Программный код, заложенный в фильме Мама!

Юлия Енькина
Программный код, заложенный в фильме «Мама!» (2017г)

«Мама!», - пронзительная драма Даррена Аронофского, которая вышла на большой экран осенью 2017г.
Фильм представляет собой модифицированную аллегорию библейского сюжета, который начинается с истории «Адама и Евы» и завершается «пришествием Иисуса Христа».
Искалеченные смыслы вливаются в сознание людей через хорошую игру актёров, атмосферную картинку и феминистски окрашенное прочтение ветхозаветной истории.
Стоит задать вопрос, с какой целью был снят этот фильм и что из себя представляют эти странные герои?
Даже человек, плохо знающий Ветхий и Новый Завет, увидит в главном герое – Поэте, олицетворение Бога, который творит в своем Райском кабинете. Его Жена представляет собой Природу-мать, женское начало, она неразрывно связана с домом, который символизирует нашу планету. Однако Поэт считает, что для двоих этот дом слишком велик, его угнетает тишина и он не находит вдохновения в окружающем его мире.
Первым гостем, который посетил дом молодой семьи стал некий мужчина, который олицетворяет собой Адама. Он является ярым поклонником Поэта и даже носит его фото с собой, словно икону. Через некоторое время Бог создает из ребра Адама Еву. В фильме  отчётливо показан кадр, где он рукой прикрывает рану на месте ребра гостя. А когда Ева появляется в доме молодых, Мать-природа спрашивает у Поэта, знал ли он, что у Адама есть жена и получает отрицательный ответ. Как может Бог лгать?
Гости в доме ведут себя достаточно раскованно, они нарушают запрет хозяев: входят в кабинет Поэта и случайно разбивают его Дар, который выглядит как Кристалл. Запретным стал не плод Древа добра и зла, но огранённый кусок камня, что наводит на мысли о Каббалистической трактовке грехопадения Адама и Евы. Согласно Каббалистической Традиции Древо Жизни состоит из 10 Сферот, наполненных Божественным светом. Семь Сферот лопаются и становятся источниками зла. Когда Бог узнает о случившимся, он в гневе запирает свой кабинет, чтобы в него больше никто не смог войти. Таким видимо представляется режиссёру изгнание человека из Рая. 
Следующими непрошенными гостями стали два юноши, которые очень напоминают Каина и Авеля. Братоубийство отображается моментально на внутреннем убранстве дома, он приобретает кровоточивую рану в трещине половицы. Это метафора говорит о том, что с земли не возможно смыть кровь, она навсегда останется «на руках» убийцы. Здесь хочется отдельно отметить, что христианство – единственная религия, которая даёт человеку надежду на искупление грехов через покаяние. Если вспомнить Новый Завет, то первый человек, обретенный рай был разбойником, который висел на кресте рядом с Иисусом Христом. Именно его раскаяние, его сила веры в Бога, позволило ему смыть грехи с души и обрести покой.
Кровь начинает просачиваться между половиц прямо в подвал дома, то есть в Ад. Жена спускается в эти мрачные стены и наблюдает казни Египетские: она видит как струится кровь (1. Казнь «наказание кровью»), как в угол скачет жаба (2. Казнь «нашествие жаб»), как насекомые летают (3. Казнь «нашествие кровососущих) и пр. Тем временем дом заполняется людьми, которые ведут себя достаточно фривольно и даже вульгарно. Неуравновешенное поведение гостей приводит дом к затоплению - Всемирному Потопу. Мать-природа благодаря своим ресурсами очищает землю от «скверны», которая представлена в виде человечества. В этом моменте я ощутила некоторую обиду за людей несколько обидно. Безусловно, то как люди распоряжаются дарами планеты и своими собственными богатствами души оставляет желать лучшего, но, неужели человечество можно представить только как толпу фанатичных дикарей, ищущих наслаждений, власти? Неужели только таким Аронофский может представить венец творения Божия – человека, который создан по Образу и Подобию Творца?
На мой взгляд, это слишком однобокая, посредственная и незрелая позиция видения мира, которая безусловно была представлена именно таким образом, чтобы вызвать презрение к Человеку и к их Создателю.
Тем временем Мать-природа прогоняет с Земли людей, соединяется с Богом и они зачинают ребенка (Иисуса Христа). Если представить Жену Девой Марией, то непорочное зачатие здесь больше мне напоминает изнасилование, что в очередной раз подчёркивает жертвенность главной героини.
Узнав о беременности Жены, Поэт начинает писать и создает удивительной красоты произведение (могу предположить, что это Новый Завет). Слава, внимание и признание обрушиваются на Поэта и здесь режиссёр отмечает его тщеславность и гордыню, указывая на то, что всё остальное (Жена, Ребёнок, Дом, Семья) являются лишь дополнением, ресурсом для творения и не более того. А цель всего творчества - слава и поклонение. Поэт в восторге от того, что смысл его работы поняли люди, но каждый по-своему. Этим приёмом режиссёр отмечает, что причина всех зол на земле – это не правильно понятые древние тексты, которые разъединяются людей, раскалывая человечество на части.
Через некоторое время Мать рожает сына (Иисуса Христа). Не проходит и дня, как ведомый всё той же эгоцентричной силой, Поэт показывает людям первенца! Что происходит с младенцем дальше – нет смысла описывать. Окна Овертона в этом эпизоде отработали на все 100%, вызвав противоречивые и глубинные переживания по поводу увиденного. Но если именно в этой метафоре Аранофский видит метафору распятия Христа и Святого Таинства Причастия (в виде каннибализма), то почему он не Воскрешает Иисуса? А ведь именно вокруг концепции Воскрешения и выстраивается вся христианская Традиция. Всё это показано с той целью, чтобы показать зрителю в очередной раз бессилие мужского начала Жизни, и что только сердце Матери-природы способно к перерождению. И завершается очередной цикл мироздания самоубийством Матери, которая сжигает дом. Дом возгорается и горит ясным пламенем.
Жена: «Почему меня тебе было мало?»
Муж: «Я творец, мне всегда всего мало. Ты была моим домом. Я унесу тебя в начало».
Бог вынимает сердце Природы и оно превращается в Кристалл…
Странным остается тот факт, что на следующий день в комнате пробуждается уже другая девушка. Так что означает слово «Начало», если образ Природы уже изменился? И что это за Бог, который не властен над временем и не повернул время вспять, например… Вопрос остаётся открытым.

