Когда б вы знали, из какого сора росли они...

Томас Твин
        .        .        Отыщи всему начало, и ты многое поймешь.
        .        .                .        .        Козьма Прутков
   

                Легендарный силач Самсон, трепетная Мария, патриарх Исаак, пророки Самуил и Креститель,
                милосердный Христос – герои, оракулы, мессии… Их зачатие и появление на свет окружены
                тайной, в ней проступают странные детали, а они заставляют сомневаться в искренности родителей
                и достоверности их историй. Быть может, то, что случилось, случилось как-то иначе?

                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *


Несмотря на обилие деталей, библейские рассказы про обетованные зачатия в своей основе удивительно похожи друг на друга. Эту основу – «базовый сюжет» -  совсем не трудно выделить и описать. Ну, скажем, так:

1.Предыстория
    Богатая* и праведная чета не имеет детей. Виновницей этого несчастья традиционно считают прекрасную
    половину (далее - Жену).

2.Возвещение
   Один из супругов НАЕДИНЕ общается с незнакомым человеком (далее - Х). Супруга держится спокойно, а
   Муж почему-то трепещет.
   Своему визави Х сразу предрекает чудо - "У тебя будет ребенок", но не спешит подкреплять это
   каким-либо знамением**.
   Тем не менее, Жена сразу    в е р и т    незнакомцу. А вот ее Муж    с о м н е в а е т с я,    хотя Х выступает от
   имени Бога и сулит ребенку почести и славу.
   ЭТУ РАДОСТНУЮ ВЕСТЬ СУПРУГИ СКРЫВАЮТ ОТО ВСЕХ И ДАЖЕ ДРУГ ОТ ДРУГА (?).

3.Зачатие
    Вскоре Жена и впрямь зачинает. То ли Бог исцелил/«осенил» бесплодную Жену, то ли сделал продуктивным
    Мужа, то ли ей «поспособствовал» любовник…
    Если Муж и подозревает свою Жену в измене, хранить это он предпочитает  в тайне от окружающих.

4.Рождение
    Спустя некоторое время, один из супругов    п у б л и ч н о    благодарит Бога, чтобы никто не
    сомневался: ЭТА БЕРЕМЕННОСТЬ – ОТ БОГА!
    Затем рождается ребенок, который в первые годы ничем не выделяется среди сверстников.

5.Становление
    МУЖ ТАК ИЛИ ЭДАК СТРЕМИТСЯ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СВОЕГО ОБЕТОВАННОГО ОТПРЫСКА и тот едва не
    погибает или оказывается за пределами отчего дома***.
    Под разными предлогами долгожданное чадо отдают/посвящают Богу. Бог/некая важная персона
    покровительствует ребенку**** и тот впоследствии возвышается.

==================================================               
          * Авраам, Иоаким, Сонамитянка – богаты. Захария принадлежит к жреческой элите. Жена Елканы приносит
            в жертву 3 тельцов, 1 эфу муки и мех вина, хотя принято было – 1 тельца, а сам Елкана имеет
            2 жен и его родословная известна до 4 колена. Сын Маноя Самсон становится судьей – правителем
            Израиля. Бедны только родители Иисуса (Иосиф принес в жертву лишь 2 голубиц).
         ** Вестник обращается к знамениям только тогда, когда ощущает недоверие собеседника и надо придать
            пророчеству убедительности (так, Маной и Иоаким принимают Х за человека, Захария сомневается).
         *** Исаак едва не погибает от руки Авраама; сын сонамитянки умирает; Самуила и Марию отсылают в храм;
             Предтечу уносят в пустыню; Иисус оказывается зимней порой в хлеву.
        **** Исааку является и помогает Бог; сына сонамитянки исцеляет и защищает Елисей; Самуила и Самсона
             продвигает Бог; Марии приносят пищу ангелы; они же спасают и защищают Иоанна; Иисуса
             поддерживает и охраняет Бог.
==================================================


Конечно, отдельные этапы нашего сценария надо бы прописать подробнее, но для этого не хватает информации – повсюду ведь тайна, тайна, тайна…
 
Возьмем, к примеру, предысторию чуда: нигде и никогда Писание не касается ПРИЧИН НЕМИЛОСТИ - за что, собственно, Царь Небесный поразил бесплодием - этой тяжкой божией карой -    п р а в е д н у ю    чету. О причинах же Своей МИЛОСТИ – восстановлении репродуктивности семьи – Бог говорит невнятно** . Нам остается лишь гадать, чем руководствовался Господь, посылая весьма заурядным родителям* таких неординарных детей – будущих пророков, героев, спасителей (между тем, в других ситуациях Создатель четко выражает свою волю***).

