Индивидуальность и личность, свобода и одиночество
Индивидуальность и личность, свобода и одиночество как они связаны между собой?
Индивидуальностью человек обладает с рождения, как физическое существо (тело), а личностью становиться, живя в обществе, как думающее существо. Индивидуальность – это то, что отличает человека от всего остального: видимая форма тела и её внутреннее содержание. Личность человек создаёт сам, под действием своей индивидуальности и внешних условий жизни. Всем ли людям удаётся создать свою личность? Нет. Чем же личность отличается от индивидуальности? Индивидуальность – это то, общее, что отличает человека, как вид, а личность – это то, что выделяет человека из этого общего. У личности всегда есть собственное мнение, оно может отличаться от общего мнения, а может совпадать с ним. Именно личности творят историю человечества.
Получается, что личность обладает свободой, а индивидуальность нет. Но это не так. Что же такое свобода?
Свобода – это независимость от чего-либо. Такого в нашем мире нет. А это значит, что свободу можно рассматривать только относительно чего. Например, свобода от общества, если вы отшельник. Как обрести абсолютную свободу? Необходимо выйти из физического мира, и не только из него, но из других миров, своим сознанием, но при этом сохранить свою личность и индивидуальность, чтобы осознать свободу.
Как же связана свобода и одиночество?
Абсолютная свобода – это и есть одиночество. В нашем мире приобретая одну свободу, человек теряет другую. Так приобретая свободу от физического одиночества, создавая семью, человек частично теряет свободу своих действий. У него появляются обязанности по отношении к семье. Выступая против общества, человек приобретает моральное одиночество. Есть ещё одно одиночество – это духовное, то есть потеря связи со своим истоком. Она может оставаться неосознанной человеком, и он испытывает духовное одиночество даже не подозревая об этом. В чём это проявляется?
Из книги «Бегство от свободы» Эриха Фромма:
«История человека как существа социального началась с того, как человек перерос состояние единства с природой, осознав себя существом, отдельным от окружающего мира и от других людей. В течение долгого времени это осознание было весьма смутным. Первичные узы связывают ребёнка с матерью, первобытного человека с его племенем и с природой, а средневекового – с религией и церковью и с его сословием. Когда достигается полная индивидуализация, когда происходит избавление человека от этих первичных уз, перед ним встаёт новая задача; сориентироваться и укорениться в мире, найти для себя какие-то новые гарантии, которые просто не были нужны при его жизни до этого». Кто не находит, тот впадает в депрессию, что может привести к самоубийству.
«Способность человека мыслить позволяет ему и одновременно заставляет его осознать себя в качестве уникального существа, отдельного от природы и всех остальных людей. И тогда свобода приобретает для него новое содержание, наполняется новым смыслом. Если человек не приобретает какого-либо смысла и направленности своего существования, то он чувствует себя пылинкой, его охватывает ощущение собственной ничтожности». В земной жизни «индивидууму приходится соответствовать тому образу жизни, который коренится в системе производства и распределения, свойственной каждому данному обществу. В процессе динамического приспособления (адаптации) к этому образу жизни у индивидуума развивается целый ряд сильных стимулов, мотивирующих его чувства и действия». То есть формируется личность.
Одиночество – это врождённое чувство или приобретённое?
По Фрейду Индивид изначально обладает установкой на одиночество и отчуждённость. Почему? Если сознание человека возникает из общего сознания, то для того чтобы он приобрёл своё собственное «я» оно должно отделиться от него, то есть стать отдельной частью в целом. Отсюда и возникает чувство отдельности, а именно в человеческой стадии развития оно преобразуется в чувство одиночества. Чтобы выжить в окружающем мире, человеку необходимо вступить во взаимоотношения и связи с другими людьми. Возникает общество.
Чем обусловлено различное отношение человека к другим людям?
«Индивидуум появляется в обществе с набором потребностей, обусловленных его биологической стороной, и эти потребности должны быть в обязательном порядке удовлетворены. Каждая из этих потребностей имеет свой предел, после которого неудовлетворение потребности становится нестерпимым». К чему это приводит? К формированию определённых черт характера человека. Дружелюбие или враждебность, жажда власти или тяга к подчинению развиваются как ответные реакции на определённые условия жизни. «Зафиксированной», застывшей человеческой природы не существует. Необходимо признать, что любое состояние человека, в том числе одиночество, представляет собой не что иное, как пример динамической адаптации … к неблагоприятным условиям жизни».
Получаем, что одиночество может быть врождённым (физическое и духовное) и приобретённым (моральное). Отношение человека к окружающему миру и другим людям формируется в детстве.
Какое одиночество самое опасное: физическое, моральное или духовное?
Физическое одиночество становиться невыносимым лишь в том случае, когда оно сопряжено с одиночеством моральным. Тогда люди прибегают к избавлению от духовного одиночества. Отшельники древности жили в общении с Богом, они пребывали в самом населённом мире, в мире духовном. Они избавились от духовного одиночества, но при этом приобрели физическое и моральное. Стоит ли прятаться от общества, если вы пришли в этот мир? Может просто понять его и своё место в нём, тем самым избавиться от всех одиночеств.
Данная статья представлена на сайте Яндекс.Дзен, ссылка на канал Болотова Лариса или Booklife2015 дана в конце моей страницы.
© Copyright:
Лариса Болотова, 2018
Свидетельство о публикации №218030201270