Рапорт

Любовь Баранова
Во втором классе Лида была командиром "звездочки". У звездочки, известно, пять лучей.
Только две звездочки в классе были с шестью лучами и одна из них - Лидина. Потому что
не делится ровно на пять количество учеников в классе - 42. Командиром быть не просто.
Если случалась двойка в звездочке, то учительница спросит - кто командир и почему
в его звездочке не порядок. Если руки у кого грязные или тетрадь в кляксах, так тоже
у командира спросят - почему не видел? На тетрадки в своей звездочке Лида посматривала
и говорила, чтобы одноклассники были аккуратнее, а вот с успеваемостью сложнее. Целый
месяц ходила она к Наде и учились они писать красиво, а то как контрольная, так по
чистописанию у Нади двойка.

Когда Надя получила четверку, так всей звездочкой радовались. И Надя радовалась, потому
что научилась и теперь не боялась чистописания - тонкая линия вверх, вниз - с нажимом.
Только вся звездочка и Лиду позорила, когда она двойку по чтению заработала, а все потому,
 что торопыга - надо было вслух читать текст, так она для скорости вместо "лисичка"
прочитала - "лиса". Да ладно бы один раз ошиблась, а то во втором предложении так же
не правильно прочитала. Вот учительница и поставила двойку, чтобы вдумчиво читала.
Пришлось на другом уроке руку тянуть, чтобы спросили и могла Лида исправить двойку.

Когда приняли их в пионеры, то выбрали Лиду звеньевой. В звене десять человек, а за
успеваемость спрашивала учительница у звеньевых. Все учились не плохо в Лидином звене,
только у Вали не получались задачи по арифметике. Примеры решала, а задачи - нет.
Ходить к Вале далеко, на другой конец села. Лида брала с собой любимые китайские сказки
и шла, читая на ходу, чтобы не терять время. В сказках важные и глупые мандарины, а их
работники всегда со смекалкой, очень интересно читать и картинки красивые - фанзы и
причудливо изогнутые сосны.

Валя задачи про поезда решала, а вот с бассейнами не получалось. И как это можно, чтобы
по трубе 50 литров вливалось и 20 выливалось? Это же 5 ведер и само вливается! А тут
каждое ведро из колодца принести надо. Сердилась она на такие задачи и вредничала -
не хотела решать. До конца учебного года чуть больше месяца и Лида тоже сердилась, что
не успеет Валя научиться до контрольной. Опять их звено на "Экране успеваемости" в классе
не полетит на ракете, а поедет на поезде или еще хуже, на лошади. Да с этой Валей и до
черепахи не далеко! В конце недели учительница ставила напротив каждого звена эти символы
 - в зависимости от их успехов. Валя все это знала и понимала.

Только солнышко на пригорке в степи уже высушило землю и там слышались крики детей,
все вернулись из школы и играли. Валя звала Лиду на улицу. Лиде и самой ужасно хотелось
играть и они дружно бежали к ребятам. На бегу Лида брала с Вали обещание решить вечером
задачу и Валя кричала:"- Конечно!", только так беспечно, что Лида ей не верила. Да что
уж теперь, сейчас они уже были с ребятами и даже определились с командами - кому в какую
 пойти, ответив на простой вопрос - мак или василек? - чтобы играть в вышибала.

Все это было давно, еще в третьем классе, а сейчас они четвероклассники, осенью выбрали
 в классе председателя совета отряда - Лиду.Строго подходили к выборам. Сначала назвали
всех, кого хотят выбрать. Получилось четыре человека. Вызвали их к доске. Потом стали
выбирать из этих четверых и выбрали Лиду. Она шла к своей парте, а ей кто-то крик-
нул:"- Только не зазнавайся!" - не могла Лида определить, кто сказал. Думала про себя,
что никогда не зазнаётся, почему ей так сказали?
Только фраза оказалась действенной и потом всегда Лида обдумывала поступки и слова - не
станет ли это зазнайством?

