убедительные» доказательства того, что политическая система США находится под громадным влиянием демократических принципов федерализма индейцев племени пенакок. Уничижительная статья о Сидисе  появилась в журнале «Нью-Йоркер» в 1937 году под названием «Первоапрельский — дурак»  (он же родился 1-го апреля!). В ней высмеивалось всё, начиная от увлечений Сидиса и кончая его физическими данными. 
    Итог жизни: самый умный человек планеты Земля – У.Д. Сидис посвятил себя своему единственному хобби — коллекционированию железнодорожных билетов. И для этого надо было в полтора года читать газету, в 6 лет изобрести свой язык и пр. и др. ( смотрите выше по тексту!). Уильям Джеймс Сидис умер в 1944 году от кровоизлияния в мозг; его отец Борис тоже скончался от кровоизлияния в мозг ещё в 1923 году.
  А вот человек, который  никак не был вундеркиндом и учиться-то систематически начал в 19 лет. Ну, вы, наверное, догадались? Да, это Михаил Васильевич Ломоносов, великий русский учёный-энциклопедист, первый российский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики и много чего ещё. Он родился 19 ноября 1711 г. в деревне Мишанинской Холмогорского уезда Архангельской губернии в семье свободного зажиточного крестьянина-помора Василия Дорофеевича и Елены Ивановны Ломоносовых.  Мать его рано умерла, отец женился еще несколько раз. Вместе с отцом мальчик не раз выходил в море и впоследствии по памяти смог начертить карту родных мест с указанием мелей и глубин. Овладев грамотой, он перечитал всю доступную тогда литературу, в том числе «Арифметику» Магницкого. Дальше, любезные читатели, вы и сами всё знаете: - и про рыбный обоз, и  про Славяно-греко-латинскую академию, про то, что добившись выдающихся успехов, он был переведен в Академический университет в Санкт-Петербурге….И стал тем, кем стал…
   И ещё один наш не вундеркинд - Дмитрий Иванович Виноградов изобретатель русского фарфора. Он родился в Суздале, в семье протопопа и ключаря городского  Богородице-Рождественского кафедрального собора . О детстве Дмитрия известно очень мало, даже год его рождения не установлен точно — 1717 или 1720. Примерно в 1730-33 гг состоялась первая встреча еще весьма юного Дмитрия (не старше 13 лет) и молодого девятнадцатилетнего Михайло Ломоносова. Они стали хорошими друзьями, несмотря на большую разницу в возрасте и в характере - Ломоносов отличался более строгим и серьезным, Виноградов имел легкий и очень веселый характер, в детстве был очень склонен к забавам и проказам, но любил науку и желал потрудиться во славу России, ничуть не меньше чем его более известный друг. С Ломоносовым они учились вместе в Академии в Москве и вместе в числе 12 наиболее одаренных ее студентов были направлены для дальнейшего обучения в Санкт-Петербург, в 1735 году.
    Неизвестно, конечно, их IQ, но какие-то сами умники прикинули-подсчитали, что этот показатель у Ломоносова ( так же у Эйнштейна и Леонардо Да Винчи) – был в пределах от 190 до 250.
   Вообще-то диапазон нормы при прохождении теста Айзенка  таков: Средние люди - 85-115 баллов. Набравшие 115-125 обладают уровнем интеллекта выше нормы, 125-135 – обладают высоким уровнем интеллекта, более 135 - гениальны. А людей с IQ меньше 70 часто причисляют к умственно отсталым.
   А вот Натан Леопольд (1904-1971) психопат и убийца был настоящим вундеркиндом с IQ 210. Его преступления послужили вдохновением для Альфреда Хичкока, создавшего на основе события фильм «Верёвка» (Считающийся одним из лучших в фильмографии именитого режиссёра).
