Бабулина Пицца

Игорь Ко Орлов
Из нового цикла рассказов Grands (Бабушки и Дедушки).



В конце восьмидесятых – начале девяностых годов два давних приятеля Серега и Стас еще не были облагорожены семьями, но уже имели за плечами армию, институт, работали и зарабатывали.

Испытывая любовь к музыке и пению, они нередко собирались вместе на творческие встречи – попеть, поиграть. Это было их хобби, часть души, не профессия. Играли и пели они очень здорово.
   
Встречи такие чаще происходили на квартире у Сереги, где имелось пианино, несколько гитар. Собирались днем на буднях, в свободные от работы дни. Самое удобное время – никто не мешает и никому не мешают.

У Сереги еще была и замечательная бабуля. И однажды приключилась такая история.
Впрочем, обо всем по порядку.




Стас познакомился с Серегой в армии, в восьмидесятых. Будучи сам заядлым битломаном, Стас не мог пройти мимо, услышав, как молодой новобранец лихо играет на гитаре и с безупречным акцентом на двух языках поет  битловскую «Мишель»*.
 
- А что знаешь еще из Битлов?  – первый вопрос Стаса.

- Много чего – ответил Серега и вместо долгих объяснений стал исполнять Битловский «Hard Day’s Night» (Ночь трудного дня). И через два такта Стас уже подхватил и подпевал. В такт. Сразу. А потом были и другие песни. Остальные парни, и новобранцы, и старослужащие, просто стояли изумленные, не понимая, они в Англии, или где. А как ловко играл Серега на гитаре!

 Музыка – чудо. В Армии это чувствуется особо.



Так и познакомились. Так и спелись. А оказалось еще, что Стас живет в ближнем Подмосковье, а Серега в дальней Москве, и в одном направлении. Так что после Армии они не потерялись. А армейская дружба – вещь крепкая.

Да и в Армии сколько было конкурсов самодеятельности, сколько выступлений различных. Счастливое время. А как пели они дуэтом патриотические песни для ветеранов на 23 февраля и день Победы!  Серега за пианино, Стас на гитаре, прекрасный расклад голосов. Умиление ветеранов, аплодисменты. Это не передать словами – надо слышать.

А конкурсы самодеятельности части!

Не только Стас и Серега тут. Дато Кохидзе поет песню на украинском: «Несе Галя воду». Публика в восторге. А после, Вася Макарченко поет на грузинском «Ратом гамербихар, ратом мемалеби».  Рота выигрывает конкурс, получает приз за оригинальность.
 


Там же, в Армии, Стас впервые узнал о Серегиной бабуле. Перед учениями Серега получил посылку, в которой было много вкусностей, да таких, что «пальчики оближешь».  Какие-то неведомые восточные сладости, название то которых и не запомнишь. Было там и особо приготовленное сало, вещь полезная на учениях. Серега сказал, что все – дело рук его бабули.

Он, как полагается, угостил своих товарищей. А прапорщик Приходько, их старшина, заметил Сереге:

- Константинов, у тебя, наверное, бабушка с Украины? Дюже смачно сало.

Серега не стал раскрывать секрета Приходько, сказав лишь, что бабуля одинаково прекрасно готовит все кухни мира.  Но Стасу и некоторым другим, чуть позже, поведал о ней.



Она была родом из интернационального Баку, города южного, морского и дивного. Большая семья. Часто собирались у ее мамы. Та готовила много, на всех, изыскано. Так принято. То дочери зайдут, то зятья, то внуки. Всех накормит. Сядут потом под тенью большого тутового дерева в уютном бакинском дворике, общаются, пьют чай.

 В Отечественную Войну потеряла мужа, ушедшего на фронт. Мог не идти тот, имея бронь. Но не таков был дух людей того поколения...

Погиб в самом расцвете сил, в начале войны, не успев пожить вдоволь, не испытав вдоволь того простого, но важного человеческого счастья, которым, не замечая, избалованы мы.

