Болгарский архимандрит Климент Рильский

Анатолий Гурьевич Холодюк
Фото: архимандрит Климент Рильский

Одним из известных подвижников Рильского монастыря в Болгарии, основанного в Х-ом веке преподобным Иоанном Рильским, чудотворцем (ок. 876—946), был уроженец Одессы  — архимандрит Климент Рильский (в миру — Константин Серафимович Кучеров; 1900 — 1985), писатель и летописец, секретарь и библиотекарь. Помимо русского и болгарского  иеромонах владел немецким и французским языками.

Ныне в Рильской обители имеется мемориальная келлия номер 91, где до 1961 года жил монах Климент. В ней  сохранились  его маленький иконостас, церковные книги, пишущая машинка на письменном столе,   настенные фотографии в рамках  и многие документы. Кроме того, на одном из этажей монастырской галереи в келлии номер 85 имеется и большая личная библиотека архимандрита Климента, где можно обнаружить оригиналы и копии многих его трудов. Ключи от 91-й келлии хранятся  у архимандрита Леонида (Генчева), принявшего монашеский постриг в 1980 году. Монах  называет себя духовным чадом архимандрита Климента Рильского.

Константин Серафимович Кучеров родился в 23 декабря 1900 года в Одессе. Он писал о себе, что происходит по материнской и отцовской линиям  из тех древних болгар, кто «во времена турецкого рабства покинули Болгарию и поселились на юге Росиии» (1, с.49). Девичья фамилия его матери – Сомлева, а бабушка по материнской линии носила фамилию Жекова. Отец закончил в Москве Петровскую сельскохозяйственную академию (ныне — Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева, или «Тимирязевская академия») и получил специальность агронома. Константином еще в возрасте 13—14 лет овладело «сильное желание стать священником». Однако родители категорично выступили против  выбора сына. В 1915 году Константин успешно завершил учебу в реальной гимназии и уже через год был принят в 5-й класс основанной  в 1838 году Одесской духовной семинарии. Окончить учебу юноша не успел, так как после начала в России гражданской войны  приказом Губернского отдела народного образования в 1920 году семинария была закрыта. В январе 1920 года Константин Кучеров вступил в Добровольческую армию — оперативно-стратегическое объединение белогвардейских войск на Юге России в 1917—1920 гг.

Новобранца Константина Кучерова определили на учебу в организованных кратких курсах по изучению артиллерийской картечи. 25 января того же года он был эвакуирован с курсантами из Одессы в Севастополь. Далее курсы проходили в Феодосии. В конце февраля Константин Кучеров завершил учебу и получил звание «инструктора по картечи» (1, c. 50). По желанию Константина  его перевели на работу в канцелярию при администрации курсов. 17 марта Константин Кучеров получил звание младшего офицера и назначен писарем.
 
В ноябре 1920 года белые войска начали наступление на Крымский полуостров и 13 числа того же месяца молодой офицер Константин Кучеров вынужден с военным руководством курсов эвакуироваться из России. 5 декабря 1920 года он оказался в городе Гелиболу (Каллиполис) на полуострове Галлиполи, который вместе с городом,  cогласно Севрскому миру 1920 года, отошел к Греции. Здесь произошло   расформирование управления курсов и   Константин был командирован в качестве санитара в 4-ю хирургическую больницу Красного Креста. 1 ноября 1921 года он был назначен писарем при канцелярии больницы, которую в конце того же месяца перевели в Болгарию. С 21 декабря 1921 года эта больница находиась в Варне и через четыре дня была переведена в Плевен. 11 апреля 1922 года больница Красного Креста переехала на новый адрес – в село Банкя под Софией (ныне – бальнеологический город – курорт Банкя).
 
Отсюда  Константин Кучеров написал прошение в управление Рильского монастыря о своем желании быть его послушником. Его прошение было положительно рассмотрено на монастырском соборе 7 сентября 1922 года. Константин оставил служение в больнице и 21 октября того же года прибыл в  Рильский монастырь. В первое время  он последовательно выполнял послушания в ключарне, на кухне, в трапезной. Одновременно послушник Константин становится чтецом в  главном монастырском храме во имя  «Рождества Богородицы».

Решением монастырского собора (протокол №12 от 26 марта 1923 года) его члены единодушно рекомендуют послушника Константина к совершению монашеского пострига.   Такое же решение одобрено в письме № 3918 Святого Синода Болгарской Православной Церкви.