   Ну, и чисто для «развлекухи» -  некоторые из ныне живущих  «умников»:
Мэрилин вос Савант (Marilyn vos Savant), американская писательница, драматург и журналист IQ=228  - (и зачем ей! О.С. )
     Дольф Лундгрен (Dolph Lundgren), шведский актер, режиссер, сценарист и продюсер IQ=160 – (а сколько абсолютно малограмотных актёров было гениальными! О.С.)
       Надежда Камукова. Её IQ составляет 200 пунктов. Надежда родилась в Москве и на протяжении всей своей профессорской карьеры заявляла, что своим успехом обязана семье и стране. Надежда знает 7 языков и более 40 диалектов. На данный момент она преподаёт в Турции. – ( и кто её вообще знает! О.С.)
     Гарри Каспаров, (всем хорошо известный, в том числе своими экстравагантными и спорными историческими «теориями»), его IQ 190. – ( а сколько есть известных шахматистов и не таких «умных»! О.С.)
   Тут невольно задумаешься, что лучше: - быть середнячком или гением с понтами и  амбициями…
Сегодня наука выделяет пять категорий одаренных детей:
«Яркий», просветленный: IQ выше 115, или 1 из шести детей, (17%)
Умеренно одаренный: IQ выше 130, или 1 из 50 детей, (2%)
Высоко одаренный: IQ выше 145, или 1 из 1000 детей, (0,1%)
Исключительно одаренный: IQ выше 160, или 1 из 30 000 детей (0,003%)
Необычайно одаренный: IQ выше 175, или 1 из 3 миллионов детей (0,00003%)
  Как там было с IQ у великого Моцарта неизвестно, но он писал музыку и выступал с концертами с трех лет.  В 11 лет поступил в Московский университет А. С. Грибоедов, в 13 лет стал студентом выдающийся физик Л. Д. Ландау, художник Карл Брюллов поступил в Академию художеств девяти лет, а Александр Иванов в одиннадцать. Эдисон свои первые изобретения сделал подростком.
    Теперь же раннему развитию детей мы склонны удивляться, наивно полагая, что оно обусловлено какими-то необыкновенными свойствами, задатками, присущими только современным детям. Но, как справедливо заметил историк и писатель Н. Эйдельман, это было и в прошлом. «...Кто же тогда семнадцатилетние офицеры, литераторы, двадцатилетние генералы? – резонно спрашивает он. Или (на другом общественном полюсе) – шестнадцатилетние – восемнадцатилетние крестьянские отцы и матери семейств?.. Пик способностей, который, как выяснила современная наука, относится к двенадцати, четырнадцати годам, был, выходит, максимально близок к пику социальному, что имело последствия разнообразные, но преимущественно благие...»
    Но это примеры людей состоявшихся, чаще судьба вундеркиндов оказывается печальной и трагичной, особенно в том случае, когда пресса проявляет к их персонам повышенный интерес. (Вспомните, как в 1937 ещё году пресса травила бедного Сидиса). Многие не выдерживают испытания славой, но чаще всего не справляются с грузом ответственности перед завышенными ожиданиями родителей и общества. «Синдром бывшего вундеркинда» – так психологи называют специфический невроз, который выражается в болезненном самолюбии, желании постоянно демонстрировать свои способности, непрерывно самоутверждаться.
   Вот пример нереализованных ожиданий: - Сергей Резниченко, он покончил с собой, выбросившись из окна, в феврале 2011; ему было 18 лет. Читать этот юный феномен научился в три года, считать – еще раньше – в два.К семи годам он знал таблицу Менделеева, прочел четырехтомную эпопею Л. Н. Толстого «Война и мир». Учеба в школе оказалась для него легкой прогулкой. Сергей владел несколькими языками, был призером множества олимпиад по самым разным предметам. Преподаватели опасались вызывать интеллектуального супермена к доске, потому что знания его по предмету были полнее и глубже учительских.
