Случай в автобусе

Леонид Лоцев
Случай в автобусе
-----------------------------------------
Ах, как много в России сексотов
Самых чудных и дивных пород!
Отойдут и вожди и народы,
Вши, паскуды, рвачи и уроды,
Но не тот, Евразийский Сексот, -
Он войдёт: он и в Завтра войдёт.
Тот Великий Российский Сексот -
Он найдёт. Он и Там вас найдёт.
-----------------------------------------
Я возвращался из Москвы поездом, идущим через Канаш. В плацкартном вагоне, как это часто бывает, оказался один пренеприятный пьяный субъект, кот. орал на весь вагон и вцеплялся в одежду всех рядом сидящих и мимо проскочить пытаю-щихся..
..
Сойдя, как и я, в Канаше, он сел в тот же, что и я, автобус Канаш-Чебоксары, и его место оказалось рядом с моим. Он и тут принялся орать, набрасываться на всех, но быстро переключился на меня.
..
Бешеный, ненавидящий взгляд убийцы и дикие выкрики мне в лицо чередовались с пьяными отрыжками и обрывками собственной биографии.
..
Выяснилось, что он оч. долго сидел в знаменитой Цивильской Тюрьме, построенной при Екатерине 2, а жена тем временем ему изменяла - и теперь мы все, особенно я, должны за это ответить.
..
Его манеры, интонации и некоторые слова, как в фильме "Зеркало для героя", казались ожившими кусками прошлого 25-лет-ней давности, не совпадали с нормами и обыкновениями сегодняшнего дня:
..
как видно толстые тюремные стены не пропускали сквозь себя свежий ветер перемен. Он не вписывался, торчал, сразу обращал на себя внимание везде, где бы ни появлялся, даже если просто стоял, молчал и не двигался.
..
Найдя во мне слушателя и перейдя на доверительный тон, он сообщил, что пишет картины акварелью. На одну и ту же тему: муж казнит жену за измену - мне пришлось с усилием догадаться, что это вовсе не означает, что он полный придурок,
..
а речь идёт об уникальном, действительно жутком, но почитаемом на зоне жанре (где-то краем уха я и раньше слышал о таком и о состязаниях в этом виде искусства) - и что эти картины у него крадут.
..
Он был мне изначально противен: куча претензий, напомаженных собственной исключительностью, - в его "таланты" я не верил, - но слово "крадут" произвело на меня магическое действие. Слишком хорошо я знал, что оно означает.
..
И машинально, не столько ему, сколько себе, я негромко произнёс: "Это признание. Плохую вещь не украдут. В России другого признания не бывает". Что с ним произошло!
..
От неожиданности он отпрянул, чуть не подпрыгнул! Мгновенно протрезвел. Дикость и ненависть как рукой сняло. Это был уже нормальный, адекватный человек.
..
Удивительно, какой силой обладает слово. Его придумал не я. Меня самого когда-то вытащили таким же способом.
====================
Между тем росла уверенность, что рядом со мной сидит сексот. Вешать ярлыки на основании одних только подозрений нельзя: можно сильно пролететь, потом будет стыдно,- но букету наблюдений, совпадений и сбывшихся на их основании предсказаний не верить невозможно.
..
1) ещё в вагоне, ещё издалека, меня сразу резнула театральность его криков: он переигрывал, из кожи лез, будто желая заслужить чью-то похвалу, - и я уже знал, что этот товарищ - "на задании", и не просто "на задании", а именно "для меня"
..
(позже зрительная память подсказала: он был не один: его "курировал" ещё один человек, он сидел неподалеку: и в вагоне, и в автобусе - один и тот же - он же и билеты на автобус ему и мне выправил рядышком:
..
кассиры со спец-службами не спорят - и хотя я последнего факта и не мог видеть, но его вероятность доходит до 100%: из очереди-то ведь наш герой быстро куда-то слинял и больше не появлялся, значит билет он приобрёл каким-то другим путём)
..
2) увидев его нелепую фигуру в очереди за билетами на автобус, я уже точно знал, что он окажется со мной в одном автобу-се, и будет сидеть рядом (я полагал только, что нас будет разделять проход: так обычно садятся сексоты - я их много перевидел - но чтобы совсем вплотную - такого ещё не было, в этом я ошибся).
..
3) он, как и я, оказался творческой личностью, 4) такой же сэндвич претензий и гениальности. 5) как и я, был неоднократно обворован, 6) нереально быстро протрезвел,
..