 В последнем письме, полученном от нее, узнал, что стал отцом. Чему несказанно был рад. Он дал имя дочери и краткое напутствие о воспитании, чтобы выросла дочь достойным человеком. А еще сообщил, что готовится сложная армейская операция, бой предстоит трудный.  Он не ведал, что бой окажется последним для него…

Больше писем она не получала, хранила имеющиеся. Не получала и похоронки на него. А значит, как и многие другие женщины, не спешила считать себя вдовой.  Ждала.

Другую семью не создала. Морально не могла, посчитав это предательством перед ним, и надеясь. Верность – не пустое понятие того сильного поколения.

Дочь переехала в Москву, закончила институт, вышла замуж. По просьбе ее, переехала жить к ней и она. Да так и осталась. Взяла на себя заботы по хозяйству, да и о внуке. В нем души не чаяла.

Рассказывала бабуля Сереге сказки собственного сочинения про Паркичитана, который живет на крыше, водила в школу и забирала, пока был маленьким. Ну, а главное – всегда кормила от души. Восточные женщины иначе не могут. Накрытый ими стол и угощения говорят лучше любых слов. Во всем этом - часть их светлой, теплой и гостеприимной души.



У Сереги с бабулей были замечательные отношения. Их никак нельзя назвать сентиментальными, но они здорово понимали друг друга. Если родители были весьма строги в воспитании, то бабуля была «своим» человеком.
 
Не все увлечения Сереги она понимала. Например, сэкономит он на школьных завтраках, где-то подработает и купит музыкальную запись в стиле тяжелого рока. Поставит, чтобы насладиться. И услышит от бабули не гневное, но скорее удивленно - издевательское:

«А, выключи, да, этот собачий лай».

Тут, понимаешь, надрывается всемирно известный Ян Гилан из «Дип Перпл» или Роберт Плант из «Лед Зепеллин» или кто другой. А запись их с каким трудом достал! А бабулина оценка проста и кратка: «собачий лай».
 
И вот что удивительно, когда Серега сам пел эти же песни, то они не расценивались бабулей как «собачий лай». Нет, это пение внука. А в исполнении этих патлатых юношей лучшего выражения их пению та найти не могла. Не ее это музыка. Любила она повторять, что воспитывалась «советским духом». Для нее это было емкое и позитивное понятие. И чувство человеческого достоинства было свойственно ей.

И что Вы думаете, Серега обижался, что-то говорил бабуле, пытался переубедить?Никогда.

Он пытался понять ее вкусы и покупал, ставил ее любимую музыку.  И Арама Асатряна, и Зейнаб Ханларову, и Муслима Магомаева, и Вячеслава Добрынина, и многих других. И как музыкант, человек тонко чувствующий, всегда попадал в такт бабулиной душе.  Да и по дому ей помогал.
 


Тургенев нам рассказал про драму «Отцов и детей». Если б Серега был бы не музыкантом, а писателем, то он поведал бы о взаимопонимании бабушек и внуков. А секрет ведь прост: любите и понимайте пожилых людей. Ведь они этого достойны!

Много и других было эпизодов.

Например, подарили Сереге статуэтку Хотея, толстого лысого то ли китайца, то ли индуса, которому надо массировать живот, чтобы деньги водились. Серега парень не суеверный, но поди что убудет, коль помассируешь? А вдруг, и вправду, прибудет?

А бабуля, как-то убираясь в его комнате (обычно он сам) и увидев статуэтку лысого китайца, решила исправить «непорядок». Не поленилась, изготовила ему косыночку и повязала на лысую голову (может холодно ему). Да еще и спичку в рот вставила, наподобие сигары.
 
Серега не то, что не возмутился, но хохотал от души. Так и оставил Хотея с косынкой. Да еще сказал, что бабуля его – лучший имиджмейкер (создатель образа – прим. автора).