    А вот, может быть, вы помните, как в  середине восьмидесятых во всех СМИ трубили про семерых детей Никитиных, родители которых создали альтернативную советской систему воспитания и образования детей. Разумеется, дети были «гениальны», некоторые из них даже поступили в МГУ в четырнадцатилетнем возрасте. Активно обсуждалась методика воспитания гениев. Пример этой семьи использовался как аргумент или контр аргумент в общественных и академических баталиях, писались статьи, выходили книги, как самого Никитина, так и о нем. С тех пор о детях Никитиных ни слуху, ни духу.
   Настоящая мода на вундеркиндов появилась в СССР в середине восьмидесятых и примерно одновременно с модой на барабашек. В 1984 году вышла книжка Ники Турбиной «Черновик». Считается, что открыл восьмилетнюю поэтессу Евгений Евтушенко. Дуэт Турбина и Евтушенко часто показывали по телевизору: маленькая девочка сидела на высоком стуле, болтала ножками и умилительно выговаривала словосочетание «мое творчество», а Евгений Александрович говорил о ней «этот поэт». Шумиха вокруг Ники была приличная. Года через полтора страсти по Турбиной поутихли, и только иногда ее имя выныривало в списках поэтических конкурсов. Еще через год ее имя было забыто.
Потом Ника напомнила о себе только в 1997 году. После того как стало известно, что она предприняла попытку самоубийства и выпрыгнула из окна. Тогда Турбину откачали. Стали выясняться подробности. Всплыла история с ее замужеством за 76-летним швейцарцем, вспомнилось, что последние несколько лет она принимала наркотики. Поговорили, повздыхали и умолкли.
      Алексея Султанова, родившегося в 1970, все называли юным Моцартом и пророчили ему головокружительный успех. Впервые мальчик коснулся клавиш в год. С двух он мог играть простые мелодии, с пяти – сочинять собственные произведения. В возрасте 32 лет он перенес сразу пять приступов. Гениальный пианист ослеп на один глаз, его частично парализовало. С большим трудом он частично восстановился, но прожил после этого всего  4 года. С тех пор прошло много лет. Можно подводить итоги советского вундеркинд-бума. Покончила с собой Ника Турбина, имя Алины Витухновской ассоциируется скорее со словом «наркотики» чем со словом «стихи», почти ничего не известно про судьбу Полины Осетинской, никто не помнит девочку и полиглота Иру Ефимцеву и химика и изобретателя Павлика Потехина. Больше всего повезло Жене Кисину. Преподаватели и родители вовремя сообразили, что молодому человеку ранняя известность пойдет во вред, и увезли от греха подальше в Англию, где он и оттачивал свое исполнительское мастерство. В итоге Кисин уже молодым человеком стал известным во всем мире пианистом, а сейчас мы его видим на ТВ в жюри конкурса «Синяя птица».
        А вот ещё один из вундеркиндов, сумевший стать успешным во взрослой жизни, это Савелий Косенко – одаренный физик, ставший первокурсником московского технического вуза в 11 лет. В том же возрасте ребенок написал учебник по физике и попал в Книгу рекордов Гиннесса. Институт Савелий с успехом окончил в 16 лет. Возможности «с ветерком» пронестись по всем этапам обучения он, в первую очередь, обязан маме с 2-мя техническими образованиями, которая учила читать, считать и писать его практически в колыбели. Сейчас Савелий обеспеченный мужчина, гражданин Канады. Он успешно управляет рядом компаний и не любит вспоминать о детстве. Косенко признается, что в учебе «на скорость» он не видит никакого смысла, не говоря уже о том, что дети-вундеркинды часто подвергаются травле, не могут найти друзей, вынуждены конфликтовать с учителями и упускать самое счастливое и беззаботное время. «Я это знаю не понаслышке» – вздыхает бизнесмен. А и стоило ли, думается мне, амбициозной маме мучить младенца в колыбели чтением и счётом, лишать его детства беззаботного, если и без такого экстрима в воспитании на свете есть масса успешных бизнесменов!