Послушник Константин с 30 октября 1923 года начинает продолжать духовное   образование в Софийской духовной семинарии и получает стипендию Святого Синода. Однако уже 4 июля 1924 года по болезни он прерывает обучение и возвращается в монастырь.

11 августа 1924 года послушник Константин принимает монашеский постриг с именем Климент. Постриг совершил игумен Аверкий при участии старца иеромонаха Софрония. С 12 августа по ноябрь 1924 года монах Климент выполнял послушание смотрителя мощей святого Иоанна Рильского и продавца у свечного ящика (1, с. 50). Но уже 24 ноября того же года он назначен ответственным за выпуск монастырского журнала и становится чтецом. В конце июля 1925 года монастырь назначает стипендию и командирует монаха Климента в столицу для учебы на богословском факультете Софийского университета.

В год окончания учебы 9 мая 1929 года Софийский митрополит Стефан и игумен архимандрит Кирилл рукополагают монаха Климента в иеродиаконы. В июле того же года иеродиакон Климент получил диплом с отличием (номер 7160 от 4 июля 1929 года). Монастырский собор назначает иеродиакона Климента на должность секретаря Рильской обители. Кроме того, он занимался сбором записок о поминании и пожертвованиями монастырю. В конце ноября его выбрали членом ревизионной комиссии монастыря. 20 февраля 1930 года монах Климент, как свидетельствует текст письма Святого Синода (номер 1699), состоит членом монастырского собора и в марте того же года ему назначена зарплата из казны монастыря в размере 4.500 левов. В числе  новых его послушаний – работа в монастырской библиотеке. Совет монастыря в своем решении от 11 ноября 1931 года возлагает на иеромонаха Климента заведование монастырским музеем.
 
Через два года монах Климент решил предпринять большое путешествие по Западной  Европе. С этой целью он  обратился к руководству монастыря с просьбой разрешить ему провести длительный отпуск за границей.   Эта просьба была удовлетворена, и 29 августа 1933 года он отправился в первое большое путешествие. Пароходом по Дунаю он прибыл в Будапешт, а оттуда в Вену, где провел несколько дней. В Австрии он посетил Зальцбург, и оттуда, преодолев на поезде более 150 километров,   приехал в столицу Баварии — Мюнхен, где пребывал некоторое время.
Далее он покинул Германию и  его путешествие продолжилось уже во Франции. В Париже он встретился со своими родственниками и провел в столице  целый месяц (1, c. 52). Здесь  он изучал исторические памятники и посещал церкви и музеи. Во французской столице он познакомился  с католическим епископом, доктором Адольфом Кюри (Adolf K;ry; 1870–1956), возглавлявшем в те годы Старокатолическую церковь (Христианско-католическая церковь) Швейцарии и поддерживавшем хорошие отношения с Православной Церковью. Cтарокатолики свидетельствовали о своей приверженности догматам и канонам Древней Неразделенной Церкви. По всей вероятности, иеромонах Климент решил более глубоко познакомиться со старокатолицизмом, чтобы написать в Болгарии книгу об истории и деятельности о его Церкви.

Старокатолицизм как группа национальных церквей возникла в 1870-е годы вследствие неприятия частью духовенства Римско-католической церкви решений Первого Ватиканского собора: догмата о непогрешимости папы римского и догмата о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы. Помимо этого старокатолики отвергали также филиокве — догмат об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына. Иеромонах Климент выразил желание послушать в Швейцарии цикл лекций и епископ Адольф Кюри предоставил ему жилье в пансионате Берна и помог ему стать  слушателем лекций во время зимнего семестра при богословском факультете местного университета. После завершения учебы в феврале 1934 года монах Климент решил отправиться в обратный путь из Швейцарии в Болгарию через Италию. Для знакомства и изучения историко-культурных памятников страны он по нескольку дней останавливался в Милане, Флоренции, Болонье и Риме. Из Вечного Города   его путь лежал в Геную, Венецию и Триест. Далее он направился в Белград и оттуда добрался до  Софии. В Рильский монастырь он возвратился 21 марта 1934 года.
Итогом путешествия монаха Климента по странам Западной Европы стали следующие опубликованные им работы:

1. Литургията на старо-католиците. — Пловдив, 1935. -13 стр.
2. Старокатолицизм, негова история и вероучение. — Пловдив, 1936. -157 с.
3. Ново-езическо движение в Германии. — Пловдив. 1936.- 68 с.