Тщательно затушёван и центральный момент всех этих сюжетов (само зачатие) -  Жена просто зачала и все (Быт 21:2, 1-я Цар 1:20, Суд 13:24, Лк 1:24, 4 Цар 4:17).
В большинстве случаев остается не проясненным главное: КТО ЖЕ ВСЕ-ТАКИ БЫЛ ОТЦОМ РЕБЕНКА?

==================================================               
        * Почему именно с Авраамом решил Господь заключить свой обет? Почему выбрал его и Сарру
                родоначальниками множества народов, в том числе и избранного - израильского?            
                За какие особые заслуги он даровал Маною сына – героя, а Елкане и Захарии – пророков?
      ** Все эти причины носят антропоморфный характер и ставят под сомнение всемогущество и всеведение
                Господа.
                «Вспомнил о ней» — значит, может забывать и действовать спонтанно? 
                «Услышал молитвы твои» - т.е. слышит не всех и не всегда, не способен читать в душах людей
                без молитв?
     *** Змею: «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми
                зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни
                твоей» (Быт 3:14)
                Аврааму: «и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа
                Моего» (Быт 22:18)
                Моисею: «скажи сие сынам Израилевым: кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих
                между Израильтянами, даст из детей своих Молоху, тот да будет предан смерти: народ
                земли да побьет его камнями» (Левит 20 2) 
==================================================


В атмосфере таинственности тонут многие детали «базового сюжета» и обнаружить их удается лишь при внимательном чтении соответствующих библейских текстов.

Так обстоит дело с богатством/влиянием, характерным для всех родителей (кроме Святого семейства): обычно их состоятельность или замалчивается, или упоминается вскользь.
А вот с благочестием все обстоит ровно наоборот: семейные пары походя зачисляют в праведники, хотя они, если приглядеться, порой совершают не самые благовидные поступки*.
Упускается из виду еще одно важное обстоятельство: Х ПРЕДПОЧИТАЕТ ИМЕТЬ ДЕЛО С ЖЕНЩИНАМИ И ЧАСТО НАНОСИТ ИМ ВИЗИТЫ В ОТСУТСТВИЕ МУЖЕЙ. МУЖЬЯМ ОБ ЭТИХ ВИЗИТАХ ЗНАТЬ НЕ ПОЛОЖЕНО**.

В то же время другие детали, общие для всех сюжетов, буквально бросаются в глаза.

Что, например, известно нам о    в о з в е щ е н и и     божьей милости? О, многое, очень многое.
Эти эпизоды перенасыщены подробностями о том, где появился Х, к кому из супругов обратился, что сказал, что сделал, как реагировал его визави, где находился второй супруг...
Поневоле складывается впечатление, что миссия Х очень важна, хотя если разобраться, в его визите не было никакой необходимости.

              Ну разве не очевидно, что Вседержитель не нуждался в посредниках для исцеления Жены***. Не нуждалась
              в вестнике и бездетная чета: набожные супруги и так знали, что бесплодие Жены ниспослано свыше, значит
              и внезапное исцеление придет оттуда же.
              Только один Муж (Елкана) познал Жену перед зачатием, только одна Жена (жена Маноя) сообщила Мужу
              об Х. Значит, благовест был задуман не для того, чтобы воодушевить супругов и придать им силы для
              продолжения рода....
              Быть может, благовестом Всевышний хотел прославить себя и своих подопечных? В таком случае Он
              объявил бы свою волю ПУБЛИЧНО, при скоплении народа****, а не окружал ее непроницаемой
              тайной*****.


Итак, Х приносит весть, которая на тот момент не имеет особой важности ни для самого Бога, ни для избранной четы, ни для народа Израиля. Что и говорить, такой вывод слегка озадачивает. Зачем же тогда приходил этот таинственный Х? Быть может, в действительности, прежде чем истории обросли легендами,

              Х ВЫПОЛНЯЛ СОВСЕМ ДРУГУЮ РОЛЬ (например, САМ ИСЦЕЛЯЛ/ОПЛОДОТВОРЯЛ ЖЕНУ)?