      Ну, а например, Байрон и Дарвин считались в детстве тупицами. Да что там! – сам Альберт Энштейн не мог говорить почти до девяти лет, его родители были уверенны в его умственной отсталости. И даже в 9 лет он говорил ещё недостаточно хорошо. Интересно, что Эйнштейн считал, что только маньяк, одержимый одной мыслью, способен получить значительный результат. Он дал согласие, чтобы его мозг исследовали после его смерти. В итоге мозг учёного был извлечён через 7 часов после смерти, которая настигла гения в Принстонской больнице (США) в 1955 году. Вскрытие проводил патологоанатом по имени Томас Харви. Он извлёк мозг Эйнштейна для изучения, но вместо того, чтобы предоставить его науке, забрал его лично себе. Рискуя своей репутацией и рабочим местом, Томас поместил мозг величайшего гения в банку с формальдегидом и унёс его к себе домой. Он был убеждён, что такое действие является научным долгом для него. Мало того, Томас Харви в течении 40 лет посылал кусочки мозга Эйнштейна для исследования ведущим неврологам. Научные исследования показали, что области мозга Эйнштейна, ответственные за речь и язык, уменьшены, в то время как области, ответственные за обработку численной и пространственной информации, увеличены.  Потомки Томаса Харви пытались вернуть дочери Эйнштейна то, что осталось от мозга её отца, но от такого «подарка» она отказалась.
Известно, что «основатель современной математики» Гаусс, когда ему было всего три с половиной года, сберег своему отцу 25 талеров, указав ему на ошибку в расчетах по платежам. Он очень рано проявил свои способности в алгебре и теории чисел: почти все фундаментальные открытия Гаусса были задуманы им в возрасте от 14 до 17 лет.
Блез Паскаль сформулировал и доказал более 30 теорем евклидовой геометрии, прежде чем впервые заглянул в учебник по геометрии. В 15 лет он опубликовал работу по коническим сечениям, доказал более 100 новых теорем.
«Отец кибернетики» Норберт Винер начал серьезно интересоваться наукой в пятилетнем возрасте, в 9 лет он учился в одном классе 18-летними юношами. В 12 лет он поступил в колледж, а в 14 ему была присвоена ученая степень. Кстати, наш самый умный в мире Уильям Сидис, был на 3 года моложе Винера, и поступил  в Гарвард в одно время с Винером, то есть в возрасте 11 лет.
В США производство гениев поставлено на поток: - пошёл 45-й год долговременного эксперимента SMPY (Study of Mathematically Precocious Youth). Почти полвека учёные внимательно изучают и фиксируют достижения 5000 человек, которые в юном возрасте показали максимальные оценки по математическому тесту.
 «Нравится вам или нет, но эти люди реально контролируют наше общество, — говорит Джонатан Вай (Jonathan Wai), психолог из программы выявления юных талантов Университета Дьюка. — Ребята, которые входят в верхний 1% по математическому тесту, как правило, становятся выдающимися учёными и академиками, руководителями крупнейших корпораций, федеральными судьями, сенаторами и миллиардерами». Стало понятно, что уровень IQ не очень хорошо коррелирует с успехом. Как выяснилось, математический тест SAT даёт гораздо лучшую корреляцию. Сейчас, когда первые группы одарённых детей достигли пика своей карьеры, стало совершенно очевидным, насколько сильно эти дети превосходят по своим достижениям средние показатели. Среди тех детей, которые вошли в 1% лучших американских детей по тесту SAT, оказались выдающиеся математики Теренс Тао и Ленард Ын, основатель компании Facebook Марк Цукерберг, основатель компании Google Сергей Брин, музыкант Стефани Джерманотта (Lady Gaga). Все они прошли через центр Хопкинса для одарённых детей.
