Плакала берёза

Андрей Эйсмонт
                Наступила долгожданная весна. Пригрело ласковое солнышко. Побежали звонкие ручьи.  Весело зачирикали воробьи. У всех окружающих на душе стало светлее и веселее. Ещё вчера суровые, грустные лица сегодня осветились озорными улыбками. Звонко зазвучал заразительный смех ребятни, спешащей в школу.

 … Ни один десяток лет стояла она перед самым крыльцом, вглядываясь в лица прохожих. Старых знакомых, её ровесников, с каждой новой весной встречала всё реже и реже. «Это у людей отсчет ведётся годами, а у нас деревьев – вёснами.  С  момента,  когда начинается долгожданное сокодвижение, вступает в силу и новый период жизни», - думала стройная, хотя и в годах, но ещё крепкая плакучая берёза. Многие, проходя мимо, гладили по белоснежному стволу прощаясь.  Спустя годы  возвращались, ведя за руку внуков и детей - таких озорных и забавных.

  Берёзы обычно живут по сто – сто пятьдесят лет, но могут и больше. Каменная берёза, к примеру, как кедр, стоит до пятисот. Но она точно знала, что сегодня её приедут убирать.  Никогда не встретит она ни этого яркого солнышка, ни этих озорников на дорожке возле школы. Не заглянет своими ветками  в окна классов.  Сколько видела и слышала за свою жизнь того, чего другим было не суждено.

  Вечером на крыльце новый директор школы, довольно заносчивая, слишком уверенная в себе блондинка, ставила задачу завхозу: « Валентина Петровна! Я Вас предупреждаю. Завтра часам к десяти приедет бригада облагораживать территорию. Будут убирать  деревья. Самое главное для вас - это полный контроль над соблюдением правил безопасности со стороны детей. Подготовьте киперную ленту и колышки для ограждения места работ. И ещё. Я вас убедительно прошу спилить, наконец, эту берёзу! Мало ли что Вам она нравится, и на первый  взгляд – крепкое дерево! Спилить  и всё! Споры на эту тему прекращаем!». Так неожиданно и решилась её дальнейшая судьба…

  Ночь была светлой и звёздной, но пролетела так быстро, будто  и не было. Вспомнилось, как тёплым майским деньком далёкого сорок первого года её и остальные саженцы молоденьких деревьев высаживали нежные руки ребятишек - будущих  выпускников школы в тёплую, пахнущую весной землю. Как они мечтали, что пройдут годы и снова встретятся  вместе, здесь, возле своей любимой школы жарким солнечным деньком,  сядут на скамейку в тени высаженных ими деревьев и расскажут о своих успехах. Только не все вернулись …

  Вспомнилась шершавая рука калеки - солдата, чудом уцелевшего на поле брани, доставленного сюда в эвакогоспиталь. Как его губы, пропахшие терпким запахом махры, целовали первый  зелёный листочек…Как слёзы капали из глаз на пьяную от весны землю… Много чего вспомнилось…



  « С чего начнем?  А почему именно с берёзы?  Давайте вначале тополя на спортплощадке вдоль забора. Там вроде как удобней! А в конце уже берёзу! Ну, если директор настаивает,  тогда конечно!» - долетали слова мужчины средних лет.
«Коля! Кран поставь вдоль тротуара! Семён, вышку подгоните со стороны  школы! Петровича ждать не будем! Что мы первый раз?  А то без меня не начинать! Ну - всё погнали!»

