Грамматика повседневности. Глава 5

Леонид Бликштейн
1. В этой и нескольких следующих главах мы постараемся выяснить истоки новоевропейского субъективизма, как кульминации развития личности и общества в сторону экстенсивности. Затем нам надо будет посмотреть на общие принципы альтернативного сюнетивистского (понимательного) подхода к личному и общественному развитию и обозначить важнейшие вехи исторического развития сюнетивистской мысли. После этого мы перейдем к конкретному разбору основных аспектов внутренней работы в плане постепенного перехода к ориентации личности на интенсивное развитие, в котором нисходящие интересы уравновешены восходящими значениями, альтруизм преобладает над эгоизмом, неизбежные и закономерные моменты центробежной проективной экстенсивности сбалансированы общей интенсивной центростремительной направленностью и тем самым обеспечивается интеграция контекстных полей и полноценное конструктивное функционирование идентичности.

2. Распад позднесредневековых обществ, как непосредственный результат громадного развития международного рынка (включая банковское дело и финансовый капитализм, в одном лишь Авиньоне, папской резиденции в первой половины 14 века находились представительства нескольких десятков банков), в ходе связанной с монгольской империей протоглобализации, распад, который анализировал Ибн Халдун, который похоронил Византию и нашел свое выражение в захлестнувшей Францию (а отчасти и другие страны, например Италию, а позднее даже Англию)военно-криминальной анархии времен Столетней войны, был не только проявлением экзистенциального кризиса этих обществ, но и обозначал новые возможности и горизонты.

3. Разрушение старой системы социальной иерархии и связанных с ней сравнительно неравновесных, более или менее односторонних взаимных обязательств не обязательно означало крушение общества как такового. Оно также открывало перспективы творческого переустройства общества внутри религиозно опосредованного синергетического круга (в матричном анализе это третий онтономный, субстанциальный уровень идентичности вслед за первым экзистенциальным и вторым месономным/атрибутивным уровнем). Внутри синергетического круга вертикальный диаметр господства-подчинения, как отношения между максимумом и минимумом был уравновешен горизонтальным диаметром диалогического взаимопонимания и сотрудничества согласно принципу равенства/соборности. Подчеркнутая развитием рынка социальная горизонталь (в итальянских городах выражавшаяся в идее народовластия и борьбы против засилья аристократии и находившая свое выражение в принципиальном отрицании роли происхождения и акцентировании индивидуальных достижений внутри новой гуманистической культуры)внутри синергетической окружности интегрировалась с переосмысленной вертикалью как разнонаправленные диаметры.

4. Развитие принципа горизонтальной соборности, ассоциативности в этот период в Византии нашло свое выражение в многочисленных соборах на которых коллективно обсуждались проблемы, поднятые во время паламитских споров. На Западе соборное движение конца 14-начала 15 вв. ставило горизонтальный совещательный принцип выше вертикального авторитета папы. Уже в 14 веке идея народного суверенитета, высказанная Марсилием Падуанским и раскритикованная как ересь папским престолом, получила косвенную поддержку в постепенном распространении понимания общества, как горизонтально оформленного гражданского коллектива.

5. Отсюда новый интерес к Политике Аристотеля. Уже в середине 14 века французский король, недовольный старым неудобочитаемым переводом, сделанным в середине 13 века спутником Фридриха II Вильгельмом Мербеке, заказывает себе новый французский перевод. А в начале 15 века новый латинский перевод, сделанный гуманистом Лионардо Бруни переводит аристотелевское выражение политическое сообщество (koinonia politike) как "гражданское общество" (societas civilis)тем самым предлагая мыслить общественный коллектив по образцу компании (societas) равноправных вкладчиков. Политика в перводе Бруни выдержала в течение 15-16 вв. около 50 изданий. Здесь уже просматривается путь к критическому анализу противоречий гражданского общества у Фергюсона, у Гегеля, у Маркса и у Тенниса (антитеза общества и общины Gesellschaft vs. Gemeinschaft).

6. В Византии и на Руси (исихазм) и в Османской империи (суфизм), и в Германии (движение друзей Божьих, мистика Сузо и Таулера) и во Фландрии (Рюйсброк, Герхард Гроот, братья "общей жизни", Фома Кемпийский) и во Франции (Жан Жерсон, Жанна Д'Арк)и в Англии (Ричард Ролл, Уолтер Хилтон, Юлиана из Норвича, отчасти Виклеф) и в Чехии (гуситское движение)и в Италии (Екатерина Сиенская, Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Савонарола)переосмысление данности общества и культуры внутри реальности Божественного присутствия и связанных с этим присутствием неограниченных возможностей (не случайно в этом смысле понимание самого Бога, как абсолютного потенциала posse ipsum в философии Николая Кузанского)проложило дорогу идее неограниченного человеческого прогресса, обновления и совершенствования, противостоявшей популярной в средние века идее развития, как старения, упадка и разрушения. Эти глубинные процессы радикального переустройства общественного сознания по праву можно назвать синергетической революцией, сделавшей по новому осмысленное отношение между человеком и Богом краеугольным камнем новой социально-политической и культурной реальности.