По результатам 45-летнего исследования SMPY опубликовано более 400 научных работ и сделана масса интересных выводов. Исследователи проследили множество особенностей и любопытных корреляций, которые сопутствуют математически одарённым детям. Среди них выделяется одна деталь. Самые лучшие результаты по количеству полученных патентов и научных работ,показывают те, кто в детстве демонстрировали максимальный результат по тестам на наглядно-образное мышление, то есть по способности манипулировать в уме двух-, трёх- и четырёхмерными объектами. Авторы исследования объясняют, что к одарённым детям не требуется какое-то специальное отношение. Им просто следует давать учебники более старших классов. При этом психологи рекомендуют избегать классификации детей на «одарённых» и «неодарённых», поскольку она может снизить мотивацию детей прикладывать усилия к учёбе.
В США провели анализ и выяснили, что из 282 американских вундеркиндов 105 добились успехов в той самой области, в которой с раннего детства проявлялся их дар. Разумеется, речь идёт про США, где хорошо работает социальный лифт.
      А что же у нас? А у нас есть Интернат (физико-математическая школа-интернат-ФМШ) № 18 им. Колмогорова. Он был создан при Московском университете ещё в 1963 году, когда начали усиленно ковать кадры для «оборонки». По мнению некоторых психологов, такой подход к использованию человеческих мозгов в государственных интересах себя не оправдывает и как показывают многолетние наблюдения, самые крупные открытия в математике ученые совершают в возрасте около 25 лет ( это, конечно, не совсем так, есть и другие примеры, о них – ниже. О.С.), то есть «срок эксплуатации» гения очень не долог, да и открытия совершают единицы выпускников интерната, а денег на содержание такого заведения уходит много. Потом эти люди просто становятся преподавателями, заведуют лабораториями с большим или меньшим успехом, в зависимости от собственных организаторских способностей. Что же касается существования самого интерната, он существует и поныне, недавно праздновал юбилей. Всякий может зайти на их сайт, я зашла, много чего узнала, но списка выдающихся учёных – выпускников интерната, - не обнаружила. А и закрыть-то его, я так понимаю,  Университет не может: -  не позволяют и академические амбиции, и сложная процедура расформирования учебного заведения, страх потерять передовую экспериментальную педагогическую площадку, да и общаться с продвинутыми учениками преподавателям Университета, наверное, проще и приятнее.
     А что касается оптимального возраста для творческой и научной деятельности, то тоже  есть любопытное исследование. Было проанализировано около 200 биографий известных творческих личностей, доживших до 70 лет и более
   Так, композитор и дирижер Игорь Стравинский и в 88 лет оставался творцом, не прекращавшим вечный поиск оригинальных выразительных средств, неведомых путей в музыке. Он, казалось, до последней минуты (умер в 1971 году) жил только одним – как музыкант каждый раз появляться в новом качестве, предлагать все новые и новые решения.
 Поэт Беранже работал до 77 лет; Лев Толстой – до 82; Виктор Гюго – до 83; академик Павлов – до 87; микробиолог Гамалея – до 90; Диоген, Демокрит, Тициан и Микеланджело проявляли творческую активность, перейдя рубеж восьмидесятилетия; Бернард Шоу творил до 94 лет...
Изучая биографии многих великих творцов, можно придти к выводу, что они стали таковыми не в результате насильственного обучения чтению и математике безумными родителями. Это произошло во многом благодаря тому, что большую часть времени такие дети тратили на свои увлечения — сочинение стихов, рисование портретов или карикатур, на собирание коллекций бабочек или на химические опыты. Многие из их детских произведений сохранились. Известен, например, автопортрет Дюрера, сделанный им в 13-летнем возрасте. Семилетний Моцарт написал 4 сонаты. Лист, Шопен и Иегуди Менухин выступали в публичных концертах, когда им еще не было и 11 лет. Девятилетний Гёте писал стихи на немецком, латинском и греческом языках, и ему это было просто интересно!
