Грамматика повседневности. Глава 1

Леонид Бликштейн
Леонид Бликштейн

ГРАММАТИКА ПОВСЕДНЕВНОСТИ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга пишется для тех, кто понимает, что человеческая жизнь является бесценным даром, который нельзя легкомысленно разбазаривать, и стремится прожить ее осмысленно. Но внутренняя ориентация на самостоятельный поиск оптимальных решений  в этой сфере не дается легко и проблемой для таких людей являются постоянные срывы и ошибки. Автор сам сталкивался и продолжает сталкиваться с этой ситуацией  и создает эту книгу потому что нуждается в системном понимании внутренней динамики человеческой личности. Сюнетивный (понимательный) философский метод в сочетании с использованием контекстограммы дает уникальную возможность разработки такого понимания, как предпосылки успешного решения практических задач внутреннего развития.

ГЛАВА 1.

1. Декартовское изречение “Я мыслю следовательно существую” (cogito ergo sum или по французски  je pense donc je suis) в его Рассуждении о методе является пожалуй самым знаменитым философским принципом. Сам Декарт рассматривал его как исходную точку для построения своей философской системы: сомневаться по его мнению можно в существовании внешнего мира, но нельзя отрицать самого факта собственного существования поскольку без него ведь невозможно и мышление.

2. Таким образом конечное человеческое существование внутри субьективисткого инструментально (вниз) ориентированного субьект/обьектного отношения FH (где F это центральное верхнее контекстное поле субьекта власти, а H центральное нижнее контекстное поле обьектов/ценностей ) оказывается предпосылкой бесконечной мысли.  Мысль, даже тогда когда она ориентирована на конкретное и отдельное, всегда заключает в себе элемент бесконечного общего, не ограниченного ни в пространстве ни во времени.  Откуда же взялся этот элемент бесконечного, если его не было в исходной предпосылке, т.е. согласно Декарту в конечном единичном человеческом существовании?

3. Для уяснения этого вопроса возьмем такое сравнение. Представим себе инструмент, например скрипку. Она вполне конечна и состоит, говоря словами Окуджавы “из какой то деревяшки, из каких то глупых жил”. И в этом хрупком творении рук человеческих нельзя найти никаких следов музыки Баха или Чайковского. Однако она в руках музыканта способна исполнять самые замечательные мелодии, вошедшие в человеческую культуру. Почему? Да потому, что предпосылкой существования конечной скрипки являлось существование сравнительно бесконечной музыки, инструмент создавался специально для этой цели исполнения музыки.

4. Иными словами перед нами обратное соотношение: сначала бесконечная музыкальная мысль, а затем конечный музыкальный инструмент, связанный с этой мыслью через целеполагание (экзистенциальный , а точнее формативный/структурный логос). Сначала бесконечное потом связанное с ним конечное.

5. Но ведь и приведенное выше изречение Декарта можно, причем не нарушая его грамматической правильности, понимать по другому. Я существую только потому, что мыслю: бесконечная мысль (субстанциальный/онтономный и атрибутивный/месономный Логос) является предпосылкой моего конечного существования в рамках экзистенциального (энергетического, информационного, коммуникативного, структурно/формативного и нормативного) логоса.

6. Здесь экзистенциальный логос сюнетивной (понимающей) личности, а не самодостаточное инструментальное субьективистское эго (“я”), выступает как связка между конечным и бесконечным. Речь таким образом должна идти о развитии и укреплении этой связки.