Стас, бабуле Серегиной, сразу понравился. Приветливый, всегда поинтересуется как она живет, как здоровье. Да и просто «хороший парень», воспитанный. Она приняла его тепло и просила, чтобы он чаще приезжал к ним в гости. Она любила компании, а не одиночество. Пока они пели, бабуля готовила что-то вкусное, особое, национальное. И всякий раз угощала ребят. Отпускать голодным гостя – не в ее правилах.


И вот однажды (а это был тот период, когда в Москве только открылся первый Макдональдс с километровыми очередями возле него, много чего еще было в диковинку из заморской кухни), Серега, к приходу Стаса, принес домой на пробу пиццу, новое тогда заморское блюдо. Эх, не подумал, как отнесется к этому бабуля. И вместо бабулиного угощения предложил Стасу и бабуле попробовать новое блюдо.

- Что это? – взгляд бабули из-под очков был недобрым, а лучше сказать брезгливо – настороженным, не меньше, чем на фашистскую мину, перепачканную навозом.

- Это – пицца, итальянское блюдо – без задней мысли ответил Серега.

Бабуля оторвала маленький кусочек, поморщившись, брезгливо и с опаской пережевала его. Серега уловил, что что-то не так, но не придал этому значению.

Стас тоже не придал значения и съел кусок пиццы.

И они даже похвалили пиццу. При бабуле! Та ничего не ответила...

Попрощались Серега со Стасом.  И услышала бабуля, что через два дня Стас снова приедет попеть. У нее созрел план...



Через два дня Стас действительно приехал.
 
Все было как обычно: они распелись и пение шло великолепно. Отвлекало лишь одно – с кухни доносился приятный аромат какого-то кулинарного рукоделия бабули. Вскоре, друзья уже не могли петь, вдыхая этот аромат. А тут и бабуля их позвала к столу.

- Что это? – теперь удивление было в глазах Сереги, когда бабуля вытаскивала из духовки противень с ее дымящимся кулинарным рукоделием.

- Как это...? – стала вспоминать бабуля – А не помню, как называется. Что-то ты прошлый раз приносил.

Серега и Стас все поняли.
 
Бабуля прошлый раз не успокоилась, наскребла всяких продуктов, замесила тесто и приготовила свой вариант пиццы. Да какой!

Это мы сейчас бы прочитали в интернете о том, как правильно приготовить пиццу и все делали бы по инструкции. Умные!

Но тогда и интернета – то не было. Бабуля приготовила, основываясь на своем мастерстве и кулинарной интуиции. Она какие только вкусные блюда не умела готовить! Что ей пиццу какую-то приготовить? И она приготовила не просто пиццу. Она приготовила… ТАЛАНТЛИВУЮ пиццу.

- Стас – сказал Серега, с удовольствием проглатывая бабулину пиццу – что сказать? Италия «курит»!

- Серега, еще как – с умилением закатывая глаза в наслаждении сказал Стас, а потом, благодарно обращаясь к бабуле Сергея, добавил – добра и здоровья Вашим рукам.
 
- По этому поводу надо спеть – предложил Серега – в честь бабулиной пиццы.

- Поддерживаю – ответил Стас.


И вот в руках у Сереги появилась гитара.
 
Короткий вопрос Стаса:

- Феличита**?

- Пиколо Аморе*** – ответ Сереги.



В честь чудо пиццы, добрых рук и сердца бабули,а также «прокуренной» и проигравшей ей Италии, два друга сыграли и спели на итальянском  «Пиколо Аморе». Вдохновенно и торжественно, немного даже по оперному (Серега потянул на тенора).
 
Бабуля не понимала, о чем поют ребята на неведомом ей  языке, но она чувствовала, что замысел ее удался. «Молодые львы» довольны. А значит, и она счастлива.




*Битловская песня «Мишель» содержит в тексте как английские, так и французские строчки.

**Феличита – счастье (итал.). Известная песня, исполняемая итальянским семейным дуэтом Аль Бано и Ромины Пауэр.

***Пиколо Аморе – маленькая любовь (итал.). Известная песня, исполняемая итальянским трио «Рики и Повери».