 Но, увы! – идея насильственного выпестывания из малых детей «гениев» живёт и процветает, в основном благодаря жёлтой прессе, телевидению и прочим СМИ.  Поэтому поговорим о «детях индиго»…
     Этот  псевдонаучный термин, впервые введённый Нэнси Энн Тэпп, женщиной, считающейся экстрасенсом, для обозначения детей, которые, по её мнению, обладают аурой цвета индиго. Вообще-то,  не существует ни одного научного доказательства существования этого феномена. Скептически настроенные педагоги и журналисты отмечают, что само явление «дети индиго»  - это мистификация. Кроме того, большая часть признаков и качеств «детей индиго» давно известна психиатрам и психотерапевтам и описывается диагнозом «синдром дефицита внимания и гиперактивности».
  Серьёзные учёные считают, что социальное конструирование «детей индиго» является ответом на «заметный кризис детства в Америке», что проявляется в увеличении насилия, а также в асоциальном поведении». Социологи полагают, что родители обозначают своих детей как «индиго» для того, чтобы дать хоть какое-то объяснение их неправильному поведению.
   Что же характерно для поведения этих «необыкновенных» детей, а вот что: -
       Асоциальность, склонность замыкаться в себе;
Завышенное самомнение, индивидуализм, неприятие авторитетов;
Большой творческий потенциал в сочетании с высоким уровнем интеллекта ( если это на самом деле так, а не плод фантазии персонажа «яжемать» О.С.);
Неусидчивость, энергичность ( часто не в ненужном направлении О.С.), дефицит внимания;
Импульсивность, резкие перепады настроения и поведения, склонность к депрессиям ( и агрессии О.С.);
Чувство социальной несправедливости ( сомнительно -  в силу эгоцентризма и эгоизма О.С.), повышенное чувство ответственности ( тоже весьма сомнительно О.С.);
Невосприимчивость к любым методам воспитания;
Развитая интуиция и чувство опасности  ( также весьма сомнительно О.С.);
Способность быстро осваивать использование цифровых технологий.
Ну, последний пункт отличает всех современных детей, даже и не «индиго». А что касается остальных перечисленных «признаков гениальности», то, по моему мнению, это невоспитанность, вседозволенность и пагубное попустительство со стороны амбициозных родителей. А хорошая порка  такому «индиго»-чаду очень бы не помешала…
   Кроме того, приверженцы и пропагандисты этого «индиго»-явления просто «изобретают велосипед», чему доказательство – все приведённые мною факты, а вот и ещё один пример 200-летней давности:
 - Около 200 лет назад в Германии была издана книга «Жизнь, деяния, путешествия и смерть одаренного четырехлетнего дитяти Кристиана Гейнриха Хейнекена из Любека, описанные его учителем Кристианом фон Шёнахом». Насколько известно, эта краткая биография, написанная патетическим слогом,— первое систематическое изложение жизни ребенка-вундеркинда.
Когда ему еще не было 10 месяцев от роду, маленький Гейнрих мог называть «большую часть обиходных предметов, нарисованных на картинках». Когда ему исполнилось три года, он уже сам читал сказки, мог складывать, вычитать, умножать и делить. Вскоре малыш научился говорить по-французски, стал «хорошо сведущим в географии» и знал «более тысячи латинских изречений».
Слава о Гейнрихе разошлась по всей Европе, его приглашал к себе король Дании. Но маленький вундеркинд умер четырех лет четырех месяцев от роду. И, кто знает, проживи он долго, какие великие открытия он смог бы подарить миру.  Или каким бы великим преступником он стал!
И чтобы окончательно развеять «индиго»-миф приведу вам несколько примеров, назовём это - 
     Гении из крепостных:
  Андрею Воронихину повезло родиться в семье крепостных графа А. С. Строганова, известного мецената и благотворителя. Строганов открыл несколько художественных школ, в одной из которых у известного иконописца Юшкова обучался живописи и Воронихин. Вскоре сам граф обратил внимание на талант юноши и отправил его учиться в Московскую школу архитектуры, где его наставниками стали В. И. Баженов и М. Ф. Казаков. Граф Строганов даровал вольную Воронихину в 1785 году, и через год молодой человек отправился изучать архитектуру, механику, математику и естественные науки во Франции и Швейцарии вместе с сыном графа.
