Почему нет изменений после покаяния

Рыжов Александр Геннадьевич
Почему я два раза каялся, а в моей жизни ничего не поменялось? Зачем мне ещё каяться, если ничего не поменяется? (Отвечал на аск.фм, но весь ответ там не поместился, поэтому выложу текст здесь)

Вообще ответы на этот вопрос могут быть самыми разными в зависимости от ситуации и состояния спрашивающего, но так как возможности уточнить у меня нет, я приведу несколько возможных ответов.

1. Боюсь, что у того, кто задавал этот вопрос, нет правильного представления о том, что такое Евангелие. Евангелие – это Благая Весть об Иисусе Христе. О личности, не о системе правил или принципов. И поверить в Евангелие, жить по Евангелию – это связать свою жизнь с личностью, с Иисусом.

Представьте себе мужа и жену, которые любят друг друга. И вот у них за год случилось, скажем, три ссоры. Тут происходит четвертая, и муж думает: зачем мне просить прощения у моей жены, если я в этом году просил у нее прощения трижды, но ничего не изменилось? Вы чувствуете, что сама постановка вопроса неправильная?

Если представлять себе семейную жизнь только как систему правил и принципов, то да, три раза или двадцать раз убедившись, что что-то в системе не работает, можно ее бросить. Но главный мотив ведь всего, что происходит в семье – это любовь. Если не будет ее, и система работать не будет. Зачем, или лучше почему муж просит прощения у жены в четвертый или двадцатый раз? Потому что он ее любит. Потому что они живые люди, и чтобы устранить то, что сейчас между ними встало, надо попросить прощения.

Покаяние – это не только выйти вперед на богослужении, встать на колени, заплакать, помолиться... Это все внешние составляющие покаяния. А внутренняя составляющая – это встать перед личностью Иисуса Христа. И начать отношения с Ним.

Расскажу немного про себя. После того, как я стал верующим, у меня было в первое время два запинающих греха, которые мне не удавалось победить. Я очень из-за этого мучился. Каждый день молился о том, чтобы Бог помог мне их не делать, и каждый вечер каялся в том, что снова их делал. Настал даже однажды момент, когда я решил больше не ходить на собрания верующих, подумал: зачем лицемерить, про меня думают, что у меня все нормально, а у меня далеко не так все. Не буду описывать, почему я остался верующим, напишу про то, что случилось через месяцы после этого.

То ли кто-то меня научил, то ли я сам к этому пришел, но я начал перед каждым чтением Библии молиться о том, чтобы Бог открывал мне в ней Иисуса Христа. Сначала ничего в ответ на эту молитву не происходило. А потом меня вдруг начали очень впечатлять стихи, говорящие об искупительных страданиях и любви Иисуса Христа. Над некоторыми из этих стихов я стоял по полчаса на коленях в слезах, а когда приходил на учебу, мне говорили, что я сегодня не такой, как всегда. Прошло еще несколько месяцев. И настал день, когда я остановился и подумал: а ведь я уже не делал очень давно те два греха, с которыми раньше так долго боролся. Я не то что начал побеждать их, я просто забыл о них. Когда я проанализировал этот отрезок своей жизни, я понял, что это произошло под влиянием моего нового взгляда на Иисуса в ответ на регулярную молитву перед чтением Библии.

И для полноты картины добавлю: в тот период я сказал одному брату, что мне тяжело из-за некоторых грехов, и попросил его молиться обо мне.

Т.е. то, о чем я говорю, я испытал на себе: от грехов нас освобождает Иисус, увлеченность Им, единение с Ним. Я немного погрешу сейчас против принципов герменевтики, но приведу иллюстрацию из Евангелия от Матфея, там записаны такие слова Иисуса: "ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее" (Мф.16:25). Теряют то, о чем забывают из-за увлеченности чем-то другим, что полностью овладело вниманием. Нельзя потерять ключ намеренно, ключ теряют, когда забываются в игре или интересном разговоре. Потерять свою душу ради Иисуса может только тот, кто увлечен личностью и совершенством Иисуса.

2. Еще одна причина, по которой покаяние может не принести никакой пользы человеку – это если он думает о покаянии как о сделке с Богом. Я тебе покаяние – Ты мне прощение. Это похоже на оправдание делами. Покаяние тогда видят необходимым делом для своего спасения. Такой подход не приводит к возрождению, потому что это попытка пойти путём дел, а не благодати. Покаяние – это средство, предложенное Богом ни к чему не способному грешнику.

3. Еще проблема может быть в том, что человек не принимает верой прощения грехов. Покаяние состоит из двух этапов: просьба о прощении и принятие прощения или вера в прощение. Грехи наши находятся в двух местах – перед Богом и на совести (Пс.89:8 и Евр.9:14). Бывает, что после покаяния они удалены от лица Божьего, а у нас из-за недостатка веры с совести они не убраны. В покаянии человек должен поверить в прощение грехов и верой принять прощение. А вместе с прощением и все его благословения – мир с Богом и новую жизнь. Таким образом, покаяние это не просто молитва грешника, но процесс примирения с Богом через веру. Люди часто останавливаются только на одном – на покаянии как молитве о прощении.

4. Каяться нужно в том, что ты сам управлял своей жизнью, и в молитве покаяния передать управление жизнью в руки Бога. Здесь должна быть и просьба, и волевое решение. Должно быть такое желание. Мы не можем обещать, что у нас получится всегда жить под управлением Бога, но мы должны желать или хотеть этого. Если человек сделал правильный первый шаг (покаяние), а дальше остановился или возвратился обратно, покаяние ничем ему не поможет. Эта проблема вытекает из-за непонимания необходимости духовной борьбы. То есть, наша молодежь рассчитывает на покаяние как на некий толчок, который  придает жизни правильное направление. Когда инерция движения заканчивается, то они ждут нового толчка, ожидая лагеря или молодежного общения для нового покаяния. Молодежь даже употребляет такие фразы: «после покаяния меня хватило на три месяца». Это справедливо только для первого покаяния, когда человек получает возрождение. А после этого именно такого покаяния не нужно. Нужно исповедание (это покаяние другого типа), духовная жизнь с Богом, усердие для достижения победы и так далее.

5. Еще одно неправильное понимание покаяния случается, когда каются за отдельные дела / области своей жизни, не признавая, что вся их жизнь является бунтом, противлением Богу (Кол.1:21; Еф.2:3). Каяться нужно не только за поступки, а и за то, что привело к этим поступкам – за самовольство, независимость от Бога. Выражаясь языком притчи о блудном сыне, каяться надо не только в том, что расточил имение, полученное от отца, но прежде всего в том, что тебе отец не нужен был, а только его имение.

02.03.2018