СЕЛЬ

Михаил Пахомов
     В первый мой самостоятельный полевой сезон (после окончания Университета) (лето  1956-го  года) я видел в натуре страшный селевый поток. Это было на юге Таджикистана, почти на границе с Афганистаном, в невысоком хребте Аруктау,  где я впервые проводил свои геоботанические исследования. В маленьком домике в кишлаке Ганджино была моя лаборатория. Там я разбирал гербарий, заполнял журналы наблюдений, в общем – работал.

      И однажды в тишине жаркого дня я вдруг услышал неожиданно возникший шум, гул, грохот. Выхожу из домика и вижу, - по руслу, где до этого протекал небольшой солёный ручей, бушевал и гремел мощный грязевый поток. Удивительно всё это было ещё и потому, что здесь, где я стоял и в целом – в кишлаке, не выпало ни капли дождя.

     А было так. - Над горным амфитеатром, в двух-трёх километрах от нас, между невысокими отрогами хребта нависла тяжёлая и плотная грозовая туча. Сверкнула молния, последовал гулкий, а затем, как выстрел, гром, и туча, как бы освобождаясь от тяжести,  вылила на склоны огромную массу воды в виде быстрого и обильного ливня.  На дне распадка, куда со склонов устремилась вода,  почти мгновенно образовался бурлящий бешенный поток, который устремился к выходу из амфитеатра, в глубокое и узкое ущелье.
 
     Здесь поток был жесток и неудержим. Он нёс с собой бурлящую грязевую смесь, в которой тащились и перекатывались огромные валуны, камни, захваченные потоком деревья, трупы овец, которые паслись до этого в ущелье. Этот полный бешенной  энергии поток захватывал всё, что лежало на его пути и угрожающе  метался, зажатый в ущелье, гремел и, вырвавшись из ущелья, растекался веером по предгорью. Всё это стихийное действие  продолжалось всего в течение получаса-часа. Проделав свою разрушительно-созидательную работу, сель  натруженно остановился и успокоился. Наступила тишина.  Яркое равнодушное солнце субтропиков, как и прежде, жарило горы, долину. Стоя на склоне, я просмотрел  всю эту картину с начала и до конца.
 
      Это спешное природное событие в мгновенье преобразили ландшафт. Огромными валунами, грязью была завалена дорога, которая до этого пролегала по дну ущелья и вела к кишлаку, небольшой горько-солёный ручей, который протекал по дну ущелья и служил водопоем для скота, был погребён этим селем. Жители небольшого горного кишлака Ганджино в Таджикистане, перепуганные этим природным событием, с удивлением смотрели  на возникшие нагромождения   смеси густой глины, каменных глыб, камней...