  Закипела работа. Машины на местах. Вышка подняла к самой макушке дерева двух человек с твёрдыми мускулистыми руками. Вот уже зацеплена большая и крепкая ветка к стропам автомобильного крана. С надрывом, пронзительно взревела бензопила, и  умело срезанная  часть дерева оторвалась от ствола…



  «Прекратить! Я сказал прекратить! Юра, подойди ко мне! Ты слышал, я тебя предупреждал, что без меня ничего не начинать?  Я понимаю, что ты мой зам! Потерпи – уйду на пенсию, вот тогда и командуй! Ведь предупредил тебя и даже уточнил. Переспросил специально: « Понял или нет?  И что ты ответил? - Петрович был зол не на шутку! Искры так и сыпались из глаз!
«Технику и людей вон к тем гнилым тополям…
«Так, Василий Петрович! Может березу, допилим – раз уже начали?…
«Я что- то не понял? Глухих и бестолковых  до сих пор у меня в бригаде не было. Откуда сейчас вдруг появились? Технику перегнать! Берёзу пилить не будем!…


  « Это почему не будем?... Ещё как будем!... Я здесь директор школы!... Будет так, как я решу! Каждый бригадир тут распоряжаться будет! Да кто вы такой! Что это ваша личная берёза? Вот у себя дома командуйте, а не здесь», - зазвенела своим пронзительным голосом, как острая коса, выскочившая из школы директриса.
  Но есть такая старинная пословица : «Нашла коса на камень».
Василий Петрович этим « камнем» и оказался. Он медленно приблизился к директрисе, отчего та испугалась и сделала шаг назад. Вмиг вся спесь улетучилась. В глаза закралась маленькая искорка страха.

  « Вот вы спросили про берёзу, моя ли она? А вам отвечу – конечно, моя! Вы здесь ещё и года не работаете, а могли бы историю этой школы изучить досконально, до каждого гвоздика.

  Эту березу сажали мои родители –бывшие ученики школы весной 1941 года. А в июне все пацаны ушли на фронт, в том числе мой отец. Вы знаете, сколько их потом вернулось домой? А я знаю! Была посажена целая аллея берёзок у школы! Где теперь она? Вот одна и осталась эта берёза!
  Оглянитесь назад! Вы видите справа  мемориальную доску? В этом здании в период Великой Отечественной войны находился эвакуационный госпиталь. В нём всю войну нянечкой проработала моя мама. Сколько слёз пролила она здесь, глядя на эту берёзку! Сколько солдатских рук обнимали это деревце, вспоминая свой родной дом!

  Когда - то давно отец с матерью привели меня в первый класс, познакомили с ней, и все рассказали, а за мной об этой истории узнала моя дочь. Теперь здесь учится моя внучка. Так что я могу уверенно сказать, что эта берёза – наша! Моей семьи и не только!

  Ниже висит еще одна мемориальная доска.  На ней фотография моего друга Кольки,  с  которым до десятого класса сидели за одной партой. Погиб в Афганистане. Вот и для него она родная!

  А если у кого рука не дрогнет коснуться её бензопилой…,хочу заглянуть ему в глаза, чтобы узнать, есть у человека совесть или нет! Потому и говорю –« Не дам спилить Святую память !»

  Он и сам не заметил, когда по щекам потекли слёзы. Окружавшие его стояли молчаливо - пристыженные, виноватые в содеянном. Директриса, покрасневшая и какая-то потерянная, извинилась и  зашла в школу.

  Чуть не сбив её с ног, на улицу выпорхнуло маленькое сероглазое чудо с косичками.
  «Здравствуй, дед!» - Оно запрыгнуло ему на руки: « Ты это чего плачешь? Кто тебя обидел?» И, осмотревшись по сторонам добавило : « Дед, а кто это нашу берёзку поранил? Ей теперь, наверно, больно?»…


Этот  детский  наивный  вопрос заставил на мгновение всё вокруг замереть и стихнуть. От того стало отчётливо слышно, как откуда-то сверху, с кроны дерева, полетели вниз капли, звонко шлёпая об асфальт. Девчушка, соскочив на землю, подставила свои маленькие ладошки. « Деда, ей обидно и больно поэтому она плачет?»…

  « Да нет, это у неё началось  сокодвижение, а это говорит о том, что  жива и ещё долго будет жить!»…
Ближе к Празднику Победы возле дерева появилась маленькая мраморная табличка:
« Берёза белая, плакучая ( Bеtula pеndula)
Посажена  весной 1941 года выпускниками, ушедшими на фронт.
Символ памяти школы всем погибшим при защите нашей Родины»