7) блатному вообще западло опускаться до разговоров с гражданскими и тем более откровенничать;
..
8) я был с ним на ты, а он со мной на вы: такая пластилиновая гордость, при том, как всего пару минут назад он криками доказывал своё блатное превосходство, изливал презрение и ненависть к гражданским, особенно ко мне - одно с другим не вязалось.
Тем более, что одет я был заурядно: причин для заискивания не было - топорная работа.
..
9) и, наконец, он сам подвёл черту своим последним полу-вопросом, точно попав в моё самое больное место. Такая точность невозможна без целенаправленного плана.
..
"Но известным я никогда не буду" - сказав это про себя, он попал в меня. Было очень больно, надо было срочно найти ответ-противоядие - и я нашёл, но не сразу понял, до какой степени волшебным, спасительным для меня самого он окажется, опять-таки сказалась волшебная сила слова:
..
"Да, - ответил я, не столько ему, сколько себе - известным ты не будешь, но многие художники (профессора, академики) отдали бы всю свою известность за то, чтобы у них украли хотя бы одну картину (идею, открытие, крупицу нового знания).
..
Но не крадут: их картины (научные достижения, новые разработки) никому не нужны. Их известность мишурна, держится лишь на связях с такими же пролезшими наверх бездарями, как и они. Мишура не насыщает, не даёт полноценного чувства гордости". Он изменился в лице.
..
Автобус остановился. Это была его остановка. Попрощавшись, он направился к выходу. Но походка! Это была походка человека, полного чувства собственного достоинства.
=================
Я же остался один со своими вычислениями: "Так, значит чемодан с черновиками на Ленинградской-21 у меня выкрали спец. службы, и с тех пор они меня так и пасут.
..
Если те бумаги были изъяты с помощью сложнейшей спец-операции где-то на уровне поджога Рейхстага, то какой же интерес должно представлять то, что я обкатываю сейчас:
..
спаренная, математико-индустриальная стандартизация и унификация, обещающая такую скорость развития, что мне и самому не верится, хотя я сам её открыл, вижу всю перспективу и точно знаю, что ошибки нет.
..
Спецслужбы знают всё, за исключением тайн природы. Это их прямая обязанность. Стало быть, зная какую "рыбу" я держу в руках, и чтобы я работал в полную силу и не депрессовал, мне и был "прописан" весь этот сценарий, сеанс реабилитации, так сказать. Тонкая штучка.
..
Но разве не сам я сейчас себя спас? Да сам, но разве не в таком ключе, "через влияние собеседника", подталкивая в нужном направлении разговоры или провокации, и должны работать умельцы из спец-служб?
..
Разве нет у них громадного опыта в разработке и осуществлении такого рода сценариев? Разве не слышал я, как один из них учил другого: "Ножки надо приделывать!"?
..
Разве не раскрыл я сам когда-то механизм стравливания соседей простым перебрасыванием стояка с участка на уча-сток? Разве не всегда подобные дела творятся в области слепого пятна обывательского глаза? Разве не сталкивался я с такими вещами не один раз? О чём речь!
..
В большинстве случаев используется слегка подвыпивший сексот-провокатор, изображающий крайнюю степень опьянения. А дальше уже идут вариации. Как в шахматах: стандартный дебют и непредсказуемая середина.
..
Но зачем они палят каждый раз из пушек по воробьям? Значит, я включён в какую-то более высокую, чем я предполагаю категорию, и каждый раз, надо, не надо, отрабатывают букву.
..
Личные знания и опыт мне нужны, чтобы не переступить грань риска при разоблачениях и развивать свои мат. изыскания так, чтобы эта грань отодвигалась всё дальше и дальше: на войне как на войне.
..
Спец-службы слишком хорошо знают, что только таким способом я и могу продолжа-ть получать свои уникальные рез-ты, кот. никто не получил и никогда не получит ни до меня, ни после, так как никто не изберёт этот опасный путь, а другого пути нет,
..
но именно эти-то рез-ты им и нужны, причём нужны как воздух - и они каждый раз вынуждены терпеть и отступать всё дальше и дальше: не я начинал эту войну, они сами толкнули меня на этот путь.
..
Итак, вся пачка упакована, все точки поставлены. Можно увязать ещё и перекрёстным док-вом. Благо оно есть:
..
"Пытаться разоблачать опасные темы и остаться при этом в живых, кроме меня, не удалось никому. Целая демонстрация случайно погибших. Конец док-ва".