Крепостной княгини Шаховской архитектор Иван Свиязев получил образование в Императорской Академии художеств. На экзамене в 1817 году за свой проект «Почтовый двор» он получил серебряную медаль 2 степени, однако через год Свиязева отчислили из академии из-за статуса крепостного. Свиязев был отпущен на волю в 1821 году, после чего сразу получил звание художника-архитектора Академии художеств.
 Из крепостных были художники Василий Тропинин, Фёдор Славянской, Григорий Сорока, Аргуновы, Борис Орловский, Фёдор и Егор Солнцевы.
     Семен Власов, крепостной ярославской помещицы Скульской, был сначала пастухом, затем рабочим фабрики Грейсона, Он добился известности, представив в 1811 г. модель изобретенной им гидростатической машины для подъема воды. Этим, вышедшим из "низкого сословия" изобретателем, заинтересовались власти и Скульской был сделан запрос об условиях, на которых она согласна дать своему крепостному свободу. Скульская потребовала 5 000 руб. Осенью 1811 г. Власов был принят в число воспитанников петербургской Медикохирургической академии, по фармацевтической части. Власов вскоре был назначен лаборантом академии. В течение 1814-1815 гг. им был сделан ряд интересных открытий, в том числе изобретен новый способ добывания серной кислоты, окрашивания тканей и приготовления некоторых красок. Он нашел также средство для усиления действия электрических машин и замены сложных паровых машин более простыми.
       Композитор и музыкант Александр Гурилев - представитель династии талантливых крепостных, принадлежавших графу Орлову. Его отец Лев Гурилев был не только одаренным музыкантом-мультиинструменталистом, но и возглавлял крепостной оркестр. Выросший в творческой атмосфере Саша не только впитал все лучшее, что мог дать ему отец, обучивший игре на скрипке и альте, но и смог получить настоящее музыкальное образование, обучаясь у лучших преподавателей того времени.
    Имя бывшего крепостного Семена Бадаева известно лишь узкому кругу специалистов по горному делу, но его вклад в развитие отечественной промышленности столь значим, что из крепостной зависимости у помещика Рогозина в 1810 году его выкупало российское правительство. Мало того, талантливому самоучке было предложено самому решать, где продолжать свою карьеру, и он выбрал лучшее в то время металлургическое предприятие - Камско-Воткинский железоделательный завод.
    Имя Ореста Кипренского знакомо каждому отечественному школьнику благодаря портрету Пушкина, наиболее известному прижизненному изображению поэта. Благодаря Кипренскому мы знаем в лицо элиту России начала XIX века: литераторов и военных, политиков и покровителей искусства. Кроме знаменитого изображения классика русской литературы, перу Кипренского принадлежат жемчужины коллекций отечественных и зарубежных музеев живописи - портреты В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова, В.А.Оленина, Е.В.Давыдова, Е.С.Авдулиной, С.С.Щербатовой, А.М.Голицына, Б.Торвальдсена и многих других.
    Н. А. Mуравьев, отец будущих декабристов, дав своему крепостному Николаю Уткину "вольную", отправил юношу в Академию Художеств, где он проявил большие способности к гравировальному искусству. По окончании курса Академии, Уткин, награжденный золотой медалью, был послан для усовершенствования за границу. Вернувшись на родину, Уткин был назначен профессором Академии Художеств. Отдавшись всецело своему искусству, он выполнил множество работ. Его портреты создали ему всеобщую известность. Художник скончался в глубокой старости, 83 лет, пользуясь славой "искуснейшего русского гравера".  И многие-многие ещё таланты  происходили из крепостных, вот посмотрите сами в интернете… И что вы теперь скажете о генах нескольких поколений родителей-интеллектуалов и чтении газеты в полтора года!?