Сборка смыслов
Коварный и тщеславный Бог экспериментирует над мирозданием. Умница-Жена поддерживает все начинания вольного Поэта, который не может заставить себя работать над новой книгой.
Но так ли она безупречна? На мой взгляд, Жена в фильме играет роль жертвы. Она лжива при общении с мужем, гостями и с самой собой в конечном итоге. С мужем она не ищет точек соприкосновения, скрывает от него свои настоящие чувства, которые гасит странной жёлтой жидкостью, она не хочет иметь детей, её раздражают гости, она напоминает ему о работе, вместо того, чтобы просто вдохновлять его. Между молодыми пролегает огромная душевная пропасть.  Для неё важнее декорации, внешняя картинка «прикрытая ковриком» рана и образ благоверной жены, вместо проживания и создания настоящей жизни. А ведь Ева в диалоге с Женой говорит лишь о том, что им необходимо создать что-то общее (ребёнка), что все остальное второстепенное. То есть Человек обратил внимание на отсутствие настоящего контакта между Матерью-природой и Богом, он как бы говорит о том, что настает время стремиться к чему-то настоящему.
Самое печальное, что на фоне противостояния Природы-матери и Бога-отца, Человек по своей сути остаётся никому не нужен. Он как ребёнок нарушает запреты, чтобы Высшие Силы на него обратили хоть какое-то внимание, Человек потерян и, утратив все духовные ориентиры, просто утопает в своих инстинктах. Матери-природе важно сохранить свою стерильную чистоту, тогда как человек подобно грязному вирусу способен только к разрушению, либо самого себя, либо окружающего его мира. Богу люди нужны исключительно для поклонения, так как внимания Матери-природы ему не достаточно. Хотя как можно говорить о недостаточности чего бы то ни было у Абсолюта и воплощения Вселенской гармонии и меры?
Согласно христианской Традиции, которую так продуманно извратил режиссёр, Человек есть венец Божьего Творения. Человек это созерцатель Природы, способный воссоздавать её величие в искусстве. «Бог есть Любовь» - квинтэссенция христианства.

Подведём итоги:
Аранофский отрицает фундаментальный тезис о том, что Бог есть любовь и в своей работе продвигает следующие идеи:
1. Феминистскую позицию в обществе и семейное насилие.
2. Обесценивает «творческий потенциал» Бога, и, вместе с ним Человека как его «Образ и подобие». Этот Бог мне скорее напоминает Хроноса – древнегреческого владыку цикличности и неразрывности времени, который поглощал всё что создавал.
3.

Искажает смыслы древних писаний, подменяет глубинные понятия христианства. А если говорить на языке психологии, то он изменяет отношение зрителя к архетипам на глубинном уровне психики, влияя таким образом на мировоззрение человека.
Не сложно догадаться кто и во имя каких целей спонсирует и вдохновляет авторов создавать именно такие произведения.

Символическое дополнение:
Интересно, что на презентации фильма «Мама» в Таронто, зрителям раздавали карточки, на которых были размещены символы, а с другой стороны молитва Матери (переделанная молитва «Отче наш»).
Символы можно интерпретировать следующим образом:
• Восьмиугольник в круге – это переходная фигура или посредник между кругом (Абсолютом, Богом), квадратом (символ Земли, Материи). Также хочется отметить, что ранние христианские крестильни раньше строили в виде восьмиугольников, символизируя переход в духовную жизнь. Дом, который построила главная героиня тоже имеет восьмиугольную форму, как и ручки на дверях, как и оконные рамы. 
• Второй символ – древо Жизни и Смерти. Он появляется впервые в фильме с момента появления гостя - мужчины в доме на его зажигалке, на значке его рубашки. Этот символ напоминает иллюстрацию герметической концепции: «То что наверху – и внизу». Символ встречается в фильме дважды, на зажигалке и на значке Адама. О чем это может говорить? О том, что первый человек по задумке Аранофского есть связующее звено между жизнью и смертью, он первопричина амбивалентности Бытия
• Третий символ – восклицательный знак: крик, предупреждение, призыв. Думаю не случайно в названии фильма также присутствует восклицательный знак.
Таким образом, символы можно прочесть как описание замкнутого цикла, в котором все что наверху (то есть соединение Матери-природы и Бога) всегда порождает то, что внизу – «Восклицательный знак», то есть завершение слова «мама», что означает конец Матери, крик матери. Сам факт слияния 2-х начал: земного и божественного – порождает окончание процесса. А Человек – это проводник, связующее звено, олицетворение Пути от жизни к Смерти, за пределами которой ничего нет, потому как нет Воскрешения.

«Из темноты звучит его голос громко и четко, он зовет вас. Это звук самой жизни человеческой. Это плач любви к вам»…



Автор: Юлия Енькина
https://ys-vasilisk.livejournal.com
https://vk.com/ys_enkina
 https://goo.gl/vwnWxU