На школьных линейках надо было выходить четким шагом к стоящей у знамени пионерской орга-
низации пионервожатой и рапортовать от имени пионерского отряда. Это хорошо получалось
у Лиды. Не хуже, чем у пионеров в Москве, на съездах партии. А вот руководить пионерским
 отрядом не очень получалось. Никто не хотел делать стенгазету и даже написать хоть одну
 заметочку. Лиде надоедало клянчить и она сама писала название стенгазеты тушью и широ-
ким пером с пятью зубчиками. Сама перерисовывала с открыток подходящий случаю рисунок,
подружки иногда помогали рисунок раскрашивать, потом Лида рисовала карикатуры и писала
заметки. Наверное получалось. Карикатуры находили похожими на учеников и даже многие на
нее обижались. Как только повесит Лида стенгазету, так толпятся около нее одноклассники.

В Тимуровскую команду тоже не получалось собрать весь класс одновременно. Не все прихо-
дили. В другой раз еще меньше ребят собиралось, причем приходили чаще те, кто и в прош-
лый раз был, самые ответственные. Стыдно даже было перед вожатыми, что мало ребят прихо-
дило. Шли помогать старикам с теми, кто пришел. На совете дружины выговаривали Лиде за
двойки в их пионерском отряде, только не получалось у Лиды требовать от звеньевых по-
рядка, она могла только сама позаниматься с отстающими.

Не далеко от Дома культуры установили обелиск в память о солдатах, не вернувшихся с войны. Позади
обелиска памятная доска, там фамилии всех, кто ушел из села на войну. Много фамилий.
Возле памятника все прибрали, побелили поребрики, а дорожки посыпали красной крошкой от
боя кирпичей. Много осколков было в большой куче возле колхозного кирпичного завода.
Теперь привезли сюда, измельчили как следует и получились красивые красные дорожки.

На совете дружины говорили, что к открытию обелиска приедет начальство из района, фото-
графы и корреспонденты из газеты. Будет председатель и правление колхоза, все сельчане.
Нужно не ударить в грязь лицом и торжественно провести мероприятие. От комсомольцев уже
выбрали, кто будет рапортовать, а от пионеров - нужно выбрать сейчас. И совет дружины
выбрал Лиду! Она пыталась возражать, но ничего не вышло. Ей сказали, что пионервожатая
напишет текст, а Лиде нужно будет только сдать рапорт.

Сто раз уже сдавала Лида рапорт, но то было в школе. Она не боялась, ведь пионервожатая
шепотом подсказала бы слово, если случилось бы Лиде забыть. Как же сейчас быть? Она
просто трусила выступать перед большим начальством. Волновалась, что забудет текст ра-
порта только потому, что он не обычный, не такой, какой она произносила в школе. Опо-
зорится непременно сама, да еще опозорит всю школьную пионерию! Никогда еще так не
волновалась Лида.

Ей дали текст, она выучила его хорошо, но проверяла и перепроверяла себя сто раз.
С вечера погладила она пионерскую форму - голубую юбку, белую рубашку с золотыми пуго-
вицами, красную пилотку с белой кисточкой, пионерский галстук. Проверила крепко ли
держится пионерский значок и все пуговицы, не хватало еще, чтобы отпала какая-нибудь.
Белые гольфы и черные туфли приготовлены. Еще белая тряпочка - обтереть туфли в школе,
а то ведь пока идет из дома до школы, так запылятся туфли. Все готово. Рапорт Лида
знает хорошо. Теперь новые мысли мучают ее - вдруг она запнется, когда будет идти, чтобы
сдать рапорт? А вдруг слезет гольф и будет нависать гармошкой над туфлей? А вдруг лен-
точка развяжется и будет не бантик, а просто ужас?

У обелиска митинг. Выступает председатель колхоза и районное начальство. Потом комсо-
мольцы. Лидина очередь. Она шагает по красным дорожкам к пионервожатой. Краска броси-
лась ей в лицо от волнения. Лида идет ровно, как надо, только не видит ничего боковым
зрением - какие-то смазанные пятна вместо людей. Она отдает рапорт, голос звучит звонко
и четко, как нужно. Лида слышит себя как бы со стороны, словно не с ней все это происхо-
дит. Наконец слышит, что ей говорят:"- Рапорт принят". Лида встает рядом с пионервожатой,
потом выступают другие люди, а Лида все еще не может придти в себя. Пионервожатая ти-
хонько говорит ей:"- Молодец!" и, не заметно, тыльной стороной ладони поглаживает Лиде
руку. Только тут Лида перестает волноваться и понимает, что она сделала все, как надо.