 В заключение выдержки из интервью с Викторией Юркевич, руководителем Ресурсным Центром одаренности в Московском городском психолого-педагогическом университете, автором более чем 20-ти научных трудов. Интервью опубликовано «Комсомольской правдой» 09.07.2014.  Корреспондент пишет:
  « Беседовать об одаренных детях она сперва отказалась:
- «Комсомолка»? Нет, нет и нет! Таким детям нельзя попадать на страницы газет!..
Значит, гениальные дети в нашей стране все-таки есть. Но почему их прячут? После долгих уговоров Виктория Соломоновна все-таки согласилась рассказать об этом. При одном условии - никаких фамилий! Талант - не вундеркинд… профессор успокоила меня - талантливых детей в России ничуть не меньше, чем в США или в Китае.
- Талантами наша страна не обделена, - считает Виктория Юркевич. - Но вундеркинд - это не просто одаренный ребенок. Это тот, кто по темпу развития способностей значительно опережает сверстников.
Через руки Виктории Соломоновны прошел не один десяток вундеркиндов. Кто-то стал ученым, кто-то скончался в совсем юном возрасте. А кто-то так и не нашел себя и меняет профессии как перчатки.
- За все годы, что я исследую феномен вундеркиндов, было лишь двое (!!! О.С.) подростков, которые стали всемирно известными, - продолжает профессор. - Но ни один из них не был вундеркиндом. Грубо говоря, они были не из тех, чьи сочинения, написанные в 15 лет, с горящими глазами исполняет симфонический оркестр.
Далеко не всегда вундеркинды вырастают во взрослых гениев. Про таких часто говорят, что все их будущее - в прошлом. А ждут от них - о-го-го сколько...
- Я слышала и общалась с покойным Борисом Гольдштейном, - вспоминает Виктория Соломоновна. - Он был советским музыкальным вундеркиндом. Ждали, что будет гений. Я увидела его уже человеком за сорок. Скрипач. Играл очень хорошо, звук феноменальный, но ничего выдающегося, на мой непрофессиональный взгляд, не было. Хотя, говорят, учитель был замечательный и человек светлый... Вот только гением все же не был.
    …плохо, что … ребенок начинает чувствовать себя звездой. У вундеркиндов нет антител против шумихи, сенсационности... Взрослому не так страшно, он знает себе цену, сформировался как личность. Поэтому любая коммерциализация одаренности вредна.(ах, как это верно!!!) О.С.)
Специалистов, которые понимают, как с вундеркиндами обращаться, единицы. И они быстро усвоили урок поэтессы Ники Турбиной. Гением она не стала, хотя пророчили вторую Цветаеву. И Ника покончила с собой.
…. каждого человека с рождения есть две основные потребности - в познании и в общении, - объясняет специалист. - У вундеркиндов потребность в познании сильно опережает другую. Эти дети не всегда хорошо социализируются, не умеют общаться. Поэтому особо одаренные ребята входят в группу поведенческого риска по классификации ВОЗ. Так же как умственно отсталые, несовершеннолетние уголовники и дети алкоголиков. Детям-вундеркиндам и без того сложно находить общий язык с людьми. А звездный ореол только все усложнит. И детство испортит, и шансы на счастливую взрослую жизнь может снизить. Нужно не суетиться вокруг этих детей, а разумно, если хотите, грамотно им помогать.
Вот и стали психологи и педагоги прятать вундеркиндов от широкой славы. В той же школе, где учится юный математический гений, нам наотрез отказались назвать его фамилию. И, наверное, правильно. Потому что хвастаться надо не будущими гениями, а их взрослыми достижениями.»
    -  Ну, лучше и не скажешь!
 И в заключение хочется процитировать  сторонницу раннего развития Сесиль Лупан: «Наличие интеллекта и способность быть счастливым – различные вещи. Сам по себе интеллект никого не сделал счастливым… Ребёнок это не сосуд, который нужно наполнить, а огонь, который надо зажечь»       
Любите своих детей такими, какие они есть.