Целинная пахота художника Титкова

Евгений Прокопов
            Глава из книги "Народный художник Иван Титков"

  Февральско - мартовский Пленум ЦК КПСС 1954 года принял постановление «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель».
       Великая битва началась не только в казахстанских степях, где было  распахано 25 миллионов гектаров.
        Целину поднимали и Алтайский край, Красноярский край, Новосибирская и Омская  области, Поволжье, Урал, Дальний Восток.
        Общая площадь освоенных земель  составила 42 млн гектаров.
        В Новосибирской области, как и в целом в Сибири, более  четверти пахотных земель – это целинные и залежные земли, освоенные в 50 – 60 годах прошлого века .
         О целине, о великих трудностях ее освоения, о славных подвигах и судьбах героев-первоцелинников написано немало книг,  сняты фильмы, поставлены спектакли.
        Свое, образно-живописное отражение целинная эпопея получила и в изобразительном искусстве.
         По обычаю того времени многие художники ездили в творческие командировки, где в самой гуще событий создавали художественную летопись освоения целины.
        Не остались в стороне и новосибирские живописцы.
         Голая степь Кулунды, Барабинские просторы с редкими березовыми да осиновыми колками, гиблые солончаковые болота.
         Вагончики, армейские палатки, колышки с табличками названий будущих совхозов-гигантов новенькие трактора ДТ-54 .
         Трудности  быта, временный походный неуют, теснота, тусклый свет  керосиновых ламп, - не самые идеальные условия для работы художника.
          Но так велик был всеобщий энтузиазм, оптимизм и уверенность в правильности общего дела, что никто, по большому счету, и не считался с трудностями.
          В творческих командировках на целине побывали многие новосибирские художники.
           Уже в 1955 году на  1Х Областной художественной выставке с успехом экспонировались картина А.Е.Лучникова «Целинные земли» и картина М.А.Мочалова «Весна в Барабинской степи» с этюдами.

             Но безусловным и признанным лидером и застрельщиком среди новосибирских живописцев был Иван Васильевич Титков.
         Его неуёмный общественный темперамент, неиссякаемая творческая энергия как нельзя лучше пригодились в то  романтичное время.
          Из года в год, по  нескольку раз за сезон выезжал Иван Васильевич в хозяйства Новосибирской области и Алтая.
          Его  спутник и товарищ по многим таким поездкам писатель Е. Лучинецкий отмечал, что творчество Титкова питала глубинная связь с современностью, живая, непосредственная связь с жизнью.
           -Прямо на полосе, у копны Иван Васильевич рисовал  хлеборобов, рассказывая при этом свои удивительные байки, которые все слушали  с большим интересом,- вспоминает Н.Лубенников, бывший секретарь Кочковского райкома. 
            Рисунки художника в самые оперативные сроки появлялись в областной газете «Советская Сибирь». Многие зарисовки художник  со свойственной ему щедростью дарил своим героям.
            Живое общение с людьми труда питало и стимулировало творчество мастера, за чьей спиной был большой жизненный и художественный опыт: участие в коллективизации, Великая Отечественная Война – с первого до последнего дня.
          Внимание  И.В.Титкова к труженикам земли, их  делам, судьбам и характерам помогло художнику создать множество их портретов.
         Подлинной жемчужиной в этой галерее целинников является замечательный портрет бригадира женской тракторной бригады Валентины Федяниной.
         Эта маленькая акварель 1960 года словно излучает ощущение света, счастья, простора и молодости. Словно само солнышко улыбается нам, свежий весенний ветерок веет в лицо.
         Душевной теплотой и лиричностью трогает зрителя акварель Титкова 1957 года «Первые. На  целине». На ней изображен нехитрый быт первоцелинников: армейская палатка, вьется дымок из трубы наспех сложенной прямо среди поля печки.  У ведёрных чугунов с сытным варевом хлопочет повариха, главный и самый всем родной человек на целине. Скоро обед. Соберутся её  подопечные, будут с молодым здоровым аппетитом есть, просить добавки. А пока – вон они в поле, бескрайний простор которого безбрежен, словно право человека на счастье.
         Многообразие   почерков, живописных техник и жанров, которые использовал Иван Васильевич для  достойного отображения целинной  эпопеи поистине поразительно!
        Рисунки (карандашом, фломастером, пером, углем ), гуашь, темпера, масло ; холст, картон, бумага, оргалит, - кажется , нет  материала или художественной техники, которых бы не было в арсенале  Титкова .
         Потом, позже, когда придет пора масштабного художественного осмысления свершившегося, - будут у Ивана Васильевича большие, эпического плана живописные полотна «Кулунда», «Поднятие целинных земель», «Целинные поля Алтая», которые с успехом демонстрировались на Выставке Достижений Народного Хозяйства в Москве; будут живописные панно на целинную тему, которые были использованы при оформлении корпусов Московского Университета.
         Потом, позже, будут у него  ежегодные поездки по созданным на целинных землях хозяйствах – с обстоятельными творческими  отчетами после них.
       Но особенно ценны как художественные свидетельства, штрихи зримого образа того славного времени  те полурепортажного плана рисунки первых лет целинной эпопеи, все его бесчисленные рисунки, наброски, акварельки, альбомные «почеркушки» для себя, зарисовки жанровых сценок, портреты.

               
        «Обед механизаторов в поле», «Вешние воды», «Тракторист», «Весна», «В общежитии»  «Прицепщик», «Бригадир»… Так и кажется: И.В.Титков перерисовал всех и всё.
       Я держу в руках, взволнованно перебираю пожелтевшие листы из походного альбома художника, на которых торопливыми штрихами, для памяти, для будущих своих работ, для себя, а не для зрителей, художник зарисовывает ночную пахоту (само это начинание, НОЧНАЯ ПАХОТА, заметим в скобках, впервые применено в массовом масштабе именно на целине с её бескрайними просторами и жёсткими сроками).
         Так вот, перебираю эти пожелтевшие листы, чудом попавшие ко мне, и словно слышу приглушённый бездонной ночной тишиной рык тракторных  дизелей, влажный сытный звук вспарываемой плугами дернины; ощущаю, как ночная прохлада смешивается с пьянящим запахом  свежей борозды и солярным дымом, вижу смутный силуэт нахохлившегося прицепщика, чувствую даже дымок его папиросы.

    
               
       Р.S.  Редакция «Советской Сибири», печатая (5.02.2004г)  очерк под названием «Счастье сопричастности и диалектика времён", в котором и была главка "Целинная пахота Титкова",снабдила его следующим предуведомлением:
Публикуя этот обстоятельный очерк нашего давнего                автора  Е.В.Прокопова, мы  приглашаем к разговору                непосредственных  участников событий тех лет.
Давайте  вспомним, как это было. Поможем                новому  поколению читателей понять, почему за тем славным                временем прочно закрепилось название «Целинная                эпопея ».

   Иллюстрация: И.В.Титков, акварель "Портрет Валентины Федяниной"