Грамматика повседневности. Глава 4

Леонид Бликштейн
1. В прошлой главе мы поставили вопрос о соотношении интенсивности (центростремительности) и экстенсивности (центробежности) внутри общественной и личной действительности. За этим стоит другой вопрос о том, является ли общее у людей некоей самостоятельной единой исходной реальностью или же механическим результатом искусственного/насильственного усреднения и стандартизации в рамках специальной государственной или иной политики.

2. Если общее это просто аггрегат, механическая сумма частей, работающее общество на нем не построишь, все будет распадаться, понадобится принуждение, насилие, манипуляция, идеологическая обработка и все это конечно будет использовано в узко групповых интересах и кончится плохо.

3. Но если общее это некая глубинно залегающая исходная центральная реальность, тогда сам процесс  понимания, изучения исторически сложившихся парадигм социальной идентичности, в динамике их развития, взаимодействия резонансов и соотношений, которые связывают многообразные человеческие данности с исходной реальностью, может способствовать развитию широкого общественного  взаимопонимания и тем самым подлинного, а не искусственного общества.

4. Возьмем широко распространенный в природе пример: так называемая равноугольная или логарифмическая спираль, которую много изучавший ее великий математик 18 века Яков Бернулли называл "чудесной спиралью" (spira mirabilis) и распорядился выгравировать на своем надгробии, сопроводив ее латинской надписью Eadem mutata resurgo ("Измененная я вновь воскресаю").

5. Эта надпись указывает на одно из интереснейших свойств этой спирали: она самоподобна и на каждом  витке, вне зависимости от размера сохраняет свои углы (также как у окружности у такой спирали они те же самые у касательной с радиус вектором в любой точке поэтому она и называется равноугольной, саму окружность можно определить как равноугольную спираль с углом в 90 градусов)и свою форму. Вот эта способность сохранять исходный прототип через все изменения и является важнейшим свойством идентичности. Иными словами в логарифмической спирали мы имеем символическую, природную иллюстрацию понятия идентичности.

6. Примеров равноугольной спирали в природе очень много: это и ракушки и моллюски и организация семян подсолнечника и вихри и ураганы и звездные галактики.  Такую спираль легко построить, если сначала провести на равном удалении друг от друга исходящие из центра лучи, а затем, начав с любой точки на одном из лучей, провести перпендикулярную линию к соседнему лучу и так далее.Чем больше будет количество этих лучей, тем ближе полученная линия будет к идеальной равноугольной (логарифмической) спирали.

7. Такую спираль можно рассматривать, как идеальный тип динамического соотношения прямой линии и окружности, экстенсивности (минимального опосредования) и интенсивности (максимального опосредования). Прямая линия в принципе экстенсивна т.е. не имеет центра и ничем не опосредована, кроме заданного двумя точками направления. Ее можно сравнить с человеком, который весь захвачен проективным отношением (интерес, убеждение, желание, принцип) и продвигается вперед по линии такого отношения без учета интересов других, ситуации и пр. Такой человек и его проект быстро становится жертвой инерции (сопротивления тех же обстоятельств, людей и т.п.), поскольку экстенсивность расходует начальную энергию, не восстанавливая ее.

8. Наоборот окружность крайне интенсивна, поскольку центрична и всецело опосредована, задана центром и радиусом. Она хорошо сохраняет и восстанавливает внутреннюю энергию источником которой является центр, но она замкнута и ее развитие ограничено этим замкнутым контуром.

9. Центрическую (точнее теоцентрическую) круговую модель общества предложил известный православный мистик  6 века, авва Дорофей из Газы. Вот что он писал о ней:

"Представьте себе круг, средину его центр, и из центра исходящие радиусы лучи. Эти радиусы, чем дальше идут от центра, тем более расходятся и удаляются друг от друга; напротив чем ближе подходят к центру, тем больше сближаются между собою.Положите теперь, что круг сей есть мир, самая средина круга Бог, а прямые линии (радиусы), идущие от центра к окружности или от окружности к центру суть пути жизни людей...сколько приближаются к Богу столько приближаются и друг к другу и сколько приближаются друг к другу столько приближаются к Богу. Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога и обращаются  ко внешнему, то очевидно, что в той мере, в какой они отходят от средоточия и удаляются от Бога в той же мере удаляются и друг от друга..." (Поучение 6)

10. В центрическом интенсивном обществе много опосредования, доброты, взаимопонимания и взаимной поддержки, но это общество замкнуто на себя, оно существует для избранных, для тех, кто целиком разделяет данную догматику, данную парадигму идентичности, в нем нет внешней свободы и возможности полноценно усваивать поступающую извне информацию, что в долгосрочном плане снижает потенциал развития, способствует отставанию и увеличивает уязвимость такого общества.

11. В экстенсивном обществе проективных прямых опосредование минимально, при внешней свободе и избытке поступающей информации, царствует отчуждение, много энергии и ресурсов бесплодно распыляются или присваиваются узкими привилегированными группами, абстрактные правила применяются без учета конкретных обстоятельств, человек не может ни на кого  рассчитывать, ни от кого не получает бескорыстной помощи, в таком обществе высок уровень конфликтов, беззакония, злоупотреблений, оно легко распадается на враждующие между собой лагеря.

12. Равноугольная спираль одновременно открыта и в то же время центрична. Она соединяет в себе преимущества интенсивности (единство) и экстенсивности (динамизм), не имея их недостатков. И не случайно, что она так часто встречается в природе, ее достоинства сумели оценить задолго до возникновения человечества.

Перед нами таким образом некие идеальные типы или модели общества и личности и связанные с ними принципы развития, как комбинации опосредования (центрированности)интенсивности и непосредственности (экстенсивности)в их геометрическом выражении.