По решению Святого Синода в 1933—1934 гг. в Рильском монастыре вводится штатная должность секретаря с месячным вознаграждением (1, с. 52) и эту работу поручают иеромонаху  Клименту. 30 марта 1934 года Святой Синод назначил его  ефимерием (старшее по административной власти духовное лицо в монастыре. — Примечание А.Х.). С середины 30-х годов начинается активная издательская деятельность иеромонаха Климента. С 1935 года он сотрудничает с церковной прессой Болгарии. Его богословские статьи и заметки появляются в изданиях «Църковен вестник», «Духовна кyлтура», «Православен миссионер» и др. В эти годы монах Климент подготовил и две книги, посвященные житию святого Иоанна Рильского и его чудесам, истории Рильской обители и чудесам почитаемой в Болгарии иконы «Божия Матерь Осеновица»:

1. Животът на св. Ивана Рилски. Историята на Рилския монастир. Пътеводител из Рилския монастир. — Дупница, София, 1937—1947 ( 10 изданий);
2. Чудесата на св. Ивана Рилски и чудотворната икона на Пресвятая Богородица «Осеновица» в Рилския монастир. — Дупница, София, 1937 —1946 (7 изданий).

Эти книги имели успех у читателей, поэтому в разные годы переиздавались  до 10 раз.   Монах Климент тем временем собрал  материалы к новым  своим книгам. В 1938 году в Пловдиве выходит его книга о могаметанстве (религия Мухаммеда). В 1940—1941 годах вышли в свет его книги на богословские темы: «По въпроса за различията в служебниците. —Пловдив, 1940 и „Наръчна книга за духовен живот». Том 1. — София, 1941. В 1941 году он издал  небольшую книгу на немецком языке о Рильском монастыре  —«Das Rila Kloster».

В конце января 1938 года решением cобора монастыря монах Климент назначается на должность библиотекаря. Знаменательным событием в  жизни иеромонаха Климента явилось решение Святого Синода от 31 декабря 1939 года о возведении  его в сан архимандрита.
 
Иеромонах  Климент решил приобрести профессиональные знания по библиотековедению. С этой целью  летом 1940 года в городе Левеч он посещал библиотечные курсы и 28 августа успешно их завершил, получив специальное свидетельство. Кроме того, с 1939 по 1940 год он заочно учился в Кооперативной школе Софии и с отличием завершил учебу, получив диплом, где указана его специальность «кооперативный счетовод» (1, с. 54). В эти же годы он  продолжил заниматься издательской и переводческой деятельностью. На русском языке выходит в 1950 году его книга «Рильский монастырь». На болгарском языке в 1958 году он выпустил в сокращенном переводе книгу Никодима Святогорца «Невидимая брань».
Среди других послушаний, которые до 1961 года архимандрит Климент выполнял в Рильском монастыре, были его деятельность в качестве советника по оценке старинной   церковной утвари и председателя «музейного совета по старине», ведение в 1951 —1952 гг. книги «кондиката», где   записывались имена братии для их вечнаго поминовения,  ведение книги протоколов монастырского собора (1, с. 55) и книги отчетности монастырского хозяйства. Кроме тогo, по просьбе игумена он проводил по вечерам для братии духовные беседы и произносил в храме проповеди. Так, начиная с 1952 по 1961 год им проведено 259 бесед и произнесено 186 проповедей (1, с. 56).

С 20 мая по 5 июня 1958 года архимандрит Климент с благословения   монастырского правления и лично Болгарского Патриарха Кирилла в составе экскурсионной группы «Балкантурист» совершил поездку в Совeтcкий Союз, где посетил Киев, Ленинград и Москву.

В январе 1959 года настоятель епископ Стобийский Варлаам, управлявший Рильской обителью с апреля 1949 по ноябрь 1961 года, назначил архимандрита Климента «референтом, докладчиком, экскурсоводом и библиотекарем» с месячной зарплатой 668 левов (с. 56).
 
В 1961 году власти Болгарии неожиданно для братии решили закрыть Рильский монастырь и превратить его в культурно-исторический заповедник. 9 ноября года того же братия обители по решению Святого Синода  покинула обитель и  отправилась  в Бачковский монастырь. Это — второй по величине после Рильского православный ставропигиальный мужской монастырь Болгарской Православной Церкви. Находится эта обитель  в регионе Родопских гор на правом берегу реки Чаи, в 189 км от Софии.