==================================================
         * Авраам обманывает фараона и царя, наживается на обмане. Сарра изводит Агарь, обрекает на гибель ее и
            Измаила, лишает их наследства. Иоаким подвержен тщеславию, бросает ни в чем не повинную жену,
            собирается обобрать ее.
            Мать Самуила Анна позволяет себе роптать на Бога. О праведности Маноя, его жены, сонамитянки
            и ее мужа вообще не сказано ни слова.
       ** Анна не рассказывает об ангеле своей доверенной служанке Юдифи. Елизавета таится ото всех.
            Мария скрывает встречу с Х от Иосифа. Авраам не извещает Сарру о своей первой встрече с Богом,
            на которой Бог обещал ему сына от Сарры. Все счастливые избранники Господа предпочитают не
            делиться своей радостью с родными и соседями.
    *** Безо всяких помощников Господь заключил всякое чрево в доме Авимелеха и затем собственноручно
            исцелил «Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать» (Бытие 20:17).
  **** Например, в форме гласа небесного.
***** Ведь осчастливленная семья, как правило, вступает в контакт с общественностью только после
            рождения ребенка.
==================================================


Чтобы проверить нашу гипотезу, приглядимся к «мистеру Икс», его всемогущему господину и их подопечным.

Как следует из текста, Творец всего сущего ведать не ведал, что испокон веков иудеи считали бесплодие тяжким наказанием за грехи и презирали нерожавших Жен, а бездетные еврейские Жены страстно мечтали о ребенке. Поэтому бездетные (и безвинные!) родители долгие годы страдали и молили Господа о потомстве, пока он не обращал внимание на несчастных, которых сам незаслуженно обделил детьми*.

Слуга не может быть выше господина своего. Поэтому Х тоже не всеведущ: он (пророк Елисей, первосвященник Илия) не догадывается, что Жена мечтает о сыне или что сын Жены умер (Елисей).

Разобравшись в ситуации, Х обещает бесплодной Жене только ОДНОГО ребенка, но не детей (то есть только «РАЗОВОЕ» размыкание чрева). Так в основном и происходит**: ПРОТЕЖЕ ГОСПОДА ЗАЧИНАЮТ И РОЖАЮТ ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА К НИМ ЯВЛЯЕТСЯ САМ ВЛАДЫКА ИЛИ ЕГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬ Х.

Эти визиты, внешне благопристойные, при ближайшем рассмотрении выглядят весьма двусмысленно:

     1.Своим конфиденткам Х всегда является НАЯВУ (а мог бы присниться, привидеться, сойти на нее
        Святым Духом, разразиться гласом с небес, начертать огненные слова на стене...) Всему этому
        виртуальному и дистанционному общению Х предпочитает ПРЯМОЙ И НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ КОНТАКТ
        ВО ПЛОТИ.
        Мало того, она, эта плоть, всегда МУЖСКОГО пола, хотя в Библии упоминаются и женщины-
        пророчицы (Мариам, Девора, Олдама, Ноадия, Анна, четыре дочери Филиппа)…
       Но ПРОРОЧИЦЫ НИКОГДА НЕ ПРИХОДЯТ К ЖЕНЩИНАМ ВОЗВЕСТИТЬ О ЗАЧАТИИ.

    2.Вступая в контакт с дамами, Х никогда не поясняет, за что Бог столько лет наказывал супругов и почему
       «снизошел» к ним именно сейчас. О сроках Х не говорит, но теперь Жена и Муж почему-то ожидают
       ребенка в самое ближайшее время.

    3.А «осеменение» Жены? Кем и как оно будет произведено? Х не уточняет, хотя этот вопрос не мог не волновать
       супругов, поскольку жены считали, что их мужья на это просто не способны***. Тем не менее,
       Муж и Жена относятся к подробностям предстоящего совокупления на диво безучастно****.

    4.Удивительно и другое. Сначала Муж и Жена молят Всевышнего о потомстве. Он нисходит, и они повергаются
       ниц перед лицом его. Когда чудо зачатия/рождения свершается, супруги торжественно славят Господа…
       Налицо безоговорочные доверие и покорность Отцу Небесному. Тем не менее, НИКТО ИЗ
       БОГОПОСЛУШНЫХ РОДИТЕЛЕЙ НЕ ОБРАЩАЕТСЯ К БОГУ-ПОКРОВИТЕЛЮ ЗА ЗАЩИТОЙ, когда их
       детям грозит опасность*****.

    5.Жена и Муж называют Х почтительно, но просто - «господин мой», «владыка», а своего Бога в молитвах
       величают куда торжественней - «Господь бог неба и бог земли» (Авраам и Сарра), «Господи [Всемогущий
       Боже] Саваоф” (Маной), «Бог моих отцов» (Иоаким и Анна), «Бог, спаситель мой” (Мария), «Господь Бог
       Израилев» (Захария и Елизавета).

