Опасная шутка

   Прозвенел колокольчик звонка.  Опустела пришкольная территория, на которой только что под лучами майского солнца резвились ученики, не желавшие сидеть на перемене в своих классах. Наступила тишина в коридорах и кабинетах старого, но добротного двухэтажного здания деревенской школы. Преподаватели направились на уроки. В седьмой, выпускной класс, кроме учителя Василия Семеновича, вошли,
поздоровавшись с классом, директор школы и инспектор из района.
   Педагог по своему обыкновению быстро пробежался по списку учеников в журнале и приступил к традиционному опросу домашнего задания. Класс был небольшой, чуть больше десятка человек, поэтому была возможность дать высказаться каждому. Вопросы учитель подбирал для каждого в соответствии с вероятной степенью его готовности и способностями к изучению науки…
   Подростки уже чувствовали себя совсем раскрепощенно, совсем не обращая внимания на посторонних людей и не боясь не совсем правильно, а иногда даже совсем несуразно сформулировать мысль.
   - А теперь ответьте мне, какие две должности занимает Иосиф Виссарионович Сталин? – обратился с очередным вопросом к классу педагог.
   С последней парты, где сидел совсем неглупый и иногда острый на язык мальчишка, послышался едва различимый шепот, адресованный своему соседу по парте Паше Ефимову, который был несколько старше своих одноклассников, поскольку учеба ему не давалась, и уже не единожды приходилось оставаться на второй год. Павел невозмутимо поднял руку, желая ответить на поставленный вопрос. Учитель сомневался, стоит ли давать этому ученику слово а, может,стоило для него приготовить более простой вопрос? Но, с одной стороны, подсказка соседа по парте наверняка была верной, а с другой – нельзя же полностью игнорировать желание ученика ответить, тем более, что других рук не наблюдалось.
   - Пожалуйста, Павел, - Василий Семенович предложил отвечать не самому своему сильному ученику.
   Тот встал и уверенно, даже с некоторой гордостью ответил:
   - Генерал и симус.
   Учитель, директор и инспектор посмотрели друг на друга совершенно растерянными глазами. Одноклассники Ефимова хотели было рассмеяться, но слишком серьезный вид присутствующих взрослых заставил детей свои эмоции отложить на потом.
   - Хорошо, - не давая затянуться паузе и неодобрительно взглянув на суфлера, продолжил учитель, - А чем он управляет?
   Снова шепот и протяжный, почти по слогам произнесенный ответ:
   - Вожжами…
   Последствия такого ответа могли быть во много раз серьезнее, чем простое «плохо» в журнале, а школьники готовы были смеяться до конца урока, но…
   - Садись, Павел… Саша Соколов, а как бы ты ответил на эти вопросы?
   Из-за второй парты поднялся невысокий белобрысый паренек и дал ответ, ожидаемый учителем и всеми присутствующими в классе, пожалуй, кроме Ефимова, который так и не понял, что очень сильно ошибся, прислушавшись к подсказке соседа по парте.
   Лица взрослых перестали быть такими, как десять лет назад во время прослушивания по радио важного правительственного сообщения. Напряжение в кабинете спало. Василий Семенович мог продолжать урок…


Рецензии
Замечательный рассказ. Наверняка училку всё-таки отправили изучать сисмус в Магадан. С уважением Александр.

Александр Соловьёв 5   15.05.2018 09:16     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв!

Николай Мельников 3   17.05.2018 11:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.