В своих дневниках архимандрит Климент записал, что 25 декабря 1961 года ему была назначена пенсия в размере 63 левов 30 стотинок и что в мае-июне 1962 года он работал в библиотеке Рильского монастыря и одновременно занимался оформлением своей 61 келлии, которая получила наименование «образцово-показательной келлии», а опись всех находившихся в ней предметов мебели и документов  была передана директору Национального музя Анчо Анчеву (1, с. 57).
 
После первой зимы 1961—62 года, проведенной в Бачковском монастыре, отец Климент написал прошение   Патриарху Болгарии Кириллу, где просил разрешения переселиться в церковном доме при храме Пресвятой Богородицы в Благоевграде, но  ему было отказано в этом. Причины обращения в Патриарху с такой просьбой неизвестны.  В мае 2013 года монахи Рильского монастыря  не смогли   прокомментировать автору этих строк прошение архимандрита Климента. В августе 1962 года Святой Синод принял решение зачислить его  в число братии Бачковской обители.
 
В ночь с 8 на 9 февраля 1964 года у архимандрита Климента резко повысилось кровяное давление и достигло 230 единиц. После этого тревожного случая он стал  более внимательно следить за своим здоровьем, и  в своем дневнике записал, что резкое повышение  могло произойти "из-за нервного состояния   или перемены климата после 40 лет жизни в Рильских горах", где обитель  расположена на высоте 1 147 м.  Бачковский же монастырь находится на морской равнине высотою не более 400 метров.

В октябре 1965 года архимандрита  Климента привлекают к участию в работе комиссии по составлению списка экспонатов  для монастырского  музея. В январе 1968 года ему поручили написать брошюру (56 стр.) об истории Бачковского монастыря, которая  позже  была опубликована Синодальным издательством. 24 марта 1966 года архимандрит Климент  был удостоен научной степени кандидата богословия и ему вручили специальный диплом.

26 марта 1969 года Святой Синод принял решение о возвращении архимандрита Климента в Рильский монастырь. Несмотря на то, что он приложил в письме на имя Патриарха Болгарии Кирилла медицинский документ об атеросклерозе и гипертонии и рекомендацию врачей o том, что ему  желательно проживать не в горах, а на высоте не более 900 метров,  просьба монаха о дальнейшем  его проживании в Бачковском монастыре не была удовлетворена. Своеобразным утешением архимандриту Клименту  послужило благословение Cвятого Синода — совершить с 20 по 25 июня 1969 года на пароходе короткое путешествие из Пловдива в город его детства и юности — Одессу. В августе того же года он был назначен на должность библиотекаря Рилького монастыря с месячным пособием в 30 левов.
 
Работа в библиотеке располагала к творчеству и архимандрит Климент, используя свои долголетние дневниковые записи, начинает писать  воспоминания. В 1969 году он завершил работу над двумя томами «Воспоминания из моей жизни. Рильский монастырь (1922 —1961)» („Cпомени из живота ми. Рилски монастир (1922 —1961)».
Свой дневник он писал аккуратным почерком в тоненьких зеленых и голубых тетрадках, каждую из которых он нумеровал и указывал на ее обложке даты  начала и окончания ведения записей. Далее тексты  его дневников перепечатывались в нескольких экземплярах на пишущей машинке и составляли   толстые рукописи в синем переплете. В них представлены не только хроника жизни и деятельности Рильского монастыря на протяжении нескольких десятилетий, но и личные рассуждения  автора относительно крупных общественно–политических событиях в Болгарии и СССР. Некоторые записи представляют сводку событий Второй мировой войны или сообщения об актуальных событиях в правительственных кругах Софии, комментарии газетных- или радионовостей. Так, 7 мая 1945 года архимандрит Климент Рильский сообщает о «радостной Победе в Великой Отечественной войне» и о том, как болгарские монахи совершили благодарственный молебен о капитуляции Германии.