==================================================
          * Так вынуждены поступать Авраам и Сарра, Захария и Елизавета, жена Елканы Анна, Иоаким и Анна,
             Исаак и Ревекка, Иаков и Рахиль, страдающая женщина, о которой рассказывает Ездра.
       ** Сарра, жена Иоакима
             Анна, Елизавета, сонамитянка, Ревекка, женщина из книги Ездры – все они смогли зачать и родить
             только один раз.
     *** Сарре кажется, что Авраам слишком стар. Жена Иоакима считает себя вдовой. Захария две недели
             занят службой в храме. Иосиф находится вдали от дома на плотницких работах. Муж сонамитянки
             слишком стар.
   **** Любопытство проявляет только юная Мария.
***** Авраам не умоляет пощадить Исаака, хотя заступается за праведников Содома и своего племянника Лота.
            Ревекка не просит потушить гнев Исава, грозящего смертью Иакову. Сонамитянка вымаливает спасение
            сына не у Бога, а у Елисея. Женщина из книги Ездры, потеряв сына, не просит Бога воскресить его.
            Иаков, особо отмеченный Богом, не взывает к Владыке, потеряв любимого сына Иосифа. Елизавета
            обращается за защитой Иоанна к горе...
==================================================


И последнее. Ответственность за бездетность всегда возлагается только на Жену*. Но почему же? Резонно предположить, что источником проблем мог оказаться любой из супругов, причем «вина» такого родителя могла носить различный характер.

        У Жен, к примеру, могли быть проблемы не только с зачатием, но и с вынашиванием ребенка (выкидыши),
        или случались неудачные роды (недоношенный/ мертвый/ неполноценный/ нежизнеспособный ребенок).
        В свою очередь бесплодие Мужей могли вызывать болезни, старость, импотенция или скрываемая ото
        всех гомосексуальность. На такие подозрения наводит, в частности, то, что Мужья страдают, но не берут
        себе второй жены для продолжения рода, хотя обладают достаточными средствами** (лишь Елкана
        имеет вторую жену и детей от нее).


==================================================
        * Неплодными считаются Сарра, Ревекка, Рахиль, жена Маноя, жена Иоакима, Елисавета, жена Елканы,
           женщина из 3 кн. Ездры.
     ** Ощутимо беден только Иосиф.
==================================================


Отмеченные странности, несообразности и противоречия проистекают из укоренившейся трактовки текстов. Однако, положение кардинально изменится, если освободить их от привычного мистического ореола. Тогда действующие лица получат право на ошибки и непоследовательность, личные мотивы и предпочтения, реальные чувства, страсти и поступки. Тогда окажется, что они САМИ определяли свою судьбу, СОЗНАТЕЛЬНО ИСПОЛЬЗУЯ МИСТИКУ В СОБСТВЕННЫХ ЦЕЛЯХ.

        И никого не удивит, что томящаяся со старым мужем Жена заводит себе любовника. Долгие годы
        бездетного супружества приучили ее к мысли о собственной неполноценности, поэтому Жена не опасается
        естественных последствий своей внебрачной связи. Тем сильнее потрясет Жену зарождение новой жизни
        в ее бесплодном чреве. Придется мобилизовать всю свою изобретательность, чтобы оправдаться перед Мужем
        и людьми, но не утратить нежданно-негаданно выпавшего на её долю счастья.
               
        Ее подруга по несчастью сталкивается с другой проблемой: супружеские отношения невозможны из-за
        заболевания, которым длительное время страдает Муж или Жена. В конце концов супругам удается найти
        целителя, который излечивает болезнь и восстанавливает плодовитость Жены.

        Еще одна Жена вынуждена прибегнуть к помощи врача, так как подвержена выкидышам, а у другой
        рождаются уродцы и она вынуждена скрывать их.

        Следующая Жена, потерявшая всякую надежду на потомство, имитирует беременность и тайно
        усыновляет чужого ребенка.

        Глава еще одной семьи с давних пор предпочитает однополые связи, но тщательно скрывает их от
        окружающих.
        Общественное мнение традиционно обвиняет в бездетности Жену. Стоит ли осуждать ее за то, что она
        прибегает к помощи постороннего мужчины?..

        * * *

        Выключив лампочки в сорок электросвечей,
        Люди ночами делают новых людей.
        .       .       Группа Сплин


2010 г.