После боя

Александр Прохладный
Работал в нашем отделе Иван Константинович - роста невеликого, при ходьбе заметно прихрамывал, был не особо разговорчив. Жил он возле залива, примыкающего к Волге в неблагоустроенной квартире и как инвалид войны, числился в отдельной очереди на достойное жильё. В первое воскресенье августа, в наш профессиональный праздник вся смена собралась на берегу Волги, чтобы отметить дату на природе - подальше от начальства и блюстителей порядка. Было нас около двадцати человек, горячительные напитки и снедь раскладывались на клеёнках, всё нарезалось - разливалось, после завершения подготовки мы рассевшись на траве, стали провозглашать тосты. Рядом почти бесшумно рябили всплески волн, через пару часиков разомлевше коллеги "ударились" - кто во что, женщины с визгом барахтались у берега, мужчины покуривали и "травили" анекдоты - вполне привычная картина для пикника. Иван Краснов улёгся в сторонке на траве, позже я присоединился к нему - тут и разговорились, почему-то о судьбе и её всевозможных проявлениях. Мне вспомнился рассказ Лермонтова "Фаталист", его то я и пересказал своему собеседнику. Тот выслушал без особого интереса и неожиданно поведал мне случай, произошедший с ним на войне.

Однажды после боя, рота в которой служил доброволец Иван Краснов, расположилась в деревне, дымила полевая кухня, солдаты приходили в себя после сражения. К Ивану подошёл солдат из его взвода Стёпа, бесшабашный малый и неожиданно выставив автомат, стал дурачиться : - Вань, а давай пальну в тебя - попаду или нет ?  - Убери, дурень - вдруг да и выстрелит ... - Не выстрелит, диск то не вставлен, гляди ! - Так пальни вверх, коль неймётся ! Стёпка, вскинув автомат - нажал на спуск - выстрел ! Подбежавшие однополчане сходу надавали тумаков бесотолковому стрелку, а Иван, со страху присев на корточки - заплакал. Было ему всего семнадцать, деревенский парнишка - доброволец, второй месяц на фронте. Чуть "оклемавшись", он побрёл в избу, следом за ним - злой рок по имени Стёпка, который и под крышей продолжал куражиться : - Мужики, я чуть Ваньку сейчас не подстрелил, навожу на него автомат - и ... тут Краснов, чуть передохнув, продолжил : - Какая то сила меня подтолкнула - я ногой , снизу ударил по автомату - затрещала очередь и пули "прошили" весь потолок. Он - гад, забыл что диск с патронами вставил и чуть не спровадил меня на погост. Тут наши мужики, отобрав автомат, основательно "отдубасили" Стёпку, а я пришёл в себя только после глотка водки, что силком влил в меня старшина ... Такую историю поведал мне Иван Константинович - добавив, что после тяжёлого ранения в сорок четвёртом, вернулся домой и долго не оформлял инвалидность - стыдился этого звания.

А праздник наш в тот день завершился к вечеру без потерь, мы с "Константинычем" шли позади, намного отстав от нашей компании. Долго я держал в себе тот рассказ и вот сегодня изложил на бумаге. Удивительно, как ангелы - хранители дважды за полчаса спасли от верной гибели человека, трудно поверить в это, но - так и было. А Иван Краснов скоро вышел на пенсию - по льготному стажу, а позднее получил новую квартиру на втором этаже высотного дома. Вот и вся история.

                быль, 1976 год


01.02.18 г.         22:33