Редко в дневниковых записях пересказываются услышанные монахом анекдоты на политические темы. В них присутствуют данные, повествующие о капризной погоде в Рильских горах и времени выпадения первого снега на монастырском дворе (1, c. 26). Отец Климент откликается и своими   рецензиями на статьи в газете «Отечествен фронт» и других СМИ, если они посвящены Рильской   обители. Так, в дневниках середины 40-х годов отец Климент рассказывает о смерти и захоронении на территории Рильской обители болгарского царя Бориса III (1894—1943): «28 августа 1943 поступило сообщение о смерти царя Бориса III». За 13 дней до этого известия болгарский монарх в удрученном состоянии вернулся после двухдневного визита в Германию в Софию, а 17 августа отправился в загородную резиденцию в Рильских горах, где пробыл до 23 августа. Возвратившись в столицу, он сразу же пожаловался на плохое самочувствие и через некоторое потерял сознание в своем рабочем кабинете. Отец Климент рассказывает в своих документах, что «1 cентября принято решение хоронить его в монастыре»; «5 сентября состоялось погребение царя». Прослеживая далее тему царя Бориса в дневниках отца Климента, находим , что «24 апреля 1946 годa в монастыре по приказу властей из Софии в монастырской церкви извлекли останки царя Бориса» и 6 мая они были перенесены во Вранья — неофициальную резиденцию болгарских монархов на окраине Софии. (Далее — в парке или в другом, до сих не известном месте, тело Бориса III было тайно перезахоронено, а после падения коммунистического режима забальзамированное в особом растворе его сердце было перенесено в Рильский монастырь и похоронено в здании церкви «Рождества Богородицы». — Примечание А.Х.).

Архимандрит Климент  сделал фотоснимки всех братьев монастыря и после оформления специального альбома передал его в библиотеку. В 1949 году он подготовил опись всех документов, имеющихся в монастырском архиве и передал этот материал в архивный фонд Государственного архива Болгарии.
 
Подробно рассказывает архимандрит Климент   о жизни иеромонаха Павла Рильского (1874—1949), о котором в 2011 году болгарский архимандрит Серафим (Алексиев) написал и издал  в Софии книгу ( см.: 3 ). Он сообщил о внешнем облике, жизни  и особенностях характера таких  монахов, как  Нифонт, Анфим, Иоас, Кирилл, Самуил, Синесий, иеродиакон Дионисий. Он рассказал также и об   иеромонахах Милетии, Викентии, Гаврииле, Пахомии, Сергии, Арсении и др.

Короткие дневниковые записи архимандрита  Климента дают представление и о том, как в Рильской обители развивались русско-болгарские церковные отношения. В его архиве содержится информация о том, что 15 мая 1953 года монастырь посетила делегация Русской Православной Церкви, возглавляемая митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием (1870 —1955) и митрополитом Минским и Белорусским Питиримом ( 1887 —1963). В 1957 году, 17 сентября монастырь посетили митрополит Минский и Белорусский Питирим им (Свиридов), епископ Берлинский и Германский, управляющий Смоленской епархией Михаил (Чуб).

В альбоме отца Климента сохранились фотографии о встрече в 1985 году в Рильском монастыре митрополита Таллинского и Эстонского Алексия- будущего Патриарха Московского и всея Руси, пребывавшего в Болгарии в составе делегации Русской Православной Церкви. Подробности этой встречи, к сожалению,  отсутствуют в тех архивных документах, которые изучал автор этих строк.

Дневники отца Климента в краткой форме фиксируют пребывание в обители не только представителей Церкви, но и деятелей российской культуры и делегаций из бывших советских республик, с которыми встречался архимандрит и вел с ними  на русском языке рассказ об истории Рильского монастыря и подвижнической жизни  монахов. Так, 1 марта 1959 года монастырь посетил директор Русского музея, советский и российский искусствовед, собиратель произведений искусства Пушкарёв Василий Алексеевич (1915 – 2002). В 1980 году отец Климент встретился с делегацией общественности из Донецка и Донецкой области, что запечатлено   на одной из фотографий и снабжено кратким комментарием к ней.
 
Дневники и воспоминания архимандрита Климента Рильского дают представление о русском присутствии в болгарском монастыре в середине ХХ века. В обители подвизались, жили или работали представители русской эмиграции, выехавшие за рубеж после событий 1917 года в России и волею судеб оказавшиеся на Балканах. Записи на эту тему достаточно кратки.  В них рассказывается, что в Рильском монастыре подвизался архимандрит Сергий (Марчевский), уроженец города Тулы, родившийся в 1878 году и скончавшийся 15 июня 1958 года. Какие-либо детали биографического характера  отсутствуют,  однако  даже  краткие упоминания о русских людях тоже важны.