7. Идея Бога как абсолютного потенциала и следовательно неисчерпаемого источника неограниченных человеческих возможностей требовала утверждения свободы человеческого выбора и личного самовыражения, как основного условия творческой реализации божественного замысла. Эту связь между личной автономией и вездесущностью божественного присутствия как совокупности неограниченных возможностей, обусловленных новым, уже не центростремительным (как у аввы Дорофея в 6 веке см. прошлую главу), а центральным положением человека хорошо выразил известный итальянский гуманист Пико дела Мирандола в своей знаменитой речи О достоинстве человека (1486).

Уже всевышний Отец, Бог-творец создал по законам мудрости мировое обиталище, которое нам кажется августейшим храмом божества. Наднебесную сферу украсил разумом, небесные тела оживил вечными душами. Грязные и засоренные части нижнего мира наполнил разнородной массой животных. Но, закончив творение, пожелал мастер, чтобы был кто-то, кто оценил бы смысл такой большой работы, любил бы ее красоту, восхищался ее размахом. Поэтому, завершив все дела, как свидетельствуют Моисей и Тимей, задумал, наконец, сотворить человека. Но не было ничего ни в прообразах, откуда творец произвел бы новое потомство, ни в хранилищах, что подарил бы в наследство новому сыну, ни на скамьях небосвода, где восседал сам созерцатель вселенной. Уже все было завершено; все было распределено по высшим, средним и низшим сферам. Но не подобало отцовской мощи отсутствовать в последнем потомстве, как бы истощенной, не следовало колебаться его мудрости в необходимом деле из-за отсутствия совета, не приличествовало его благодетельной любви, чтобы тот, кто в других должен был восхвалять божескую щедрость, вынужден был осуждать ее в самом себе. И установил, наконец, лучший творец, чтобы для того, кому не смог дать ничего собственного, стало общим все то, что было присуще отдельным творениям. Тогда принял Бог человека как творение неопределенного образа и, поставив его в центре мира, сказал: "Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные. О, высшая щедрость Бога-отца! О высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, чем хочет! Звери, как только рождаются, от материнской утробы получают все то, чем будут владеть потом, как говорит Луцилий. Высшие духи либо сначала, либо немного спустя становятся тем, чем будут в вечном бессмертии. Рождающемуся человеку Отец дал семена и зародыши разнородной жизни и соответственно тому, как каждый их возделает, они вырастут и дадут в нем свои плоды. И если зародыши растительные, то человек будет растением, если чувственные, то станет животным, если рациональные, то сделается небесным существом, а если интеллектуальные, то станет ангелом и сыном Бога. А если его не удовлетворит судьба ни одного из творений, то пусть возвратится к центру своего единообразия и, став единым с Богом-духом, пусть превосходит всех в уединенной мгле Отца, который стоит над всем.

8. Заметим, что этот возрожденческий гипероптимизм относительно центральности не учитывал одного существенного обстоятельства. Центральное местонахождение предполагает, что основным движением будет проективная центробежность. Закончив интенсивную фазу развития европейское человечество таким образом вступало в этот период в экстенсивную и проективную фазу мировой экономической, политической и культурной экспансии, сопровождающейся всеми негативными последствиями экстенсивности, включая энергетические нехватки и связанное с ними обострение внутренних и внешних конфликтов, конформизм и стандартизацию мышления, засилье эгоизма, преобладание материальных интересов над духовными ориентациями, распад общественных связей и т.д. Наша эпоха характерна именно тем, что повсюду заметны разрушительные последствия заключительного этапа этой проективной экстенсивной фазы длительного исторического цикла сжатия/расширения. Однако сейчас вернемся к Возрождению. 

9. По известному и популярному в Европе в эпоху позднего средневековья и раннего Возрождения древнему определению "Бог это круг, центр которого везде, а окружность нигде." Идея вездесущности Божественного присутствия центральная для всего этого движения подрывала основы понимания природного и социального мира, как системы неподвижных, качественно разнородных иерархически организованных сущностей (от камней до ангелов)и полагала этот мир как контракцию единой Божественной сущности.

10. В контексте этого нового мистического единообразия прежние ограничения на применение математики к физике (сформулированные еще Аристотелем считавшим что качественные различия разных природ, например земного и небесного не позволяют систематическое использование математических методов в познании физической реальности) теряли силу. Математизация естествознания и идея универсальности законов природы становилась не только возможной, но и необходимой.

11. Идея универсальности движения и единства земной (прямолинейное движение) и небесной (круговое движение) физики, обозначенная Николаем Кузанским была (им же) дополнена идеей о возможности сведения окружности, символа общественного и природного целого к бесконечному многоугольному континууму малых прямолинейных отрезков, математической аналогии коллектива индивидуальных граждан), легшей в основу созданного в 17 веке дифференциального и интегрального исчисления. Не случайно конечно, что математики эпохи Возрождения так углубленно занимались проблемой квадратуры круга, оптимального соотношения земного (прямолинейного и конечного) и кругового (небесного и бесконечного)аспектов физической реальности.

12. И гуманизм и Возрождение и Реформация и возникновение новой системы государства в ходе дисциплинарной и военной революции 16-18 веков, и становление новоевропейского естествознания происходили на этом, ныне основательно забытом синергетическом фундаменте.