Несколько подробно повествуется в записях архимандрита Климента  о русских врачах. Так, в 1932 году монастырь вообще остался без врача. В этот же год обитель посетил русский эмигрант Павел Антонович Гарньер, врач по профессии, которому наместник обители, архимандрит Кирилл предложил поселиться в монастыре и обслуживать братию. Врачу обещали бесплатное жилье с освещением и отоплением, а также денежную помощь ( с. 80 ). Из общения с русским врачом отец Климент узнал, что доктор фон Гарньер, будучи студентом медицинского института, участвовал в спасении пострадавших 17 (29) октября 1888 года во время крушения императорского поезда на 295-м километре линии Курск — Харьков — Азов, южнее Харькова, у станции Борки. Как известно, cпасение императорской семьи в официальной печати и в церковной традиции интерпретировалось как чудесное, поэтому на месте катастрофы был воздвигнут православный храм.

Отец Климент рассказал  в своих записях и о другом русском эмигранте-пенсионере, тоже выполнявшем в монастыре функции монастырского доктора — Александре Алексеевиче Рязанове (2, с. 81) родом из села Юрьево Тамбовской губернии. Рязанов скончался в монастыре 6 марта 1958 года в возрасте 78 лет.
В воспоминаниях, датированных 1957 годом, архимандрит Климент Рильский   написал и  об известном об иконописце Николае (урожд. Георгий) Николаевиче Шелехове (1912 —1981), уроженцe Варшавы, переехавшем в 1932 году в Софию и обучавшемся там до 1936 года в Духовной академии. В ноябре 1932 года Георгий Шелехов был   рукоположен архиепископом Серафимом (Соболевым) в иерейский сан и в монашестве принял имя Николай. В 1953 — 1961 гг. он жил в Рильском монастыре и организовал там большую иконописную мастерскую и выполнял заказы для многих храмов, монастырей и епископов Болгарской Церкви. Он написал иконы для зала гостей Рильского монастыря и впервые расписал храм новой церкви во имя св. Феодосия. Еще будучи в монастыре, у иеромонаха Николая в 1960 году в Софии родился сын Александр и ему пришлось оставить сан и снять с себя монашеское одеяние.
 
… В 70-годы и до конца жизни архимандрит Климент безвыездно находился в монастыре и выполнял свои основные послушания — секретаря и библиотекаря. В конце сентября 1971 года в составе группы от «Балкантуриста» отец Климент совершил поездку в Румынию c посещением Бухареста, Плоешти и других городов.
В эти годы он  работал над вторым томом книги о духовной жизни («Наръчна книга за духовен живот»), которая вышла в свет в 1977 году.

С содержанием первой части его машинописного издания «Воспоминания из моей жизни. Рильский монастырь (1922 —1961)» познакомилось монастырское начальство. Оно осталось  очень недовольно тем, что в рукописи подробно рассказывается о братии, об особенностях характера всех монахов. Архимандриту  Клименту предложили изъять эти страницы, но он ответил отказом. В одном из своих писем он выражал  беспокойство, что у него забрали рукопись. Он требовал, что рукопись  не уничтожали и обязательно вернули ему назад первый экземпляр машинописи. Как сообщил автору этих строк нынешний секретарь Рильского монастыря архимандрит Леонид (Генчев), первая часть воспоминаний архимандрита Климента Рильского в целости и сохранности находится в монастырской библиотеке.

В конце ноября 1985 года архимандрит Климент неожиданно почувствовал резкие боли в области желудка и его отправили на лечение в городскую больницу Дупницы. После проведенного исследования врачи установили заболевание язвы, но, учитывая возраст больного, монаха решили не оперировать. В ночь на 2 декабря того же архимандрит  Климент скончался. Когда утром в больницу прибыл монах Виталий, дежурный врач сообщил ему скорбную весть, которая мгновенно стала известна братии Рильского монастыря и всем монашествующим Болгарии.
…Похоронили архимандрита Климента  на монастырском кладбище.

Литература:
 
1. Климент Рилец, aрхимандрит. Биографии на Рилските братя.
2. Cпомени из живота ми. Рилски монастир (1922 —1961).Часть II. —1969.
3. Cерафим (Алексиев), архимандрит. Схимонах Павел Рилски. —София: Прав. изд. «Св. ап. И евангелист Лука». —2011.
4. Климент Рилец, aрхимандрит. Организация библиотеки-читальни (машинопись, 38 стр.)
5. Климент Рилец, архимандрит. Дневник. Т.I. Рильский монастырь (11.04.1944  —04.11.1961). —311 cтр.